1.2.10.3. Ритуал в жреческой среде

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков

1.2.10. Риту­алы кро­во­пус­ка­ния, окон­ча­ние

image0011.2.10.3. Ритуал в жре­че­ской среде

image017Фото 1[1]. Кецаль­ко­атль, жрец-правитель Тулы. Лист 7v, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Согласно легенде, кото­рую при­во­дит Педро де лос Риос в своем кодексе[2], пра­ви­тель Тулы Кецаль­ко­атль (зем­ное вопло­ще­ние бога Кецаль­ко­атля) «был пер­вый, кто начал молиться Богам и совер­шать им жерт­во­при­но­ше­ния». Мини­а­тюра кодекса изоб­ра­жает его в ипо­стаси жреца, совер­ша­ю­щего ритуал кро­во­пус­ка­ния на горé-пирамиде (фото 1). Кожа Кецаль­ко­атля покрыта корич­не­вой крас­кой. В руках он дер­жит посох и сумку с копа­лом. Рядом нари­со­ваны атри­буты риту­ала – куриль­ница и лист магея. Листья магея также воткнуты в ноги Кецалькоатля.

«Гово­рят, что он жерт­во­вал самим собой, пус­кая соб­ствен­ную кровь шипами и |совер­шая| дру­гие виды пока­я­ния, – пишет Педро де лос Риос. – Он имел обык­но­ве­ние бро­сать в огонь золото, дра­го­цен­ные камни и ладан, когда ему каза­лось, что уже при­шли бед­ствия к его народу по при­чине малого почте­ния, ока­зы­ва­е­мого людьми Богам, потому что они не только не слу­жили им, но и не жерт­во­вали те вещи, кото­рые в мире ценятся, но их наме­ре­нием было дарить |тако­вые| себе для удо­воль­ствия и отдыха в этой жизни и совер­шать мно­гие дру­гие грехи; чтобы вос­пре­пят­ство­вать этому, сле­до­вало уми­ло­сти­вить их теми жерт­во­при­но­ше­ни­ями и, прежде всего, своей соб­ствен­ной кро­вью, жерт­вуя ее. Этим и дру­гими пока­я­ни­ями он уми­ло­сти­вил Богов…».

Кара небес­ная закон­чи­лась, и «вне­запно насту­пило такое изоби­лие, что земля, мно­гие годы быв­шая бес­плод­ной, пода­рила много пло­дов». И когда люди уви­дели это, они начали под­ра­жать Кецаль­ко­атлю «в его при­мере совер­шать пока­я­ние и при­но­сить в жертву Богам не только пре­хо­дя­щие блага, но также и телес­ные, и соб­ствен­ную кровь». «И дабы то лучше было делать», Кецаль­ко­атль учре­дил храмы.

image003Фото 2[3]. Кецаль­ко­атль в ипо­стаси жреца. Стра­ница 22, фраг­мент. Кодекс Бор­джиа (Códice Borgia). Мате­риал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см, длина кодекса 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Таким обра­зом, легенда гово­рит о том, что все совре­мен­ные меши­кам тра­ди­ции покло­не­ния богам были зало­жены Кецаль­ко­ат­лем. Он счи­тался богом-жрецом и покро­ви­те­лем жре­цов, кото­рые обя­заны были сле­до­вать его примеру.

image005Фото 3[4]. Жрецы совер­шают ритуал кро­во­пус­ка­ния с помо­щью заост­рен­ной кости. Лист 55r, фраг­мент. Кодекс Риоса

Педро де лос Риос сооб­щает, что жрецы «жерт­во­вали |кровь| из языка и ушей, и из боков, из ног, и срам­ных мест». Кроме того, «жертвы |в виде крови| при­но­си­лись |про­ка­лы­ва­нием| на руках, в двух местах: одно – ниже локтя, а дру­гое – в верх­ней части мышцы». Это делали только стар­шие жрецы, кото­рые «были испач­каны в чер­ный цвет». «И я видел, – пишет Риос, – одного из этих стар­ших жре­цов и следы |у него на руках|». Ритуал жрецы совер­шали каж­дые пять дней. Риос отме­чает, что обя­за­тель­ным усло­вием как для этого, так и для дру­гих риту­а­лов был горя­щий огонь, кото­рый в хра­мах нико­гда не гасили. Среди «необ­хо­ди­мых для жерт­во­при­но­ше­ния вещей» он назы­вает трубы, рако­вины с фимиа­мом и лезвия.

image019Фото 4[5]. Кера­ми­че­ские чаши и обси­ди­а­но­вые лез­вия, на кото­рых были обна­ру­жены следы крови. Най­дены во время рас­ко­пок Куа­у­ши­калько в августе–сентябре 2012 г.

