4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.2. Грибы в доиспанских пиктографических кодексах
4.2.1. Группа Борджиа, продолжение
По мнению ученого-месоамериканиста Карла Таубе (Karl Taube, род. в 1957 г., США), рисунки в Кодексе Борджиа выполнены в стиле, характерном для Позднего постклассического периода Центральной Мексики (1200 – 1519). Пропорции человеческих тел и другие условности изображений указывают на то, что кодекс вряд ли был создан в ацтекской столице Теночтитлане. По словам К. Таубе, он вполне мог происходить из региона современного штата Пуэблы[i].
В долине Пуэблы располагались города-государства, которые не хотели подчиняться мешикам и признавать их богов, в особенности их бога-покровителя Уицилопочтли. Поэтому города долины вели с Теночтитланом и Тройственным союзом, который он возглавлял, так называемые цветочные войны. Один из городов – Тлашкалу – Теночтитлану так и не удалось покорить. В каком из городов долины Пуэблы был создан Кодекс Борджиа, неизвестно. И несмотря на то, что в целом документ выражает ацтекскую религиозную идеологию, она во многом отличается от той, которая была характерна для центра империи – Теночтитлана. Главными богами городов-государств этой долины – Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы были Кецалькоатль – один из первостепенных богов всей Месоамерики и Мишкоатль, – по Э.-Г. Зейлеру, бог чичимеков и охоты, представленный в Кодексе Борджиа как господин четвертого периода Венеры и ипостась Тлауицкальпантекутли (Венеры как Утренней звезды). Судя по тому, что тема человеческих жертвоприношений, тесно связанная с темой священной войны, в кодексе звучит весьма отчетливо, его, как мне представляется, можно датировать второй половиной XV – первыми двумя десятилетиям XVI в.
Специалисты относят Кодекс Борджиа к книгам священных пророчеств, которые использовались совместно с календарем. При этом в нем имеется средняя часть, которая содержит мифы. Кроме того, кодекс изготовлен из дорогих материалов, а его миниатюры выполнены на высоком художественном уровне. А значит, он относится к категории роскошных манускриптов. Перечисленные характеристики кодекса дают возможность предположить, что он был создан не для профессиональных жрецов, а, скажем, для членов правящей семьи. Представители высшей знати, претендовавшие на место вельможи или правителя, по традиции должны были иметь жреческое звание и исполнять жреческие обязанности. Соответственно, помимо своих обычных функций, кодексу требовалось выполнять функции учебника. Поэтому в нем большое внимание уделено определению основополагающих понятий. Они записаны с помощью больших идеограмм. В каждой из них использованы простые, универсальные глифы, которые четко организованы и логически выстроены, что позволяет довольно быстро научиться понимать смысл идеограммы. В итоге присутствующий в кодексе понятийный аппарат значительно облегчает чтение его пиктографических текстов.
Изучение пиктографических текстов Кодекса Борджиа в связи с темой священной войны и человеческих жертвоприношений и, в частности, образа полосатого пленника показало, что грибы не входили в состав снадобий, применявшихся в ходе церемониальных боев и человеческих жертвоприношений. В качестве ритуального напитка использовался пульке (октли), который и сам по себе оказывал специфическое опьяняющее воздействие и, как всякий алкоголь, являлся анальгетиком. Свойства пульке усиливались с добавлением в него священных цветов и их семян. Главенствующая роль пульке в практиках жертвоприношения четко показана только в Кодексе Борджиа. Это стало возможным благодаря тому, что его авторы придумали, как можно обозначить в рисуночном тексте этот напиток молочно-белого цвета. Они создали глиф, который изображает золотой сосуд (октекоматль) с белыми волнами пены, выступающей из его горлышка. На основе глифа пульке жрецы и художники составили несколько идеограмм жертвоприношения. Чтобы подчеркнуть первостепенное значение ритуального напитка, художники показывают октекоматль равным по своим размерам изображению бога и в несколько раз превышающим размеры фигуры человека. А на странице 45 (см. фото 3) он нарисован анимированным (с глазами, носом, ртом и ушами, у которых из отверстий для орехер льется пульке). То есть октекоматль представлен там в качестве божества.
