Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара продолжение
Самыми большими загадками Чавин-де-Уантара являются три его главные святыни – обелиск Тельо, стела Раймонди и монолит Лансон (фото 1).
Фото 1[1]
Одной из древнейших святынь Чавин-де-Уантара считается монолит (стела) Лансон. Он представляет собой многогранник из белого гранита с заостренным верхом. По форме монолит напоминает наконечник копья, поэтому его назвали Лансон (исп. lanzón – копье). По последним данным, его высота составляет от 4,53 м, вес 3,5 т (см. «Работы и находки 2011 г.»). Лансон был обнаружен во внутренней галерее Старого храма, которая сейчас носит название Галереи Лансона (фото 2).
Фото 2. План интерьеров Нового и Старого храмов (2010)[2]
Эрих фон Дэникен пишет:
«Как и пространство под площадью, устроенной в форме террас, весь храмовый комплекс пронизан лабиринтом из коридоров. В нескольких метрах за толстой стеной посреди пересечения коридоров стоит весьма приметная стела, называемая «Эль Ланцон» («Копье»), высотой три метра и шириной всего пятьдесят сантиметров. Каким образом попала сюда эта каменная игла? Ширина коридоров составляет лишь шестьдесят сантиметров, а длина не достигает трех метров. Очевидно, строители храма проделали в крыше отверстие, через которое стела и была опущена на свое нынешнее место»[3].
Захария Ситчин, напротив, считает, что храм был построен вокруг стелы:
«Она была обнаружена в центре здания и оставлена на месте, потому что ее высота (двенадцать футов – 3,66 м) больше высоты десятифутовой (3,05 м) галереи. Таким образом, вершина монолита проходит через аккуратное квадратное отверстие в полу верхнего этажа и возвышается над ним. Изображение на этом монолите также стало предметом ожесточенных дискуссий; на наш взгляд, это тоже очеловеченная морда быка. Значит ли это, что воздвигнувшие колонну люди – совершенно очевидно, раньше самого здания, поскольку оно было выстроено вокруг колонны – поклонялись богу в образе быка?»[4].
Фото 3[5]. Монолит Лансон. Вид с правой стороны
Вторя по большей части З. Ситчину, А. Элфорд высказывает свои догадки о том, почему Лансон находится в недоступном для большинства месте:
«Хотя точное назначение камня El Lanzon остается неизвестным, ясно одно – этот обелиск играл значительную роль. Его тонкая, сужающаяся к концу верхняя часть точно соответствует отверстию в крыше, и это свидетельствует о том, что весь храм был спланирован вокруг камня. Таким образом, по-видимому, эта священная реликвия была специально спрятана в глубине храма, чтобы ее нельзя было отсюда вынести. Почему жрецы так старались спрятать и защитить этого священного идола? Может быть, ключ к загадке — в неправильной форме камня (в особенности его передней части) – это наводит на мысль, что резьба на камне была сделана после того, как он был поврежден. Если это так, то камень уже тогда был священным. Возможно, жрецы Чавина вырезали изображения на El Lanzon и спрятали его, чтобы сохранить от дальнейших повреждений»[6].
Действительно, конфигурация монолита весьма странная, особенно если посмотреть на него спереди (фото 4). И поверхность его имеет в некоторых местах значительные неровности, которые почему-то не были удалены скульптором. Они хорошо различимы на фото 3. Видно по всему, что мастер только покрыл камень резьбой, оставив неизменными его изначальную форму и даже изъяны.
Фото 4[7]. Вид спереди
На мой взгляд, то, что Лансон был скрыт ото всех, можно объяснить, в частности, его функцией. Он был главным оракулом эпохи. Эта гипотеза как раз и дает ответ на вопросы, почему в Чавин-де-Уантар, находящийся высоко в горах в столь труднодоступном месте, стекались паломники из ближних и дальних земель и он был религиозным центром для огромной территории.
Существует мнение, что только жрецы в состоянии мистического транса могли в полной темноте проникнуть внутрь храма и увидеть там идола, который говорил им, какое решение нужно принять[8].