Оче­видно, Риос имеет в виду лез­вия из обси­ди­ана, такие, как пока­заны на фото 4. Они были най­дены архео­ло­гами во время рас­ко­пок Куа­у­ши­калько в архео­ло­ги­че­ской зоне Вели­кого храма Тено­чтит­лана в августе–сентябре 2012 г. вме­сте с кера­ми­че­скими чашами, кото­рые исполь­зо­ва­лись для сбора крови. Между тем на мини­а­тюре, иллю­стри­ру­ю­щей сооб­ще­ние о ритуале в Кодексе Риоса (фото 3), жрецы для жерт­во­при­но­ше­ния крови при­ме­няют зато­чен­ную кость, кото­рой один из них про­ка­лы­вает себе язык, а дру­гой – ухо. У обоих кровь течет из про­ко­лов (поре­зов) на ногах.

image003Фото 5. Магей. Лист 1, фраг­мент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Инвен­тар­ный № 70400. Раз­меры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и про­из­вод­ства: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[6]

Однако, судя по сви­де­тель­ствам пост­кон­кист­ских кодек­сов, самыми рас­про­стра­нен­ными были уицтли – пер­фо­ра­торы из листа магея (агавы), что можно объ­яс­нить их доступ­но­стью для всех соци­аль­ных слоев. Для про­стых людей и небо­га­тых хра­мов, кото­рые они посе­щали, это было осо­бенно важно. Индей­ские инфор­манты рас­ска­зы­вали о ритуале кро­во­пус­ка­ния испан­ским мона­хам, опи­ра­ясь на свой соб­ствен­ный опыт. Поэтому лист магея и стал в кодек­сах основ­ным пер­фо­ра­то­ром не только жре­цов и при­хо­жан, но даже самого Кецаль­ко­атля в Кодексе Риоса. Что каса­ется пер­фо­ра­тора из кости (омитля), то он появ­ля­ется всего на двух мини­а­тю­рах пост­кон­кист­ских кодек­сов и при этом в руках жре­цов (на листе 55r Кодекса Риоса, см. фото 3) и знат­ной пер­соны (на листе 21r Кодекса Теллериано-Ременсис, см.: 1.2.7.2.1. Жерт­во­при­но­ше­ние крови на при­мере Мон­те­сумы II, фото 3). Кроме того, из пер­фо­ра­то­ров теперь лишь листья магея изоб­ра­жа­ются воткну­тыми в шарик из сухой травы – цака­та­пай­олли (см. фото 10 и 14).

image005Фото 6. Агава лечу­ги­лья (Agave lechuguilla) в Пустын­ном демон­стра­ци­он­ном саду в Лас-Вегасе, США[7]

Сле­дует отме­тить, что, помимо доступ­но­сти, листья магея обла­дали хоро­шими «рабо­чими» каче­ствами. У неко­то­рых раз­но­вид­но­стей агавы, напри­мер у агавы лечу­ги­льи (фото 6), на конце листа име­ется шип. Подоб­ными шипами и дела­лись про­колы. Они были длин­ными, твер­дыми и ост­рыми. Поэтому из них также изго­тав­ли­вали швей­ные иглы. На неко­то­рых мини­а­тю­рах тупой край листьев (место среза) пока­зан окро­вав­лен­ным. Вполне веро­ятно, что с помо­щью под­су­ши­ва­ния (при­жи­га­ния?) его можно было сде­лать ост­рым и исполь­зо­вать вме­сто обси­ди­а­но­вых лез­вий для поре­зов, кото­рые наряду с про­ко­лами прак­ти­ко­ва­лись в ритуале кровопускания.

image013Фото 7[8]. Май­яу­эль бежит над магеем с окро­вав­лен­ными листьями. Стра­ница 68, фраг­мент. Кодекс Борджиа

Не стоит забы­вать также, что агава явля­лась свя­щен­ным рас­те­нием, свя­зан­ным с Боги­ней агавы – Май­яу­эль (фото 7). Пер­фо­ра­торы были свя­щен­ными пред­ме­тами, и на мини­а­тю­рах Кодекса Бор­джиа они изоб­ра­жа­ются как млад­шие божества.

image007Фото 8. Лист 62r, фраг­мент. Кодекс Мен­досы (Códice Mendocino). Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Язык: нау­атль, испан­ский. Время созда­ния: 1547 г. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Великобритания

Запас листьев магея, веток и стеб­лей рас­те­ний, исполь­зо­вав­шихся во время риту­а­лов, все­гда имелся в храме. Обя­зан­ность попол­нять его лежала на жрецах-послушниках. Об этом упо­ми­на­ется в Кодексе Мен­досы[9] на листе 62r. В верх­ней его части изоб­ра­жены чет­веро юно­шей (фото 8). Согласно под­пи­сям рядом с их фигу­рами, пер­вому послуш­нику слева «пору­чено под­ме­та­ние». Вто­рой «идет с гор, нагру­жен­ный вет­ками, чтобы укра­сить» храм. (Согласно Бер­нар­дино де Саа­гуну, их уста­нав­ли­вали на алтаре во время поста и пока­я­ния.) Тре­тий «идет, нагру­жен­ный колюч­ками магея» для храма «для того, чтобы с их помо­щью они под­но­сили дары, извле­кая кровь, демону». Чет­вер­тый «идет, нагру­жен­ный зеле­ным трост­ни­ком» для храма, чтобы сде­лать живые изго­роди [setos] и укра­сить его.

По сло­вам Бер­нар­дино де Саа­гуна, «про­ли­вали также кровь жрецы вне хра­мов, в горах или пеще­рах»[10]. Однако в источ­ни­ках гово­рится только о ноч­ном ритуале кро­во­пус­ка­ния в горах, кото­рый, видимо, совер­шался по при­меру Кецаль­ко­атля. Отправ­ля­ясь в путь, жрецы брали с собой опре­де­лен­ный набор риту­аль­ных предметов.

image017Фото 9. Лист 63r, фраг­мент. Кодекс Мендосы

На листе 63r Кодекса Мен­досы (фото 9) изоб­ра­жен жрец, кото­рый «идет ночью со своим зажжен­ным огнем в горы осу­ществ­лять пока­я­ние». В пра­вой руке он несет тер­ра­ко­то­вую куриль­ницу. Она имела форму ковша с длин­ной руч­кой, конец кото­рой обычно был сде­лан в форме зме­и­ной головы. В левой руке жреца – «мешок с куре­ни­ями копала, чтобы под­не­сти его в каче­стве жертвы демону». На его спине нахо­дится еще один атри­бут жреца – кале­баса (тык­вен­ный сосуд) с таба­ком. Жрец также взял с собой «ветви, чтобы укра­сить место жерт­во­при­но­ше­ния». Его сопро­вож­дает послуш­ник, «кото­рый несет дру­гие вещи для жерт­во­при­но­ше­ния». Судя по рисунку, в их число вхо­дят листья магея.

