2.2. Исследования Джона Рика

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара, про­дол­же­ние

 Тех­ника и тех­но­ло­гии богов, про­дол­же­ние

image001

2.2. Иссле­до­ва­ния Джона Рика

Изу­че­ние гид­ро­тех­ни­че­ской системы в поле­вых усло­виях про­во­дится ныне в рам­ках Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара, воз­глав­ля­е­мого аме­ри­кан­ским спе­ци­а­ли­стом Джо­ном Риком и мэтром перу­ан­ской архео­ло­гии Луисом-Гильермо Лумбрерасом.

Джон Рик отме­чает, что при рас­коп­ках любого участка ком­плекса его архео­логи наты­ка­ются на под­зем­ные каналы. «El Comercio» в ста­тье от 24 марта 2013 г. при­во­дит сле­ду­ю­щие слова ученого:

«Мы были изум­лены, когда начали нахо­дить слож­ные дре­наж­ные каналы с 2011 г. После про­шлого сезона мы нашли 8 основ­ных систем кана­лов в неболь­шом про­стран­стве 40 на 80 м, а мы рас­ко­пали только 8 % этой зоны. Мы насчи­тали 50 систем кана­лов, демон­стри­ру­ю­щих управ­ле­ние интен­сив­но­стью воды, кото­рую при­но­сит Уачекса в ком­плекс­ную систему»[1].

«Речь идет о кон­цен­тра­ции под­зем­ных кана­лов, кото­рые явля­ются не только дре­наж­ными, но и слу­жат для пере­носа воды; кана­лов, кото­рые несут воду, больше, чем кана­лов, кото­рые ее выво­дят. Каналы всех групп, кото­рые вво­дят и выво­дят воду, иден­ти­фи­ци­ро­ваны как две напор­ные системы, неиз­вест­ные до этого в Новом Свете»[2], – утвер­ждает Д. Рик.

image0012.2.1. Камен­ный канал

 image003 image005Фото 1. Рас­по­ло­же­ние Камен­ного канала (чер­ная линия) на карте сайта (2010). Крас­ные звез­дочки – места обва­лов в основ­ном стволе канала[3]. Синим цве­том пока­зана река Мосна. Фото 2. Карта (2010), пока­зы­ва­ю­щая путь Камен­ного канала под Круг­лой пло­ща­дью. Крас­ным цве­том отме­чен уча­сток, рас­ко­пан­ный и закон­сер­ви­ро­ван­ный в 2009 г.[4]

Одними из при­о­ри­тет­ных задач про­екта явля­ются изу­че­ние и очистка дре­наж­ного Камен­ного канала (Canal del Rocas) – основ­ной под­зем­ной струк­туры сайта, кото­рая была частью изна­чаль­ной системы управ­ле­ния его вод­ными ресурсами.

image007Фото 3. Основ­ное русло Камен­ного канала на рекон­струк­ци­он­ном рисунке сайта (фраг­мент пла­ката «Работы и находки 2011 г.»)

Работы по очистке Камен­ного канала имеют боль­шое зна­че­ние для сохра­не­ния ком­плекса, поскольку Камен­ный канал про­хо­дит под всеми архи­тек­тур­ными струк­ту­рами и соби­рает воду, кото­рая с дождями попа­дает в них, а затем отво­дит ее в Мосну. Очистка и ста­би­ли­за­ция канала могут помочь умень­шить ущерб от задержки влаги в соору­же­ниях[5].

image009 image011Фото 4. Верх­ний Камен­ный канал, очи­щен­ный и вос­ста­нов­лен­ный в 2011 г.[6]. Фото 5. Обва­лив­шийся уча­сток сред­него Камен­ного канала после рас­чистки 2011 г.[7]

image013В 2005 г. по заказу аме­ри­кан­ской неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции CyArk, кото­рая ста­вит своей целью «циф­ро­вое сохра­не­ние и сов­мест­ное исполь­зо­ва­ние миро­вого куль­тур­ного насле­дия», была про­ве­дена фото­съемка Чавин-де-Уантара для созда­ния соот­вет­ству­ю­щего раз­дела на ее сайте. Бла­го­даря этому мы имеем воз­мож­ность посмот­реть на уча­сток Камен­ного канала, иду­щий от Касти­льо под тер­ра­сами Малой и Боль­шой пря­мо­уголь­ных пло­ща­дей к Мосне, в его состо­я­нии на этот год. В ком­мен­та­риях к сним­кам гово­рится, что такой марш­рут канала «может озна­чать, что он был построен в то же время, что и пло­щади и тер­расы»[8]. Надо думать, что это пред­по­ло­же­ние осно­вано на офи­ци­аль­ной точке зре­ния совре­мен­ных уче­ных, т.е. Джона Рика, кото­рый руко­во­дит Про­ек­том по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара с 1995 г.

