Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Техника и технологии богов, продолжение
2.2. Исследования Джона Рика
Изучение гидротехнической системы в полевых условиях проводится ныне в рамках Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара, возглавляемого американским специалистом Джоном Риком и мэтром перуанской археологии Луисом-Гильермо Лумбрерасом.
Джон Рик отмечает, что при раскопках любого участка комплекса его археологи натыкаются на подземные каналы. «El Comercio» в статье от 24 марта 2013 г. приводит следующие слова ученого:
«Мы были изумлены, когда начали находить сложные дренажные каналы с 2011 г. После прошлого сезона мы нашли 8 основных систем каналов в небольшом пространстве 40 на 80 м, а мы раскопали только 8 % этой зоны. Мы насчитали 50 систем каналов, демонстрирующих управление интенсивностью воды, которую приносит Уачекса в комплексную систему»[1].
«Речь идет о концентрации подземных каналов, которые являются не только дренажными, но и служат для переноса воды; каналов, которые несут воду, больше, чем каналов, которые ее выводят. Каналы всех групп, которые вводят и выводят воду, идентифицированы как две напорные системы, неизвестные до этого в Новом Свете»[2], – утверждает Д. Рик.
Фото 1. Расположение Каменного канала (черная линия) на карте сайта (2010). Красные звездочки – места обвалов в основном стволе канала[3]. Синим цветом показана река Мосна. Фото 2. Карта (2010), показывающая путь Каменного канала под Круглой площадью. Красным цветом отмечен участок, раскопанный и законсервированный в 2009 г.[4]
Одними из приоритетных задач проекта являются изучение и очистка дренажного Каменного канала (Canal del Rocas) – основной подземной структуры сайта, которая была частью изначальной системы управления его водными ресурсами.
Фото 3. Основное русло Каменного канала на реконструкционном рисунке сайта (фрагмент плаката «Работы и находки 2011 г.»)
Работы по очистке Каменного канала имеют большое значение для сохранения комплекса, поскольку Каменный канал проходит под всеми архитектурными структурами и собирает воду, которая с дождями попадает в них, а затем отводит ее в Мосну. Очистка и стабилизация канала могут помочь уменьшить ущерб от задержки влаги в сооружениях[5].
Фото 4. Верхний Каменный канал, очищенный и восстановленный в 2011 г.[6]. Фото 5. Обвалившийся участок среднего Каменного канала после расчистки 2011 г.[7]
В 2005 г. по заказу американской некоммерческой организации CyArk, которая ставит своей целью «цифровое сохранение и совместное использование мирового культурного наследия», была проведена фотосъемка Чавин-де-Уантара для создания соответствующего раздела на ее сайте. Благодаря этому мы имеем возможность посмотреть на участок Каменного канала, идущий от Кастильо под террасами Малой и Большой прямоугольных площадей к Мосне, в его состоянии на этот год. В комментариях к снимкам говорится, что такой маршрут канала «может означать, что он был построен в то же время, что и площади и террасы»[8]. Надо думать, что это предположение основано на официальной точке зрения современных ученых, т.е. Джона Рика, который руководит Проектом по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара с 1995 г.
«Некоторые из каменных стоков малы, – сказано в комментариях, – однако некоторые из них достаточно большие, для того чтобы человек мог стоять и ходить в них. В одном месте были найдены лестницы, которые судя по всему, ведут к террасе Большой площади»[9].
Фото 5. План прохождения Каменного канала под террасами Большой и Малой площадей с указанием точек, откуда производилась съемка
Приведенным ниже фотографиям из коллекции CyArk я присвоила номера, которые соответствуют номерам, данным мной точкам, откуда производилась съемка, на плане комплекса (фото 5), который сделан на основе интерактивной карты сайта CyArk. Некоторые из снимков, отмеченных на плане, в материал не вошли и поэтому не имеют номеров.
2.2.1.1. Терраса Большой площади
Фото 1[10], 2[11] и 3[12]. Каменный канал под северной частью Большой площади
Фото 4[13] и 5[14]. Каменный канал под западной частью Большой площади
Фото 6. Каменный канал под центральной частью Большой площади[15]
Фото 7. Вход в Каменный канал рядом с западной лестницей Большой площади[16]. Фото 8. Каменный канал под центральной частью террасы Большой площади[17]
2.2.1.2. Терраса Малой площади
Фото 9[18], 10[19] и 11[20]. Каменный канал под южной частью террасы Малой площади.
Фото 1[21]. Вид на северо-восточный угол Кастильо
На террасе Малой площади в районе северо-восточного угла Кастильо располагается серия наружных каменных вентиляционных отверстий Каменного канала.
Фото 2[22] и 3[23]. Система наружных отверстий Каменного канала на террасе Малой площади
Считается, что благодаря этой системе отверстий создавался эффект «рева ягуара» для Кастильо, когда вода лилась каскадом под ним, что использовалось жрецами в ритуальных целях[24].
Если посмотреть на карту прохождения Каменного канала по территории храмового комплекса, то можно обнаружить, что вблизи участка с системой каменных отверстий он имеет сложную конфигурацию. Ветка канала, идущая от Круглой площади, здесь разделяется на две линии. При этом одна из них делает замкнутую петлю, через которую проходит другая.