Сле­до­ва­тельно, обя­за­тель­ными пред­ме­тами для пока­я­ния в горах были: 1) ветви дерева и/или, по Бер­нар­дино де Саа­гуну[11], «стебли зеле­ного трост­ника, свя­зан­ные по трое». Они пред­на­зна­ча­лись для того, чтобы сде­лать «кро­вать» (под­сти­ла­ю­щий слой) для при­но­ше­ний; 2) копал для вос­ку­ре­ния; 3) пер­фо­ра­торы для кро­во­пус­ка­ния из листьев магея (уицтли); 4) шарик (шарики) из сухой травы (цака­та­пай­олли). Согласно Бер­нар­дино де Саа­гуну, жерт­во­при­но­ше­ни­ями богам явля­лись все пере­чис­лен­ные предметы.

Но идола, кото­рого нужно было мазать или поли­вать кро­вью, в этом списке нет. Во время риту­ала в горах каю­щийся, по сло­вам Саа­гуна, «окро­вав­ли­вал соб­ствен­ной кро­вью» уицтли и шарик из сухой травы. Пред­став­ле­ние этих пред­ме­тов на кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ниях поз­во­лят пред­по­ло­жить, что шарик из травы сим­во­ли­зи­ро­вал Солнце (закат­ное или вос­хо­дя­щее), а воткну­тые в него уицтли – сол­неч­ные лучи. Как же жрецы посту­пали с ними дальше? Может быть, их сжи­гали, чтобы огонь сразу достав­лял тоналли, содер­жа­щу­юся в крови, к нуж­ному боже­ству? Однако, как ока­за­лось, все атри­буты жерт­во­при­но­ше­ния в конце пока­я­ния жрецы сбра­сы­вали с горы вниз. Об этом сви­де­тель­ствуют тек­сты Бер­нар­дино де Саагуна.

Так, в книге III «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» он при­во­дит изло­же­ние мифа о созда­нии Пятого Солнца в Тео­ти­уа­кане, в кото­ром опи­сы­вает пока­я­ние, совер­шен­ное двумя богами – Нанао­аци­ном и Теку­си­с­те­кат­лем. На них боги воз­ло­жили «обя­зан­ность освя­щать мир». Чтобы стать све­ти­лами Нанао­ацин и Теку­си­с­те­катль должны были прыг­нуть в огонь очага, кото­рый был устроен на одной скале, назы­ва­е­мой Тео­теш­калли. Но прежде им нужно было совер­шить пока­я­ние в тече­ние четы­рех ночей на спе­ци­ально постро­ен­ной для каж­дого башне, подоб­ной холму. «И как только закон­чи­лись четыре ночи их пока­я­ния, – пишет Бер­нар­дино де Саа­гун, – они тут же сбро­сили оттуда ветви и все осталь­ное, с чем совер­шали пока­я­ние. Это про­изо­шло в конце или в остатке их пока­я­ния, перед тем как сле­ду­ю­щей ночью в пол­ночь они должны были начать свою службу». Как мне пред­став­ля­ется, из этого рас­сказа сле­дует, что жерт­вен­ная кровь была посвя­щена как богам небес, так и богам земли. Послед­ние полу­чили ее, когда окро­вав­лен­ные шипы и шарики из сухой травы, а также дру­гие атри­буты риту­ала были сбро­шены вниз, на землю.

Миф о сотво­ре­нии Солнца, при­ве­ден­ный Саа­гу­ном, содер­жит идео­ло­гию пока­я­ния, выра­жен­ную в легенде о Кецаль­ко­атле – учи­теле пока­я­ния, кото­рую запи­сал Педро де лос Риос (Она была при­ве­дена ранее.) Кецаль­ко­атль учил, что нужно «при­но­сить в жертву Богам не только пре­хо­дя­щие блага, но также и телес­ные, и соб­ствен­ную кровь». Он утвер­ждал, что уми­ло­сти­вить богов можно, «прежде всего, своей соб­ствен­ной кро­вью, жерт­вуя ее». В мифе о сотво­ре­нии Солнца Солн­цем ста­но­вится бед­ный и боль­ной бог Нанао­ацин, кото­рый во время пока­я­ния пожерт­во­вал свою кровь, а не Теку­си­с­те­катль. При­но­ше­ние Теку­си­с­те­катля было рос­кош­ным, однако свою кровь богам он не пожертвовал.

«И все, что пожерт­во­вал бог, назы­ва­е­мый Теку­си­с­те­катль, – отме­чает Бер­нар­дино де Саа­гун, – было дра­го­цен­ным: вме­сто вет­вей он пожерт­во­вал цен­ные перья, назы­ва­е­мые кецалли [quetzalli], а вме­сто мячей из сухой травы он пожерт­во­вал мячи из золота; и вме­сто колю­чек агавы он пожерт­во­вал острия, сде­лан­ные из крас­ного коралла, и копал, кото­рый он пожерт­во­вал, был наилучшим.