Однако Джон Рик считает, что галереи храмов освещались с помощью зеркал, которые археологи находят повсюду. По его словам, существовало «управление внутренним освещением на основе отражений, использующее зеркала из антрацита (каменного угля), которые имеют свойство отражать свет в разных направлениях, в зависимости от местоположения»[8а].
Какое имя носил бог, вырезанный на монолите, разумеется, никто теперь не знает. Его называют как Разгневанным, так и Улыбающимся богом. О сущности бога мнения также расходятся.
«Некоторые толкователи обратили внимание, – замечает А. Элфорд, – что в поднятой ладони бога отсутствует линия жизни, и на этом основании предположили, что это бог смерти. Другие, напротив, считают его образом милосердного бога и называют «улыбающимся богом из Чавина»»[9].
Сведущие в андском понимании устройства вселенной говорят о том, что «на камне вырезано изображение бога мира внизу, называемого также «Улыбающийся бог», отвечающего за плодородие земли и за времена года»[10].
Есть также мнение, что в Старом храме, представляющем собой символическое изображение вселенной, Лансон символизирует ось, вокруг которой она вращается (Маковски 1997)[11].
Фото 5[12]. Рисунок стелы. Национальный музей Чавина. Фото 6[13]. Фрагмент абриса-развертки стелы (по Ричарду Л. Бургеру, 2008). Национальный музей Чавина
Вот как характеризует монолит Г. Ершова:
«Этот памятник относится, пожалуй, к самым загадочным в Южной Америке.
Использование при его изготовлении белого гранита, ассоциированного с югом, указывает на его сакральное значение и связь с миром ушедших прапредков. Рельефное изображение на стеле по своим характеристикам, безусловно, является чавинским. Это фигура ягуарозмеечеловека. Великолепно выполнены такие элементы, как особая пасть кошачьего с длинными клыками, круглые глаза, «пламенеющие» брови, змеиные элементы. И вместе с тем, есть детали, которые не могут не обратить на себя внимание. Прежде всего, речь идет о неких «орнаментальных» знаках, которые по своему стилю и способу расположения напоминают знаки… мезоамериканского иероглифического письма! Древнее мексиканское письмо состояло из знаков, которые как бы вписывались в квадратные контуры-овалы.
Такого типа письма мы не встречаем больше нигде в мире. И вдруг такое странное совпадение: сходные приемы обнаруживаются в разных частях Нового Света. И что совсем странно и необъяснимо – появляются эти знаки в одно и то же время в культурах, находящихся друг от друга на расстоянии примерно 6000 км!
По мнению археоастрономов, эта стела имела особое астрономическое значение, поскольку считается, что ягуар или пума символизировали во многих андских культурах яркое созвездие Чоке-Чинчай (Орион). «Чинчай – это название ягуара», – отмечал перуанский археолог Лумбрерас. В свою очередь, Орион, как созвездие, расположенное точно на Млечном Пути, мог играть исключительно важную роль в религиозных и реинкарнационных представлениях древних жителей Перу. Недаром археолог Дж. Роу полагает, что именно «копью» было посвящено и все святилище Чавин-де-Уантар»[14].
Фото 7. Пектораль из листового золота. Высота 7 см, ширина 18 см. Перу, северные прибрежные области, Чавин, 900 – 300 гг.до н.э. Музей праздника всех святых. Шафхаузен, Швейцария[15] Говоря о месоамериканских иероглифах на монолите Лансон, Г. Ершова, по всей вероятности, имела в виду орнамент на верхушке монолита и на фалдельине божества (фото 5 и 6). В центре другого артефакта чавинской культуры (фото 7) – золотой пекторали – также расположено, по-моему, не что иное, как иероглиф. Но месоамериканский ли он? |
По логике вещей правильнее всего было бы охарактеризовать Улыбающегося бога как священного первопредка, а церемониальный комплекс как святыню, посвященную поклонению предкам.