Фото 1[ii]. Страница 12 «Двадцать знаков дней и их божества». Фрагмент «8. Точтли, кролик. 8. Майяуэль, Богиня агавы». Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографический документ. Материал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, вероятно, до конкисты. Место создания: предположительно штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Обратимся вначале к фрагменту страницы 12 (фото 1), где показана покровительница дня 8 Кролик – Майяуэль. Именно из сока агавы (магея), богиней которой она является, изготавливается пульке. Майяуэль сидит на троне в окружении окровавленных листьев магея, изображенных как изготавливавшиеся из них перфораторы для кровопускания – уицтли. Над богиней помещен огромный октекоматль. На данной миниатюре октекоматль, а значит и сам октли, показан как символ жертвоприношения крови вместе с жизнью. Об этом говорят потоки чальчиуатль, два белых флажка смертельного жертвоприношения, а также окровавленная стрела, или дротик (символ ритуального убийства), который пронзает октекоматль.
Фото 2[iii]. Страница 10 «Двадцать знаков дней и их божеств». Фрагмент «17. Оллин, движение. 17. Нанауацин, больной сифилисом, другая форма Шолотля, бога близнецов и уродцев»
На странице 10 октекоматль представлен как символ самосожжения, о чем говорят глифы горения (фото 2). А на странице 45 он является символом жертвоприношения жизни на войне. Гибель воина в бою здесь подается как цветочная (блаженная) смерть, в момент которой воин превращается в божество. Об этом можно судить, изучая идеограмму с октекоматлем в контексте повествования этой страницы (подробнее см.: «Воин Утренней звезды»). Ее Э.-Г. Зейлер озаглавил «Восхождение планеты Венера как Утренней звезды. Верхний регион, восточное небо, небо воинов, на котором появляется Венера».
Фото 3[iv]. Октекоматль и Ауиатеотль – Бог наслаждения и звезд. Фрагмент страницы 45 «Восхождение планеты Венера как Утренней звезды. Верхний регион, восточное небо, небо воинов, на котором появляется Венера»
Нарисованный на странице 45 октекоматль (фото 3) снабжен двумя белыми флажками смертельного жертвоприношения. Из его горлышка хлещут два пенящихся потока пульке. Их струи заканчиваются знаком драгоценного цветка (цветок + кружок), намекающего на цветочную смерть воинов в сражении и на жертвенном камне, а также на то, что пульке, настоянный на священных цветах, был неизменным спутником ритуальных сражений и последующих жертвоприношений. Кроме того, октекоматль покоится на коленях лежащего Ауиатеотля (Бога наслаждения и звезд) с красной кожей.
Фото 4[v] и 5. «Тламаналли, принесение жертвы, изобилие продуктов». Фрагмент страницы 8 «Четвертая часть тоналаматля» и его прорисовка из книги Э.-Г. Зейлера
В Кодексе Борджиа есть еще один глиф, который напрямую связывает пульке с жертвоприношением. Он изображен как некий архитектурный объект белого цвета с символом чальчиуатль на передней поверхности и белыми волнами сверху. Благодаря белым волнам, символизирующим пульке, объект можно определить как вмещающий его сосуд. Он входит в идеограмму, показанную на фото 4 и 5, которую Э.-Г. Зейлер назвал «тламаналли – принесение жертвы, изобилие продуктов».
К сожалению, в своих постраничных комментариях Э.-Г. Зейлер не дает определения составных частей идеограммы тламаналли. Объект, изображенный в ее левом верхнем углу, на других страницах кодекса ученый определяет как куаушикалли. На объекте красного цвета, расположенном рядом с ней, лежит подобие отрубленной руки. Поэтому он вызывает у меня ассоциации с ритуальным каннибализмом, сопровождавшим жертвоприношения людей на праздниках.
Белый архитектурный объект по своей конструкции очень похож на пьедестал каменной статуи Шочипилли из Тлальманалько. Примечательно, что тот также читается как некое вместилище для напитка бессмертия, состав которого записан на теле статуи Шочипилли. Общее мнение о том, что собой представляет пьедестал, не сложилось. Его называют троном, храмоподобным основанием (temple-like base) и даже жаровней (brasero).