А сифи­ли­тик, кото­рого звали Нанао­ацин [Nanaoatzin], вме­сто вет­вей пожерт­во­вал стебли зеле­ного трост­ника, свя­зан­ные по трое, и всего он их при­нес девять, пожерт­во­вал шарики сухой травы и колючки магея, и окро­ва­вил их соб­ствен­ной кро­вью; и вме­сто копала пожерт­во­вал гной из своих нарывов».

image011Фото 10[12]. Ритуал кро­во­пус­ка­ния. Лист 248v. Исто­рия Индий Новой Испа­нии (Кодекс Дюрана). Тип доку­мента: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

Ритуал кро­во­пус­ка­ния в горах, совер­ша­е­мый жре­цами, пока­зан на листе 248v Кодекса Дюрана (фото 10). Один из них дер­жит сумку с копа­лом и куриль­ницу, а дру­гой – про­ты­кает свою ногу уицтли, пус­кая кровь. В пра­вом верх­нем углу нари­со­вана идео­грамма кро­во­пус­ка­ния – шарик из сена с воткну­тыми в него окро­вав­лен­ными уицтли. С трех сто­рон цака­та­пай­олли окру­жен сре­зан­ными рас­те­ни­ями. В них можно узнать «стебли зеле­ного трост­ника, свя­зан­ные по трое», кото­рые упо­ми­нает Бер­нар­дино де Саагун.

Жре­цов на этом и дру­гих рисун­ках кодек­сов можно узнать по окро­вав­лен­ному уху, тем­ному цвету тела и длин­ным воло­сам, кото­рые они нико­гда не стригли и не рас­че­сы­вали. Известно также, что жрецы нико­гда не мылись. В Кодексе Риоса ска­зано, что жрецы «ходили чер­ными и гряз­ными, и зло­вон­ными, и отвра­ти­тель­ными, и все в крови». Однако эти харак­те­ри­стики отно­сятся только к «чер­ному» жре­че­ству, пред­ста­ви­тели кото­рого давали обет без­бра­чия. Их жестоко нака­зы­вали, если ули­чали в свя­зях с жен­щи­нами. У ацте­ков суще­ство­вало также «белое» жре­че­ство, пред­ста­ви­тели кото­рого имели семьи. Их было боль­шин­ство. Они про­во­дили все гиги­е­ни­че­ские про­це­дуры[13]. Кроме того, жрецы совер­шали омо­ве­ние до и после важ­ных цере­мо­ний. В хра­мо­вом ком­плексе Тено­чтит­лана этим целям слу­жил бас­сейн, назы­вав­шийся Тоц­па­латль (Tozpálatl – «Глаз воды или весны») – фото 11, № 17.

image021Фото 11[14]. Рекон­струк­ци­он­ный макет хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии Мек­сики. 1 – Вели­кий храм: 1a – свя­ти­лище Тла­лока, 1b – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 2 – пред­по­ло­жи­тельно Храм орлов; 3 – Дом орлов; 4 – малое цом­пантли; 5 – Дом ягу­а­ров; 6 – Храм ягу­а­ров или Храм Тес­кат­ли­поки; 7 – Коатео­калли (Coateocalli – «Храм всех богов»); 8 – Храм Сиуа­ко­атль, Богини земли, дето­рож­де­ния и войны; 9 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 10 – Вели­кое цом­пантли; 11 – Вели­кое куа­у­ши­калько; 12 – ста­дион для игры в мяч; 13 – Храм Шико­ме­ко­атль (Chicomecóatl), Богини куку­рузы; 14 – Храм Шочи­ке­цаль (Xochiquétzal), Богини цве­тов, юно­сти и любви; 15 – Храм Тона­тиу, Бога Солнца; 16 – Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико); 17 – Тоц­па­латль; 18 – Каль­ме­как (Calmécac) – школа для моло­дых ноблей с хра­мом бога-покровителя Кецаль­ко­атля[15]

Между тем на рисун­ках пост­кон­кист­ских кодек­сов жрецы тра­ди­ци­онно изоб­ра­жа­ются с телами серо-черно-коричневых оттен­ков, длин­ными воло­сами, пере­хва­чен­ными шну­ром, и окро­вав­лен­ным ухом. Эти при­знаки на мини­а­тю­рах Кодекса Мен­досы поз­во­ляют иден­ти­фи­ци­ро­вать как жре­цов не только сол­дат и офи­це­ров, но также выс­ших воен­ных и госу­дар­ствен­ных чинов в рос­кош­ном обла­че­нии (Подроб­нее см.: 1.2.3. Захват плен­ных как основ­ная задача воина.)

О риту­аль­ной дея­тель­но­сти жре­цов известно довольно мало, поскольку индей­ские инфор­манты испан­ских мона­хов сами не были жре­цами и могли рас­ска­зать о жре­цах и риту­а­лах только с пози­ции прихожан.

«Выпол­няя очень важ­ные рели­ги­оз­ные функ­ции, жрецы были также носи­те­лями и хра­ни­те­лями зна­ний, – пишет оте­че­ствен­ный месо­аме­ри­ка­нист В.Е. Баг­лай, ссы­ла­ясь на испан­ского исто­рика Фран­сиско Лопеса де Гомару (1511 – 1566). – Они обу­чали своих уче­ни­ков устно или исполь­зуя осо­бого типа ран­нее письмо, с помо­щью кото­рого фик­си­ро­ва­лись исто­ри­че­ские, гене­а­ло­ги­че­ские, обря­до­вые и дру­гие све­де­ния, зна­ком­ство с кото­рыми было необ­хо­димо буду­щим пред­ста­ви­те­лям гос­под­ству­ю­щих слоев. Эти зна­ния носили эли­тар­ный харак­тер, и под угро­зой нака­за­ния запре­ща­лось посвя­щать в них про­стых людей»[16].