«Неко­то­рые из камен­ных сто­ков малы, – ска­зано в ком­мен­та­риях, – однако неко­то­рые из них доста­точно боль­шие, для того чтобы чело­век мог сто­ять и ходить в них. В одном месте были най­дены лест­ницы, кото­рые судя по всему, ведут к тер­расе Боль­шой пло­щади»[9].

image015Фото 5. План про­хож­де­ния Камен­ного канала под тер­ра­сами Боль­шой и Малой пло­ща­дей с ука­за­нием точек, откуда про­из­во­ди­лась съемка

При­ве­ден­ным ниже фото­гра­фиям из кол­лек­ции CyArk я при­сво­ила номера, кото­рые соот­вет­ствуют номе­рам, дан­ным мной точ­кам, откуда про­из­во­ди­лась съемка, на плане ком­плекса (фото 5), кото­рый сде­лан на основе интер­ак­тив­ной карты сайта CyArk. Неко­то­рые из сним­ков, отме­чен­ных на плане, в мате­риал не вошли и поэтому не имеют номеров.

2.2.1.1. Тер­раса Боль­шой площади

image017 image019 image021Фото 1[10], 2[11] и 3[12]. Камен­ный канал под север­ной частью Боль­шой площади

image023 image025Фото 4[13] и 5[14]. Камен­ный канал под запад­ной частью Боль­шой площади

image027Фото 6. Камен­ный канал под цен­траль­ной частью Боль­шой пло­щади[15]

image029 image031Фото 7. Вход в Камен­ный канал рядом с запад­ной лест­ни­цей Боль­шой пло­щади[16]. Фото 8. Камен­ный канал под цен­траль­ной частью тер­расы Боль­шой пло­щади[17]

 

2.2.1.2. Тер­раса Малой площади

image033 image035 image037Фото 9[18], 10[19] и 11[20]. Камен­ный канал под южной частью тер­расы Малой площади.

image0012.2.2. Туннель-«флейта»

image057Фото 1[21]. Вид на северо-восточный угол Кастильо

На тер­расе Малой пло­щади в рай­оне северо-восточного угла Касти­льо рас­по­ла­га­ется серия наруж­ных камен­ных вен­ти­ля­ци­он­ных отвер­стий Камен­ного канала.

image042 image044Фото 2[22] и 3[23]. Система наруж­ных отвер­стий Камен­ного канала на тер­расе Малой площади

Счи­та­ется, что бла­го­даря этой системе отвер­стий созда­вался эффект «рева ягу­ара» для Касти­льо, когда вода лилась кас­ка­дом под ним, что исполь­зо­ва­лось жре­цами в риту­аль­ных целях[24].

image046Если посмот­реть на карту про­хож­де­ния Камен­ного канала по тер­ри­то­рии хра­мо­вого ком­плекса, то можно обна­ру­жить, что вблизи участка с систе­мой камен­ных отвер­стий он имеет слож­ную кон­фи­гу­ра­цию. Ветка канала, иду­щая от Круг­лой пло­щади, здесь раз­де­ля­ется на две линии. При этом одна из них делает замкну­тую петлю, через кото­рую про­хо­дит другая.

image048Фото 4[25]. Вид сверху на северо-восточный угол Касти­льо и тер­расу Малой площади

На снимке, сде­лан­ном с высоты пти­чьего полета (фото 4), можно видеть следы несу­ще­ству­ю­щего ныне соору­же­ния, внутри кото­рого нахо­ди­лась внеш­няя часть тун­неля с отвер­сти­ями (обве­дена белой рамкой).

image050Фото 5. Туннель-«флейта» перед хра­мом Чавина (2008)[26]

Неко­то­рые уче­ные назы­вают уча­сток Камен­ного канала с систе­мой отвер­стий туннелем-«флейтой». Вот, что гово­рит об этом фран­цуз­ская Википедия:

«Поток воды, отве­ден­ный в тун­нель, про­хо­дя­щий перед хра­мом и име­ю­щий ряд про­свер­лен­ных отвер­стий, по сло­вам архео­ло­гов, функ­ци­о­ни­ро­вал как гигант­ская флейта. Дей­стви­тельно, наклон поверх­но­сти над тон­не­лем при­во­дит к тому, что каж­дое отвер­стие имеет раз­ный раз­мер. Когда вода, про­хо­дя­щая через тун­нель, спа­дает, резо­нанс тун­неля уве­ли­чи­ва­ется и тогда зву­ча­ние флейты изме­ня­ется, ука­зы­вая на то, что вскоре поток воды иссяк­нет»[27].