Наиболее обтекаемая из известных характеристик изображения – «божество с антропоморфными и зооморфными чертами, имеющее волосы и брови в виде змей, рот с двумя большими зубами и руки с кошачьими когтями»[16]. Думается, бог Лансона не похож ни на ягуара, ни на змею, ни на, тем более, быка, а «улыбка» – это попытка скульптора передать вытянутость морды зверя на плоской поверхности камня.
Фото 8[17]. Вид с левой стороны
Мне показался странным меандровый узор, который находится ниже подбородка божества. Он бросается в глаза как некий чужеродный элемент, поскольку все орнаменты составлены из плавных линий, переходящих в завитки, и их мотивы сплетены друг с другом. Меандровый узор расположен отдельно и представляет собой прямолинейную фигуру. А попросту говоря, он имеет вид застежки «молния». Так и видится, как находящийся в маскировочном костюме человек, придя в убежище, расстегивает ее, голова чудовища падает ему на спину и он с облегчением вытирает пот со лба.
Вторая странность – это пустые руки. Божества всегда держат характеризующие их предметы в руках. Здесь же одна рука безвольно висит вдоль тела. Она совершенно плоская. Кисть также плоская и широкая. Пальцы кажутся раздвоенными, и воспринимать эти ответвления как очень длинные ногти можно только с усилием, когда вспоминаешь, что они должны читаться именно так. Вторая, левая рука на абрисе-развертке монолита по Ричарду Бургеру, кажется поднятой в приветственном жесте (совсем не характерном для андской иконографии). Здесь она выглядит неестественной, какой-то ватной и очень маленькой. Такое впечатление, что руки – это тоже бутафория, как и голова. Они также часть костюма чудовища. Поэтому-то в них ничего нет. Эти тряпичные руки не могут ничего держать. Такое впечатление производит Лансон на рисунке.
Фото 9. Вид сзади (2005)[18]
Однако абрис-развертка Р. Бургера обманывает нас. Достаточно посмотреть на спину реального монолита, чтобы понять это. Правая рука Лансона на самом деле просто огромна и вырезана она в высоком рельефе, в отличие от плоской левой. Ее изображение кажется не менее, если не более значимым, чем те, которые покрывают монолит спереди. Рука находится примерно в области затылка Лансона. Она обращена к нам ладонью, о чем говорят ее линии. Но пальцы показаны с внешней стороны кисти, о чем можно судить по лункам сабельных ногтей. Думается, здесь нет ошибки и скульптор изобразил так руку намеренно. Наличие в таком изображении кисти сакрального смысла становится еще более очевидным, если вспомнить о том, что стопы божеств на плитах, украшавших стены площадей, тоже вырезаны так, что одновременно можно видеть и пальцы (с ногтями) сверху, и стопу с пяткой. Такое изображение стоп стало каноническим для большой части Андского мира.
Фото 10. Вид на монолит со спины (2005)[19]. Снимок сделан с точки № 1 на плане галереи (фото 12). Фото 11. Более крупный план монолита сзади
Жаль, что нельзя понять, что находится ниже огромной кисти. Это, наверное, многое могло прояснить, тем более что ближе к низу монолита расположен узор, напоминающий письмена. Спереди на этом же уровне узор отсутствует потому, что там находятся ступни Лансона.
Фото 11а[19a]. Копия монолита Лансон на территории комплекса
К сожалению, ступни видны только на копии монолита (фото 11а)
Фото 12. План Галереи Лансона с указанием точек, откуда производилась съемка
Ученые считают, что Галерея Лансона была построена в течение трех или четырех строительных эпизодов. Они предполагают, что первоначально Лансон находился в центре прямоугольного двора. Храм вокруг него был возведен позже. Когда насыпь росла вокруг монолита, двор частично заполнялся для того, чтобы сузить пространство. Это было необходимо для возведения каменной крыши[20].
Фото 13[21]. Снимок сделан в коридоре со стороны левой руки монолита – точка № 2 на плане (2005). Фото 14[22]. Снимок сделан из точки № 4 (2005)
На фото 13 и 14 видно, насколько узки именно те коридоры, на пересечении которых Лансон находится.