Однако логично было бы пред­по­ло­жить, что жрецы совер­шали ритуал кро­во­пус­ка­ния перед каж­дым обра­ще­нием к богам и перед каж­дой зна­чи­мой цере­мо­нией, а не только один раз в пять дней, как пишет Педро де лос Риос. Так, рас­ска­зы­вая о жерт­во­при­но­ше­нии плен­ных на теч­катле, тот же Риос сооб­щает: «Стар­шие жрецы, когда совер­шали эти жерт­во­при­но­ше­ния, должны были сами при­но­сить жертвы»[17]. Оче­видно, что он имеет в виду кровопускания.

image015Фото 12[18]. Покло­не­ние «вла­дыке смерти». Лист 76, фраг­мент. Кодекс Тудела

В Кодек­сах Малья­бекки и Тудела опи­сы­ва­ется ритуал, в ходе кото­рого жрецы соби­рали пущен­ную кровь в чашку и поли­вали ей идол бога, кото­рому они при­но­сили жертву. Эта прак­тика под­твер­жда­ется иссле­до­ва­ни­ями веществ, сохра­нив­шихся в Доме орлов на полу перед кера­ми­че­скими ста­ту­ями (подроб­нее см.: 1.2.7.2.3. Дом орлов).

image049Фото 13[19]. Покло­не­ние «вла­дыке смерти». Лист 88r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип доку­мента: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние, пред­при­ня­тое Жозефом-Флоримоном гер­цо­гом де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921) в 1904 г. в Париже. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

Мини­а­тюры обоих кодек­сов (фото 12 и 13) пока­зы­вают покло­не­ние боже­ству, образ кото­рого напо­ми­нает Микт­лан­те­кутли. В тек­сте Кодекса Малья­бекки оно назы­ва­ется «вла­ды­кой смерти», «очень пре­воз­но­си­мым в их обря­дах, како­вой все­гда имел вели­кую жажду люд­ской крови». Два жреца под­но­сят боже­ству чаши с кро­вью, она также течет из их пра­вой руки и ушей. Тре­тий жрец, стоя на лест­нице, опро­ки­ды­вает чашу с кро­вью на голову боже­ства. Однако автор испан­ского тек­ста Кодекса Малья­бекки не учел тот факт, что на мини­а­тюре листа 88r изоб­ра­жены жрецы. Поэтому в своем ком­мен­та­рии к ней он гово­рит об обы­чае, суще­ство­вав­шем среди индей­цев в целом:

«…Имелся закон, чтобы никто не дол­жен был вхо­дить в его храм, не пожерт­во­вав чашку чело­ве­че­ской крови, и вме­сте с этим дол­жен был иметь окро­вав­лен­ной пра­вую руку тот, кто при­хо­дил жерт­во­вать, и это делали для того, чтобы этот дья­вол был к ним бла­го­скло­нен в час их смерти, в память чего клали к ногам этого демона мно­гие черепа и кости умер­ших, ука­зы­вая, что… он был вла­ды­кой смерти, и когда жерт­во­ва­лась эта кровь, ста­вили позади него лест­ницу, и под­ни­ма­лись по ней, и раз­брыз­ги­вали ее над голо­вой в знак того, что он ее при­ни­мал и поме­щал себе на голову эту жертву, чтобы он не забыл об этом в час смерти того, кто ее при­нес. Он имел откры­тый рот и высу­ну­тый вос­па­лен­ный язык, озна­чав­ший, чтобы нико­гда не гово­рили, что нет жертвы, чтобы ему принести».

image0571.2.10.4. Кро­во­пус­ка­ние в жизни про­стых людей

Бер­нар­дино де Саа­гун в своей «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» пишет, что ритуал кро­во­пус­ка­ния как в храме, так в дру­гих местах совер­шали не только муж­чины, но и жен­щины. В «Сооб­ще­нии о крови, кото­рая про­ли­ва­лась в честь демона, в храме и вне его»[20] он при­во­дит спо­соб кро­во­пус­ка­ния, кото­рый не встре­ча­ется в дру­гих доку­мен­тах. Этот спо­соб пред­по­ла­гал исполь­зо­ва­ние малень­кого ножа (navaja) и соломинок.

«Они также про­ли­вали кровь перед демо­нами для сво­его покло­не­ния, в назна­чен­ные дни, – пишет Саа­гун, – и делали это таким обра­зом: если они хотели про­лить кровь из языка, они пус­кали ее ост­рым кон­цом малень­кого ножа, и через про­кол, кото­рый полу­чался, они про­тя­ги­вали много тол­стых соло­ми­нок сена, согласно бла­го­че­стию каж­дого; неко­то­рые при­вя­зы­вали одну к дру­гой и про­тя­ги­вали их, как про­тя­ги­вают нить, про­пус­кая их через про­кол в языке; дру­гие по одной вытя­ги­вали мно­же­ство их и остав­ляли там, окро­вав­лен­ные, перед демо­ном или на доро­гах или в каль­пулько. Они делали то же самое с руками и ногами».

