Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1. Вид на Чавин с северо-восточных гор[1]
Церемонии Чавина по версии Джона Рика
Джон Рик считает, что Чавин, распространявший свое влияние на огромные территории Андского мира, делал это не с помощью оружия. В Чавине не было армии. Его власть была основана на внешней стороне культа, который практиковался в этом религиозном церемониальном центре. Он находит увлекательной попытку «расшифровать, как эти касты или кланы сумели убедить других, что у них есть божественный контакт, чтобы стать лидерами»[2].
Фото 2. Реконструкционный макет комплекса. Национальный музей Чавина[3]
Как же проходили церемонии в Чавин-де-Уантаре, которые привлекали столько паломников, которые стекались сюда даже из отдаленных мест? При отсутствии письменных свидетельств составить представление о торжествах ученым позволяют исследования характеристик архитектуры сайта, а также его внутренних галерей и подземных каналов, а также найденные артефакты.
Фото 3[4]. Пригвожденная голова на фасаде Кастильо
По мнению Джона Рика, церемонии в Чавине были подобны театрализованному представлению, призванному вызвать «шок и благоговение»[4а]. Сценой для него являлись храмовые сооружения – здания и площади, украшенные резными изображениями грозных богов на плитах и колоннах и устрашающего вида пригвожденными головами на фасадах Кастильо. Плоские крыши возвышавшиеся над местами сбора паломников, могли использоваться для драматических и таинственных появлений властителей в роскошных облачениях. А само действо сопровождалось хорошо отрежиссированными звуковыми эффектами.
Фото 4[5]. Каменный карниз. Возможно, так выглядели жрецы Чавина
Звуковые эффекты создавались с помощью голоса воды в подземных каналах, который был похож на рев ягуара и крики птиц, а также с помощью игры на путуто в галереях храма. Гудение труб было многократно усилено архитектурой галерей. Джон Рик считает, что жрецы хорошо знали особенности поведения звука на каждом значимом участке галерей и подземных туннелей. Ведь, по его словам, «в некоторых местах резонанс очень сильный, в других – почти равен нулю, потому что стены буквально «съедают» звук». Поэтому жрецы «могли предсказать и спланировать акустические условия для определенного аспекта своих церемоний»[6].
Фото 5. Монолит Лансон (2005)[7]
Во время церемонии оракул Чавин-де-Уантара – монолит Лансон – «говорил» голосом путуто из недр своей галереи. Его лицо озарялось солнцем. Свет шел к нему через отверстие в фасаде храма по центральной галерее. Когда солнца не могло освещать монолит, его лицо подсвечивалось системой из угольных зеркал, отражающих свет. Она размещалась в галереях.
Фото 6[8]. Один из участков Каменного канала, снятый широкоугольным объективом
Применялись и другие визуальные эффекты. Используя гидравлическую систему комплекса, жрецы заставляли воду принимать формы различных предметов и объектов.
«Танец воды» был одним из основных моментов церемонии. Он сопровождался ревом ягуара и криками птиц, которые создавал водяной поток, бегущий под ногами паломников.
Фото 7[9]. Западный сегмент Галереи двойной консоли Кастильо
Особый ритуал совершался для высокопоставленных паломников, которых, по мнению жрецов, требовалось привлечь на сторону властителей Чавина, т.е. убедить в том, что здесь действительно общаются с божеством, присутствующим в храме.
Фото 7а. Антрацитовое зеркало. Высота: 12 см. Материал: антрацит. Культура: Чавин. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[9а]
Паломнику давали психоделические препараты из кактуса Сан-Педро и отводили в темные галереи, где жрецы манипулировали светом с помощью угольных зеркал и теневых проекций, а его галлюцинации были акцентированы мощными голосами путуто. (Послушать, как звучат два древних путуто Чавина можно прямо сейчас.) Кроме того, на паломника воздействовали с помощью дыма и запахов[9а].
Фото 8. «Фигура, держащая объект, напоминающий так называемый кактус «Сан-Педро», психоактивное растение, которое растет в регионе, вырезана рельефно на одном из облицовочных камней, которые выравнивают чавинскую Круглую площадь»[10]
Предположение Джона Рика о существовании особого ритуала для элиты, думается, не имеет прямых доказательств. То, что сами жрецы принимали препараты из кактуса Сан-Педро, можно считать подтвержденным фактом. Археологи и до Джона Рика находили посуду и инструменты для изготовления и приема снадобий. На стеле, ставшей особенно знаменитой, кактус даже изображен в качестве жезла божества (фото 8).