Фото 15[23]. На перекрестке двух коридоров галереи Лансона (правая часть коридора, пересекающего центральный коридор, не видна). Снимок сделан из центрального коридора (со стороны Круглой площади) в 2004 г. в точке № 3
Остальные коридоры галереи шире и кладка их стен сделана из камня, который гораздо лучше обработан (фото 15).
Фото 16. Старых храм: реконструкционный рисунок здания храма с Атриумом и Круглой площадью (внизу), план галерей (посередине), разрез верхней части Пирамиды Лансона с центральным коридором и комнатой Лансона (повернута боком)
Археологи, изучавшие Галерею Лансона в первой половине прошлого века, обратили внимание на то, что верхушка монолита выступает во вторую, верхнюю комнату (см. фото 10, 11, 16 и 17), и уже тогда сделали предположение, что это позволяло Лансону «говорить». Однако большинство доказательств такой гипотезы было разрушено в результате оползня в 1945 г., который снова похоронил значительную часть сайта[24].
Фото 17[25]. Вид на комнату с Лансоном снизу (на снимке Хосе-Луис Крусадо Коронель, фотограф, видеооператор, керамист и педагог, работал с археологами Стэнфордского университета в Чавин-де-Уантаре с 2000 г.)
Современные ученые, работавшие в Чавине в рамках Археоакустического проекта, доказали, что «говорил» оракул голосом путуто, которые звучали в его галерее. (Послушать, как звучит музыкальная композиция, исполняемая на двух древних путуто Чавина, можно прямо сейчас.) Звуки путуто, усиленные архитектурой галереи, направлялись центральным коридором в небольшие отверстия фасада Старого храма, расположенные над Круглой площадью, где проходили церемонии с участием элиты паломников. При этом солнце через центральный коридор могло освещать лицо оракула.
Фото 18. «Упрощенная реконструкция чавинской Круглой площади и архитектуры Галереи Лансона, показывающая «канал речи» между интерьером монолита Лансон и наружной площадью через центральный канал, который акустически выделяет тон раскопанных на сайте инструментов из раковин»[26]
Как и все храмовые комплексы, Чавин-де-Уантар сориентирован по сторонам света. Главные порталы его храмов обращены на восток. Нет сомнений в том, что в святыне церемониальная деятельность была тесно связана с астрономией. Резонно было бы предположить, что главные события комплекса, как и во всем Андском мире, были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию. Но, к сожалению, для Чавин-де-Уантара не нашлось второго Артура Познански, который также провел бы столь значимое исследование комплекса с позиции археоастрономии и столь подробно изучил его астрономическую науку, как это в свое время сделал для Тиауанако его хранитель.
В этой связи интересно было бы познакомиться с результатами исследований современного нам археоастронома Алехандро Эспиносы (Alejandro Espinoza), ученика Мариино Гонсалеса (Marino Gonzales), который в свою очередь был учеником Хулио Тельо. Пока мы знаем о них только из статьи в «El Comercio» от 24 марта 2013 г. По словам ученого, за десять лет работы ему удалось выявить «связь стен и холмов со звездами».
«Чавинские галереи, – утверждает Алехандро Эспиноса, – связаны с созвездиями. Когда начинаются равноденствия марта и сентября свет проходит через отверстие в верхней части Галереи Лансона и создает естественное освещение, только два раза в год!»[27]. Может ли этот факт говорить о том, что главные церемонии в Чавин-де-Уантаре проводились именно в дни равноденствий, а не в дни солнцестояний? Вполне вероятно. Но в таком случае это поставило бы культ, существовавший в Чавине, в разрез культом, характерным для Андского мира. Но с некоторой долей уверенности о совершении главных церемоний в дни равноденствий можно говорить только касательно периода Старого храма. Нельзя исключать, что тогда церемонии во время солнцестояний проводились наряду с церемониями в дни равноденствий, а в эпоху Нового храма церемонии во время солнцестояний стали основными. Ведь, по словам Джона Рика, в дни зимнего солнцестояния, 21 июня, солнце отражалось внутрь и освещало лицо Лансона при помощи системы управления внутренним освещением на основе отражений, использующей зеркала из антрацита[28].