Бер­нар­дино де Саа­гун сооб­щает также, что люди про­ли­вали кровь за пять дней до глав­ного празд­ника, кото­рый отме­чался в послед­ний день месяца. «…Они делали раз­резы в ушах, из кото­рых они извле­кали кровь, и этой кро­вью мазали свои лица, делая линии из крови; жен­щины делали подо­бие круга, а муж­чины делали пря­мую линию от брови до челю­сти. Жен­щины совер­шали покло­не­ние также, чтобы жерт­во­вать эту кровь в тече­ние вось­ми­де­сяти дней три раза по три дня или четыре раз по четыре дня, все это время».

«Неко­то­рые для сво­его покло­не­ния жерт­во­вали кровь в хра­мах, на ноч­ных бде­ниях празд­ни­ков, – отме­чает также Саа­гун, – и для того чтобы их жертва была лучше при­нята, они отправ­ля­лись искать дикий лавр, кото­рый они назы­вали акшой­ат­лем (acxóyatl), кото­рый во мно­же­стве рас­тает в этих горах, и они отно­сили поли­тые кро­вью из ноги два ост­рых конца магея в каль­пулько, и оттуда они несли их в храм, и делали под­стилку из све­жих вет­вей лавра и клали на нее окро­вав­лен­ные ост­рые концы магея, жерт­вуя их тому богу, кото­рому они совер­шали покло­не­ние, и это они назы­вали acxoyatemaliztli».

Обы­чай жерт­во­вать богам свою кровь был неотъ­ем­ле­мой частью жизни про­стых людей, кото­рые про­дол­жали сле­до­вать ему и после кон­ки­сты. Об этом сви­де­тель­ствует фран­цис­кан­ский монах Тори­био де Бена­венте (Toribio de Benavente, конец XV в. – 1568 г.), извест­ный под име­нем Мото­ли­ния (Motolinia – бед­няк), кото­рое ему дали индейцы. Он был в числе пер­вых 12 свя­щен­ни­ков, при­быв­ших в 1523 г. в Новую Испа­нию, в обя­зан­но­сти кото­рых, в част­но­сти, вхо­дило иско­ре­не­ние идо­ло­по­клон­ни­че­ства и обра­ще­ние корен­ных жите­лей в хри­сти­ан­скую веру.

«Но вско­ро­сти бра­тьям нашим ска­зали, – пишет он, – что индейцы своих идо­лов пря­чут, зары­вают их у под­но­жья кре­стов или под пли­тами хра­мо­вых лест­ниц, чтобы, делая вид, будто покло­ня­ются кре­сту, покло­няться своим демо­нам; так они наде­я­лись про­длить жизнь идо­ло­по­клон­ству. Идо­лов же у индей­цев было пре­ве­ли­кое мно­же­ство, и сто­яли они везде — в дья­воль­ских их хра­мах, во дво­рах, на воз­вы­шен­но­стях, в лесах и на хол­мах, особ­ливо же на пере­ва­лах и на высо­ких горах, везде, где только было высо­кое место, или про­сто кра­си­вое, или под­хо­дя­щее для отдыха; и каж­дый, кто про­хо­дил мимо, окроп­лял идола своей кро­вью, про­ко­лов себе ухо или язык, или бро­сал щепотку здеш­него куре­ния, назы­ва­е­мого копал, а иной бро­сит сорван­ные по дороге розы, а ежели совсем ничего нет, то пучок зеле­ной травы или соломы; там они и отды­хали, особ­ливо же если шли с ношей, ибо индейцы часто носят на себе изрядно боль­шую и уве­си­стую поклажу»[21].

image047Фото 14. Ритуал кро­во­пус­ка­ния перед Микт­лан­те­кутли. Лист 79r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

В Кодексе Малья­бекки из трех мини­а­тюр на тему жерт­во­при­но­ше­ния крови две посвя­щены риту­алу кро­во­пус­ка­ния, кото­рый совер­шали при­хо­жане в храме. Одна из них пред­став­лена на лист 79r (фото 14). Здесь при­хо­жане так же, как жрецы на пер­вой мини­а­тюре (см. фото 13), покло­ня­ются боже­ству Под­зем­ного мира. На сей раз это – его вла­дыка Микт­лан­те­кутли, кото­рый вос­се­дает на вер­шине пира­миды храма. Двое муж­чин совер­шают ритуал кро­во­пус­ка­ния. Один из них шипом листа магея про­ткнул свой язык, а дру­гой – ухо. На их телах видны кро­во­то­ча­щие раны от про­ко­лов и/или поре­зов. У осно­ва­ния пира­миды нахо­дится идео­грамма риту­ала кро­во­пус­ка­ния – изоб­ра­же­ние цака­та­пай­олли с воткну­тыми в него уицтли. Рядом горит огонь.