Фото 6. Рельеф с правителем на троне. Инвентарный № 1979.206.1047. Размеры: 88,9×87,6×7 см. Материалы: известняк, краски. Автор: Чакальте (Chakalte”), гватемальский или мексиканский мастер, активный в 750 – 800 гг. Культура: майя. Дата: конец VIII в. н.э. География: Гватемала или Мексика, Ла-Пасадита. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[vi]
Следует отметить, что схожий по символике трон изображен на резной каменной притолоке культуры майя (фото 6), украшавшей вход храма в Ла-Пасадите (северо-западная Гватемала). Она была создана в начале 70-х гг. н.э., т.е. задолго до эпохи ацтеков, и была посвящена интронизации правителя Ла-Пасадиты по имени Tiloom. Мастер, создавший притолоку, окрасил трон в красный и зеленовато-синий цвета, которые символизируют кровь и драгоценный нефрит. С помощью этих цветов он показал трон нового правителя как вместилище чальчиуатль. Она представлена здесь глифом, в который входят: 1) квадратный знак драгоценности зеленовато-синего цвета (нефрита) и 2) вертикальные полоски, изображающие поток воды красного цвета (кровь). Подавая трон как вместилище чальчиуатль, мастер, очевидно, выразил намерение нового правителя выполнять первейшую обязанность царей – обеспечивать непрерывность мира, жертвуя свою кровь.
Фото 7. Крупный план глифа чальчиуатль на ножке трона
Изображение на боковой стороне сидения трона можно прочесть как реку, по берегам которой растут деревья или цветы (они же глифы чальчиуатль), а также как длинное тело змея, в которое вливаются потоки чальчиуатль. Обе эти картины вызывают в памяти образы змея – древа Тамоанчана – и рек Тлалокана.
В том виде, в каком пьедестал изображен на миниатюре Кодекса Борджиа, он ассоциируется у меня с архитектурно оформленным источником воды. В центре пьедестала нарисован знак чальчиуатль, которая как будто вытекает из этого источника. В результате на данной пиктограмме пульке превращается в кровь. Судя по белому цвету пьедестала на миниатюре и глифа чальчиуатль в центре его передней грани, можно предположить, что он символизирует смертельное жертвоприношение крови.
Глиф чальчиуатль здесь состоит из круглого знака драгоценности (нефрита), из которого, как поток, исходит полоса красно-бежевого цвета с белой бахромой. В ней красный – это кровь, а бежевый – это, предположительно, трава малиналли, связанная с Царством мертвых. На нижнем конце глифа изображен более простой, универсальный знак драгоценности в виде белого кружка с точкой (с кружком меньшего диаметра) в центре. (Миниатюра, показанная на фото 4, частично стерлась. Поэтому изображение белого кружка глифа драгоценности на ней оказалось утраченным.)
Фото 8[vii]. «Шочипилли как бог жертв» (слева) и «Шочипилли как бог пульке» (справа). Фрагменты страницы 8 «Четвертая часть тоналаматля»
Вместе с тем глиф чальчиуатль, помещенный на белом пьедестале, по рисунку соответствует изображению орехер, которые носят боги в Кодекса Борджиа, особенно когда они показаны в сценах, связанных с жертвоприношением. Точно такие же орехеры на некоторых миниатюрах носят Ицпапалотль (см. фото 1 на следующей странице), Мишкоатль, Майяуэль. В некоторых случаях бежевая часть орехер, символизирующая траву малиналли, отсутствует, как, например, на изображениях Шочипилли, данных на этой странице.
Фото 9[viii]. «Шочипилли – жертвоприноситель (Opferbringer)». Фрагмент страницы 2. Фото 10[ix]. «Нететекицтли – самоистязание». Фрагмент страницы 5
Объекты, составляющие идеограмму «тламаналли – принесение жертвы», чаще всего появляются на миниатюрах, связанных с Шочипилли («Принцем цветов») – богом цветов, песен, танцев, красоты, искусства, плодородия и плодовитости. Однако в Кодексе Борджиа он (согласно Э.-Г. Зейлеру) предстает как бог пульке (фото 8), бог жертв (фото 8), жертвоприноситель (фото 9), бог самоистязания (фото 10).
Фото 11[x]. «Шочипилли как бог удовольствия». Фрагмент страницы 7
На миниатюре, данной на фото 11, Шочипилли в окружении глифов тламаналли показан, как ни странного это звучит, в качестве бога удовольствия. Впрочем, если читать миниатюру по ацтекским правилам (снизу вверх), то становится ясно, что Шочипилли говорит на ней следующее: Пульке (глиф прямоугольного октекоматля) можно пить только в ритуальных целях – для жертвоприношения крови (глиф чальчиуатль), чтобы наполнить ею куаушикалли. При этом Шочипилли очень строго смотрит на читателя и указывает жестом на глиф куаушикалли, изображенный сверху.
[i] Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 (https://www.indiansworld.org/myth_taube1.html#.WdxyWjtx11A).