Фото 4[25]. Вид сверху на северо-восточный угол Кастильо и террасу Малой площади
На снимке, сделанном с высоты птичьего полета (фото 4), можно видеть следы несуществующего ныне сооружения, внутри которого находилась внешняя часть туннеля с отверстиями (обведена белой рамкой).
Фото 5. Туннель-«флейта» перед храмом Чавина (2008)[26]
Некоторые ученые называют участок Каменного канала с системой отверстий туннелем-«флейтой». Вот, что говорит об этом французская Википедия:
«Поток воды, отведенный в туннель, проходящий перед храмом и имеющий ряд просверленных отверстий, по словам археологов, функционировал как гигантская флейта. Действительно, наклон поверхности над тоннелем приводит к тому, что каждое отверстие имеет разный размер. Когда вода, проходящая через туннель, спадает, резонанс туннеля увеличивается и тогда звучание флейты изменяется, указывая на то, что вскоре поток воды иссякнет»[27].
2.2.3. Версия «озвучивания» церемоний
Предположение о том, что гидравлическая система могла использоваться чавинскими жрецами для «озвучивания» церемоний, было выдвинуто еще в последней трети XX в. Ведущий специалист по археоакустике Центра компьютерных исследований в области музыки и акустики (Стэнфордский университет) Мириам А. Колар (Miriam А. Kolar) пишет по этому поводу:
«Первый археологический анализ звука в Чавине был сделан в 1970-х гг., когда перуанский археолог Лумбрерас и его коллеги обнаружили облицованный канал, проходящий под лестницей Круглой площади Чавина. Баррели воды, льющиеся через этот так называемый акустический канал, создавали ревущий звуковой эффект для слушателей в зоне площади вне Галереи Лансона. В статье 1976 г. Лумбрерас и соавторы предположили, что такая звучащая архитектура может усилить религиозные переживания паломников – потенциально связанные с оракулом – и они оценили другие гидравлические звуковые эффекты, связанные с обширной системой каналов памятника и внутренней архитектурой. Они не проводили более акустических тестов, но они сделали важное открытие: звук может быть мощным инструментом для чавинских культовых лидеров»[28].
Фото 6[29]. Джон Рик у выхода канала, проложенного под одной из лестниц Чавина
Джон Рик считает, что гидравлическая система Чавина была создана и использовалась жрецами для манипулирования водой в ритуальных целях и что в Чавине существовал культ воды. «El Comercio» в статье от 24 марта 2013 г. приводит следующее его высказывание по поводу назначения изощренной системы управления водой, существовавшей в храмовом комплексе:
«Эта напорная система управляла ею, вела ее, поднимала ее, опускала ее, чтобы заставить ее появляться, исчезать, звучать как крики животных внизу, неся приношения и создавая обстановку, которая необъяснима в материальном мире. Тот, кто приходил сюда, чтобы увидеть, имеет ли этот культ силу, наблюдал за жрецами, заставляющими танцевать воду!»[30].
«Сложность каналов впечатляет, – отмечает Джон Рик. – Хулио С. Тельо обращал внимание на это, а затем также Лумбрерас мог наблюдать существование этих галерей и каналов. Теперь со всей уверенностью мы можем утверждать, что в Чавине был культ или различные культы воды. Использовалась вода в различных формах»[31].
Таким образом, официальная историческая наука, представляемая Луисом-Гильермо Лумбрерасом и Джоном Риком считает, что у гидротехнической системы Чавина была предназначена 1) отводить воду из-под зданий комплекса, а также 2) быть мощным инструментом культа. В то же время Джон Рик не отрицает того, что назначение системы до конца не понято.
О следах какой-либо производственной деятельности в подземных каналах и галереях храмов археологи не сообщали. Версии о производственном назначении комплекса не рассматриваются.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 18a | 18b | 18с | 18d | 18e | 19 | 19а | 20 | 20а | 20b | 20c | 21 |
[1] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).
[2] Chavín de Huantar: un Plan de Manejo para nuevos hallazgos. Ministerio de Cultura del Perú. 24 junio 2013 (http://www.mcultura.gob.pe/noticia/chavin-de-huantar-un-plan-de-manejo-para-nuevos-hallazgos).
[5] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).
[6] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report
[8] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-rocas-gallery-beneath-the-eastern-part-of-the-plaza-mayor-terrace-media
[9] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-rocas-gallery-beneath-the-eastern-part-of-the-plaza-mayor-terrace-media
[10] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175610_med.jpg
[11] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175635_med.jpg
[12] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175538_med.jpg
[13] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175737_med.jpg
[14] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175806_med.jpg
[15] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175843_med.jpg
[16] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-rocas-gallery-entry-near-the-western-staircase-of-the-plaza-mayor-1-media
[17] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175516_med.jpg
[18] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_175949_med.jpg
[19] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_180014_med.jpg
[20] http://archive.cyark.org/projects/CDH/area_07-09–27-09–59-01__1081/media_CDH_20070928_180216_med.jpg
[22] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-stone-lined-rocas-vents-located-on-the-plaza-menor-terrace-1-media
[24] http://archive.cyark.org/photograph-of-the-rocas-gallery-beneath-the-eastern-part-of-the-plaza-mayor-terrace-media
[28] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).
[30] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).
[31] Цит. по: Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).