Согласно ком­мен­та­рию[22], рису­нок «пока­зы­вает спо­соб, како­вой индейцы имели, чтобы совер­шить пока­я­ние, и он состоял в том, чтобы поме­стить вверху сидя­щим идола, кото­рого они назы­вали Микт­лан­те­кутли, что озна­чает «Вла­дыка мерт­ве­цов», и перед ним они совер­шали жерт­во­при­но­ше­ния из ушей, а дру­гие из язы­ков, а дру­гие из икр, и они состо­яли в том, что они про­ты­кали свои уши и свои языки некими очень ост­рыми шипами, и так совер­шали покаяние».

image029Фото 15[23]. Покло­не­ние Отон­те­кутли или Тес­кат­ли­поке. Лист 87r, фраг­мент. Кодекс Мальябекки

К послед­ней из трех мини­а­тюр на тему кро­во­пус­ка­ния (лист 87r, фото 15) ком­мен­та­рий в Кодексе Малья­бекки отсут­ствует. Пред­по­ла­га­ется, что она изоб­ра­жает покло­не­ние Отон­те­кутли, кото­рый у народа отоми был вер­хов­ным богом-творцом, вла­ды­кой огня и страны умер­ших, или Тес­кат­ли­поке (Tezcatlipoca – «Дымя­ще­еся зер­кало») – одному из глав­ных божеств (наряду с Кецалькоатлем/Кукульканом) позд­них майя, а также ацте­ков. Тес­кат­ли­пока был тесно свя­зан с Уици­ло­по­чтли, оли­це­тво­рял солнце как губи­тель­ное начало, ночь, «утрен­нюю и вечер­нюю звезду» (Венеру), пове­ле­вал четырьмя сто­ро­нами света[24]. Атри­бу­том Тес­кат­ли­поки явля­лось зер­кало или щит из обси­ди­ана. Воз­можно, именно такое зер­кало дер­жит в руке бог, изоб­ра­жен­ный на листе 87r.

На рисунке бог сидит на вер­шине пира­миды с окро­вав­лен­ной лест­ни­цей. Он одет в плащ с  крас­ными, воз­можно кро­ва­выми, поло­сами. Сто­я­щий перед богом муж­чина под­но­сит ему такой же плащ, видимо, изго­тов­лен­ный из бумаги, и с такими же поло­сами, кото­рые сде­ланы кро­вью. Он дер­жит его на вытя­ну­тых руках над огнем алтаря или печи. Глифы горе­ния, иду­щие от огня, под­ни­ма­ются к плащу. Это наво­дит на мысль о том, что дан­ное при­но­ше­ние богу будет сожжено. Глифы горе­ния рас­про­стра­ня­ются также на при­но­ше­ния дру­гих при­хо­жан, кото­рые сидят позади пер­со­нажа с пла­щом. Это: зеле­ные ветки для укра­ше­ния храма, окро­вав­лен­ные уицтли, а также куриль­ницы и чаши с кро­вью, содер­жи­мое кото­рых по какой-то при­чине копи­ист забыл рас­кра­сить в цвета огня и крови, оста­вив их белыми. Кровь течет из ран на голе­нях прихожан.

Внизу мини­а­тюры нахо­дится крас­ный ков­рик с зеле­ной кай­мой. На него запол­зает яще­рица, кото­рая явля­ется также зна­ком кален­дар­ного дня. Над ней нари­со­ваны пять круж­ков. Поэтому вполне воз­можно, что на мини­а­тюре изоб­ра­жена дата 5 Яще­рица. Рядом сидит пер­со­наж с почат­ком куку­рузы в руке.

Ком­мен­та­рий к ана­ло­гич­ному рисунку на листе 73v Кодекса Тудела сооб­щает: «Рису­нок выше – это то, как, когда про­сят какую-либо вещь у бога или демона, кото­рого чествуют, чтобы уви­деть, услы­шал ли он их просьбы, клали возле сту­пе­ней алтаря, где нахо­дился демон, ков­рик или циновку, и если выла­зила ящерка и поме­ща­лась над цинов­кой, это был знак, что демон услы­шал их просьбы, и что он даст им то, о чем они его про­сили, а если нет, про­ис­хо­дил боль­шой танец и пьянка, и пока не выла­зила ящерка, оста­ва­лись без­утеш­ными и печаль­ными, и гово­рили, что бог или демон раз­гне­ван, и пости­лись и истя­зали себя [sacrificavanse], чтобы уми­ло­сти­вить его».

К сожа­ле­нию, ком­мен­та­торы кодек­сов Малья­бекки и Тудела плохо пони­мали, что именно изоб­ра­зил индей­ский худож­ник на мини­а­тюре, кото­рая была ско­пи­ро­вана и вклю­чена в состав их книг. В резуль­тате один ком­мен­та­тор оста­вил изоб­ра­жен­ную сцену без пояс­не­ний, а вто­рой – дал ей весьма сомни­тель­ное тол­ко­ва­ние. Однако мини­а­тюра сама по себе сви­де­тель­ствует о том, что люди совер­шали ритуал кро­во­пус­ка­ния перед идо­лами не только Микт­лан­те­кутли, но и перед ста­ту­ями дру­гих богов. Известно, что ацтеки жерт­во­вали свою кровь богам в ходе риту­ала кро­во­пус­ка­ния на кален­дар­ных празд­ни­ках. Поэтому можно пред­по­ло­жить, что рису­нок индей­ского худож­ника изоб­ра­жает один из таких празд­ни­ков, на кото­рой совер­ша­ется жерт­во­при­но­ше­ние крови его богу-покровителю.

Перед празд­ни­ком пости­лись, а зна­чит, пус­кали себе кровь, те, кто при­ни­мал в нем уча­стие в каче­стве дей­ству­ю­щего лица.

Напри­мер, по сооб­ще­нию Педро де лос Риоса, воен­но­плен­ного и его това­ри­щей, кото­рые должны были участ­во­вать в гла­ди­а­тор­ских боях, жрецы застав­ляли «поститься 40 дней». В тече­ние этого вре­мени «его оде­вали в наряд дья­вола, кото­рому устра­и­вался празд­ник, и послед­ним рас­кра­ши­вали лицо в чер­ный цвет, и про­ка­лы­вали лез­ви­ями, и в день празд­ника укра­шали голову белыми перьями»[25].

