Круглая площадь

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

Архи­тек­тура Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

image001

Круг­лая площадь

image075Фото 1. Круг­лая пло­щадь и ее тер­раса. На зад­нем плане Север­ная пира­мида (2005)[i]

Пло­щадь в форме круга диа­мет­ром 21 м, рас­по­ло­жен­ная ниже уровня земли между зда­ни­ями Ста­рого храма – во внут­рен­нем дво­рике (Атри­уме Лан­сона), назы­ва­ется Круг­лой утоп­лен­ной (hundida) пло­ща­дью. (Тер­мин «утоп­лен­ный» упо­треб­ля­ется здесь в том же зна­че­нии, что «полу­под­зем­ный» – «semisubterráneo» для углуб­лен­ных в землю хра­мов в Тиа­у­а­нако. И нужно ска­зать, что тер­мин «утоп­лен­ный» гораздо более упо­тре­би­те­лен в лите­ра­туре.) Для того чтобы сде­лать пло­щадь утоп­лен­ной, вокруг нее была наро­щена тер­раса. Счи­та­ется, что тер­раса и дру­гие ком­по­ненты Атри­ума (пло­щадь, лест­ница и три под­зем­ные гале­реи) были постро­ены в одно время.

 image041        image042Фото 2[iа]. Круг­лая пло­щадь до начала рас­ко­пок. Фото 3. Архео­ло­ги­че­ские работы на пло­щади под­хо­дят к концу (2004)

В сере­дине пер­вого деся­ти­ле­тия XXI в. коман­дой Джона Рика были пред­при­няты рас­копки пло­щади (фото 2 и 3) и ее террасы.

image043Фото 4[ii]. Нечто вроде пано­рамы Круг­лой пло­щади, состав­лен­ной мною из двух фото­гра­фий, сде­лан­ных в 2008 г. Лест­ница на зад­нем плане ведет к вер­шине Цен­траль­ной пира­миды Ста­рого храма. Справа (под наве­сом) – то, что оста­лось от рез­ных камен­ных плит, кото­рые укра­шали площадь

image045Фото 5[iii]. Вид на Круг­лую пло­щадь с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны (со сто­роны Ста­рого храма). Сни­мок 2008 г.

Пло­щадь имеет две лест­ницы, рас­по­ло­жен­ные на одной линии с лест­ни­цей, веду­щей на тер­расу пер­вой сту­пени Пира­миды Лансона.

Plaza CircularФото 6[iv]. Остатки обли­цовки пло­щади (2010)

Ее стены были обли­цо­ваны в два ряда сте­лами – камен­ными пли­тами, деко­ри­ро­ван­ными резь­бой (фото 6). Всего их было 56[v].

image014 image085Фото 7[vi]. Одна из стел верх­него ряда, изоб­ра­жа­ю­щая боже­ство с жез­лом в виде как­туса Сан-Педро. Фото 8[vii]. Общий план фраг­мента стены с место­по­ло­же­нием стелы (край­няя справа)

image053Фото 9[viii]. Стелы Круг­лой пло­щади, изоб­ра­жа­ю­щие фигуры, кото­рые тру­бят в путуто

Ряд из боль­ших, почти квад­рат­ных плит был укра­шен рез­ными изоб­ра­же­ни­ями череды мифи­че­ских пер­со­на­жей (фото 7 – 9), как будто шеству­ю­щих к лест­нице, кото­рая ведет к Пира­миде Лан­сона. Ряд из узких плит мень­шего раз­мера, рас­по­ла­га­ю­щийся ниже, пред­став­лял про­цес­сию коша­чьих, кото­рые сле­дуют в том же направ­ле­нии, что и мифи­че­ские пер­со­нажи[ix] (фото 10 – 12).

image088 image093Фото 10[ixa] и 10а[ixb]. Плиты ниж­него ряда (2005 и 2013 гг.)

image018 image086Фото 11[x] и 12[xi]. Плиты ниж­него ряда (2007 и 2013 гг.)

По Г. Ершо­вой, часть ком­плекса с Круг­лой пло­ща­дью, ори­ен­ти­ро­ван­ная на восток – в сто­рону солнца, сим­во­ли­зи­ро­вала «живое про­стран­ство». «Да и сама форма пло­щади в форме круга явля­лась сим­во­лом солнца, – пишет она. – Здесь про­ис­хо­дили обще­ствен­ные собра­ния, реша­лись хозяй­ствен­ные и поли­ти­че­ские вопросы. Кроме того, пло­щадь вме­сте с построй­ками могла исполь­зо­ваться и для про­ве­де­ния аст­ро­но­ми­че­ских наблю­де­ний»[xii]. Такого же мне­ния, похоже, при­дер­жи­ва­ются и перу­ан­ские уче­ные, судя по кар­тине, выстав­лен­ной в музее Чавина (фото 13).

image058Фото 13[xiii]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея Чавина (2011)

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |151617 | 18 | 18a | 18b |18с | 18d | 19 | 20 |


[v] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).

[xii] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>