image0012.2.3. Вер­сия «озву­чи­ва­ния» церемоний

image053Пред­по­ло­же­ние о том, что гид­рав­ли­че­ская система могла исполь­зо­ваться чавин­скими жре­цами для «озву­чи­ва­ния» цере­мо­ний, было выдви­нуто еще в послед­ней трети XX в. Веду­щий спе­ци­а­лист по архео­аку­стике Цен­тра ком­пью­тер­ных иссле­до­ва­ний в обла­сти музыки и аку­стики (Стэн­форд­ский уни­вер­си­тет) Мириам А. Колар (Miriam А. Kolar) пишет по этому поводу:

«Пер­вый архео­ло­ги­че­ский ана­лиз звука в Чавине был сде­лан в 1970-х гг., когда перу­ан­ский архео­лог Лум­бре­рас и его кол­леги обна­ру­жили обли­цо­ван­ный канал, про­хо­дя­щий под лест­ни­цей Круг­лой пло­щади Чавина. Бар­рели воды, лью­щи­еся через этот так назы­ва­е­мый аку­сти­че­ский канал, созда­вали реву­щий зву­ко­вой эффект для слу­ша­те­лей в зоне пло­щади вне Гале­реи Лан­сона. В ста­тье 1976 г. Лум­бре­рас и соав­торы пред­по­ло­жили, что такая зву­ча­щая архи­тек­тура может уси­лить рели­ги­оз­ные пере­жи­ва­ния палом­ни­ков – потен­ци­ально свя­зан­ные с ора­ку­лом – и они оце­нили дру­гие гид­рав­ли­че­ские зву­ко­вые эффекты, свя­зан­ные с обшир­ной систе­мой кана­лов памят­ника и внут­рен­ней архи­тек­ту­рой. Они не про­во­дили более аку­сти­че­ских тестов, но они сде­лали важ­ное откры­тие: звук может быть мощ­ным инстру­мен­том для чавин­ских куль­то­вых лиде­ров»[28].

image055Фото 6[29]. Джон Рик у выхода канала, про­ло­жен­ного под одной из лест­ниц Чавина

Джон Рик счи­тает, что гид­рав­ли­че­ская система Чавина была создана и исполь­зо­ва­лась жре­цами для мани­пу­ли­ро­ва­ния водой в риту­аль­ных целях и что в Чавине суще­ство­вал культ воды. «El Comercio» в ста­тье от 24 марта 2013 г. при­во­дит сле­ду­ю­щее его выска­зы­ва­ние по поводу назна­че­ния изощ­рен­ной системы управ­ле­ния водой, суще­ство­вав­шей в хра­мо­вом комплексе:

«Эта напор­ная система управ­ляла ею, вела ее, под­ни­мала ее, опус­кала ее, чтобы заста­вить ее появ­ляться, исче­зать, зву­чать как крики живот­ных внизу, неся при­но­ше­ния и созда­вая обста­новку, кото­рая необъ­яс­нима в мате­ри­аль­ном мире. Тот, кто при­хо­дил сюда, чтобы уви­деть, имеет ли этот культ силу, наблю­дал за жре­цами, застав­ля­ю­щими тан­це­вать воду!»[30].

«Слож­ность кана­лов впе­чат­ляет, – отме­чает Джон Рик. – Хулио С. Тельо обра­щал вни­ма­ние на это, а затем также Лум­бре­рас мог наблю­дать суще­ство­ва­ние этих гале­рей и кана­лов. Теперь со всей уве­рен­но­стью мы можем утвер­ждать, что в Чавине был культ или раз­лич­ные культы воды. Исполь­зо­ва­лась вода в раз­лич­ных фор­мах»[31].

Таким обра­зом, офи­ци­аль­ная исто­ри­че­ская наука, пред­став­ля­е­мая Луисом-Гильермо Лум­бре­ра­сом и Джо­ном Риком счи­тает, что у гид­ро­тех­ни­че­ской системы Чавина была пред­на­зна­чена 1) отво­дить воду из-под зда­ний ком­плекса, а также 2) быть мощ­ным инстру­мен­том культа. В то же время Джон Рик не отри­цает того, что назна­че­ние системы до конца не понято.

О сле­дах какой-либо про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти в под­зем­ных кана­лах и гале­реях хра­мов архео­логи не сооб­щали. Вер­сии о про­из­вод­ствен­ном назна­че­нии ком­плекса не рассматриваются.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |151617 | 18 | 18a | 18b | 18с | 18d | 18e | 19 | 19а | 20 | 20а | 20b | 20c | 21 |


[1] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).

[2] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).

[5] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).

[6] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report

[28] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).

[30] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).

[31] Цит. по: Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>