Мно­го­днев­ный пост перед празд­ни­ком Тош­катль (Toxcatl – Засуха) дер­жали те, кото­рые желали воз­гла­вить тор­же­ствен­ную про­цес­сию и полу­чить титул брата Уици­ло­по­чтли. Тош­катль был у меши­ков одним из самых зна­чи­тель­ных празд­ни­ков. Нака­нуне из теста изго­тав­ли­вали ста­тую Уици­ло­по­чтли, кото­рая была глав­ным объ­ек­том покло­не­ния ему во время цере­мо­ний. «После того, как начался рас­свет празд­нич­ного дня, – пишет Бер­нар­дино де Саа­гун, – очень рано утром, открыли лицо [идола Уици­ло­по­чтли] те, кто дал обет совер­шить это. Они рас­по­ло­жи­лись цепоч­кой перед идо­лом и начали воз­да­вать хвалу… И вот уже воз­несли его, поста­вили на пира­миду. И все муж­чины, все моло­дые воины радостно гото­ви­лись про­ве­сти празд­ник… И когда все собра­лись, празд­ник начался, и открылся он пением и тан­цем змеи… И те, кто постился одну два­дца­ти­дневку, и те, кто постился год, дви­га­лись во главе про­цес­сии… те, кто постился год, были осо­бенно ува­жа­емы и полу­чали почет­ный и осо­бен­ный титул «бра­тья Уици­ло­по­чтли»[26]. (Подроб­нее см.: 1.2.6. Рели­ги­оз­ные празд­ники.)

image017Фото 16[27]. Поминки по усоп­шему на празд­нике Тититль. Лист 72r. Кодекс Мальябекки

Между тем в одном из источ­ни­ков, опуб­ли­ко­ван­ных мек­си­кан­ским исто­ри­ком Феде­рико Гоме­сом де Оро­ско в мате­ри­але «Обы­чаи, празд­ники, погре­бе­ния…», ука­зы­ва­ется, что кровь жерт­во­ва­лась также людям – живыми, умер­шими или боль­ными. Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что ритуал кро­во­пус­ка­ния (само­по­жерт­во­ва­ния) не сопро­вож­дал погре­баль­ные цере­мо­нии. Он совер­шался только во время поми­нок по усоп­шему на празд­нике поми­но­ве­ния мерт­вых. В хро­ни­ках отме­ча­ется, что на этом празд­нике спе­ци­ально изго­тов­лен­ные ста­туи пред­ков мазали кро­вью[28]. То есть род­ствен­ники покой­ного жерт­во­вали ее не богу, а именно усоп­шему. Содер­жа­ща­яся в крови энер­ге­ти­че­ская суб­стан­ция тоналли должна была, видимо, при­дать душе усоп­шего силу для того, чтобы она не исчезла во время сво­его опас­ного путе­ше­ствия по Под­зем­ному миру, длив­ше­гося четыре года, и достигла цели – девя­того уровня Микт­лана. Такая прак­тика была рас­про­стра­нена, ско­рее всего, среди незнат­ных ацте­ков, кото­рые на похо­ро­нах и помин­ках род­ствен­ника не имели воз­мож­но­сти при­но­сить в жертву рабов и слуг, как это дела­лось на похо­ро­нах элиты. Поэтому они жерт­во­вали ему свою соб­ствен­ную кровь.

image013image015image017



[2] Кодекс Риоса цити­ру­ется по кн.: Кодекс Риос. Отрывки // Ска­за­ния о Солн­цах. Мифы и исто­ри­че­ские легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талах. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).

[9] Рисунки и текст из Кодекса Мен­досы при­во­дятся по кн.: Кодекс Мен­доса / Под редак­цией и в пере­воде В.Н. Талаха, С.А. Куп­ри­енко. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).

[10] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Apéndice del Segundo Libro // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/232/mode/2up).

[11] Бер­нар­дино де Саа­гун. Все­об­щая исто­рия собы­тий в Новой Испа­нии. Отрывки. Кн. VII. Гл. II // Ска­за­ния о Солн­цах. Мифы и исто­ри­че­ские легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талах. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).

[13] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/zhrechestvo.html#.WhrE1Xlx11A).

[16] Баг­лай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/zhrechestvo.html#.WhrE1Xlx11A).

[17] Одежда, обряды и оде­я­ния индей­цев Мек­сики (согласно «Кодекса Риос») // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[19] http://www.famsi.org/research/loubat/Magliabecchiano/page_88r.jpg

[20] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Apéndice del Segundo Libro // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/232/mode/2up).

[21] Тор­био де Бена­венте (Мото­ли­ниа). Исто­рия индей­цев Новой Испа­нии (Historia de los indios de la Nueva Espana) (http://vostlit.narod.ru/Texts/rus8/Motolinia/text.htm).

[22] Кодексы Малья­бекки и Тудела цити­ру­ются по кн.: Кодекс Малья­бекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куп­ри­енко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).

[24] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext1.phtml).

[25] Одежда, обряды и оде­я­ния индей­цев Мек­сики (согласно «Кодекса Риос») // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос).

[26] Цит. по: Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).

[28] Chávez Balderas X. Rituales funerarios en el Templo Mayor de Tenochtitlan. 2003 (https://www.researchgate.net/publication/31855774_Rituales_funerarios_en_el_Templo_Mayor_de_Tenochtitlan_X_Chavez_Balderas).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>