В качестве информации для размышлений привожу здесь сведения о том, что такое равноденствие и солнцестояние.
Равноденствие – астрономическое явление, момент, когда центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор. Различают весеннее и осеннее равноденствие. В северном полушарии весеннее равноденствие происходит 20 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее равноденствие происходит 22 или 23 сентября, когда Солнце переходит из северного полушария в южное. В южном полушарии, где и находится Чавин-де-Уантар, весеннее равноденствие происходит в сентябре (22 или 23 сентября), а осеннее в марте (20 марта). В дни равноденствия день почти равен ночи, а Солнце восходит почти точно на востоке и заходит почти точно на западе.
Фото 19. Положение Земли на орбите в моменты: летнего солнцестояния (слева), зимнего солнцестояния (справа), осеннего равноденствия (спереди) и весеннего равноденствия (сзади) относительно северного полушария[28]
Солнцестояние – астрономическое событие, момент прохождения центра Солнца через точки эклиптики, наиболее удаленные от экватора небесной сферы и называемые точками солнцестояния. В южном полушарии летнее солнцестояние происходит в декабре (21 или 22 декабря), а зимнее в июне (20 или 21 июня). День зимнего солнцестояния является самым коротким днем (с самой длинной ночью) в году. День летнего солнцестояния является самым длинным днем (с самой короткой ночью) в году.
Между тем, если одной из ключевых составляющих главной церемонии были потоки воды, то надо думать, что она проходила, когда таяли горные ледники, которые наполняли Уачексу. Ведь именно усилившийся таянием ледников поток из этой реки использовался в гидросистеме Чавина для проведения церемоний. Но когда температура воздуха поднималась в верховьях Уачексы до уровня, необходимого для таяния ледников, – в сентябре (22 или 23 сентября), в весеннее равноденствие, или в декабре (21 или 22 декабря), в летнее солнцестояние? Сентябрь – это наш март, а декабрь – июнь. Правда, необходимо учитывать то, что Чавин-де-Уантар – это район тропиков, но расположенный высоко в горах, следовательно, таяние там начинается позже, нежели на побережье. Кроме того, в глубокой древности климат этих мест мог быть не таким, как сейчас.
[1] http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm
[2] https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/publications/ASA2010_ChavinModel_presentation.pdf
[3] Дэникен Э. Небесные учителя. Космический код древности (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).
[4] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[6] Элфорд А. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[8] http://fr.wikipedia.org/wiki/Chavín
[8а] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).
[9] Элфорд А. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[10] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).
[11] Lizardo Tavera. Opus cit.
[13] http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/2939666937/
[14] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).
[16] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[17] http://www.latinamericanstudies.org/chavin/lanzon.htm
[18] http://archive.cyark.org/photograph-of-an-intricate-carved-claw-on-the-lanzon-stela-depicting-the-principal-deity-of-chavin-building-b-media
[19] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–54-52__4218/media_CDH_20070928_162043_med.jpg
[19a] http://www.tiwy.com/pais/peru/chavin/verfotorus.phtml?lanzon_copia
[20] http://archive.cyark.org/photograph-of-an-intricate-carved-claw-on-the-lanzon-stela-depicting-the-principal-deity-of-chavin-building-b-media
[21] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–54-52__4218/media_CDH_20070928_161539_med.jpg
[23] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–54-52__4218/media_CDH_20070928_162208_med.jpg
[24] http://archive.cyark.org/photograph-of-an-intricate-carved-claw-on-the-lanzon-stela-depicting-the-principal-deity-of-chavin-building-b-media
[26] Kolar M. Tuned to the Senses: An Archaeoacoustic Perspective on Ancient Chavín. Published July 22, 2013 (http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin).
[27] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).
[28] Córdova Salinas N. Opus cit.