Фото 9[11]. Каменная голова с наиболее очевидными проявлениями воздействия мескалина. Национальный музей Чавина
Кроме того, многие лица каменных голов жрецов, которые когда-то украшали Кастильо (фото 9), носят следы последствий приема мескалина, содержащегося в кактусе Сан-Педро, – расширенные зрачки, потоки слизи из носа и сведенные судорогой лицевые мышцы. Но то, что жрецы давали эти препараты посторонним и пускали их в святая святых храма – галерею Лансона, кажется мне сомнительным. Так они, скорее, могли выдать свои тайны. Воздействия на паломников звуковых и визуальных эффектов во время церемоний, проводимых на внешних площадках комплекса, я думаю, было более чем достаточно.
Фото 10[12]. Художественная реконструкция одного из ритуалов, проходивших на Круглой утопленной площади (автор мне неизвестен)
Церемонию на Круглой площади со слов Джона Рика красочно описывает[13] журналист «El Comercio» Мигель-Анхель Карденас (Cárdenas). Он видит ее глазами воображаемого паломника, 3000 лет назад отправившегося в святилище, которое находится на высоте 3180 м над уровнем моря. Отправился он туда, чтобы стать свидетелем самого большого чуда Анд – того, как «жрецы взывали к воде и овладевали ее созданием». Ступившего на землю святыни паломника мучают сомнения: кому под силу повелевать духом воды? «Но внезапно в круговом пространстве, – повествует М.-А. Карденас, – маг заставляет появиться арки, валы, облака, стрелы, текучие стены, которые бегут и бегут из матери-земли… В это время под ногами словно происходит землетрясение, слышатся рев кошачьих и грозовые крики птиц. Ты был бы в состоянии устоять?».
В 1200 г. до н.э. в Чавине существовал «волшебный контур воды». «Эта напорная система управляла ею, вела ее, поднимала ее, опускала ее, чтобы заставить ее появляться, исчезать, звучать, как крики животных внизу, неся приношения и создавая обстановку, которая не объяснима в материальном мире. Тот, кто приходил сюда, чтобы увидеть, имеет ли этот культ силу, наблюдал за жрецами, заставляющими танцевать воду!», – рассказывает журналисту Джон Рик.
(Что касается звуковых эффектов, создаваемых водяным потоком, то, видимо, в статье имеется в виду «облицованный канал, проложенный под лестницей Круглой площади Чавина», который был обнаружен Луисом-Гильермо Лумбрерасом еще в 1970-х гг. Водяной поток, проходящий через этот так называемый акустический канал, создавал ревущий звуковой эффект для слушателей в зоне площади вне Галереи Лансона[14]. Но как жрецам удавалось придавать различные формы воде, которая, исходя из текста статьи, заполняла Круглую площадь, никак не комментируется Риком, а говорит об этом он не в первый раз.)
Фото 11[15]. Одна из последних археологических находок
Если ошеломленный церемонией паломник имел право участвовать в ритуале для элиты, «после бури воды» на Круглой площади «он отправлялся навстречу с мифологическим богом, представленным в монолитном копье». Паломника отводили внутрь храма, в темноту его галерей, кое-где освещенных отраженным светом угольных зеркал. Паломника охватывали видения под звуки путуто, многократно усиленные архитектурой галерей.
Теперь «джунгли звуков и экстрасенсорного видения», по словам М.-А. Карденаса, застают паломника врасплох. «В состоянии ли мы представить себе 200 путуто, играющих одновременно внутри подземных галерей, которые завораживали тех, кто оставался снаружи, чтобы славить бога?» – вопрошает он, умножая для красного словца 20 найденных в галерее под террасой Круглой площади путуто на 10.
Фото 12 и 12а[16]. Верховный жрец Чавина и жрец более низкого ранга в представлении археолога и художника Бруно Альвы Менесеса (Bruno Alva Meneses)
«Чавинские инженеры были создателями того, что это теократическое общество главенствовало только благодаря своему религиозному культу, – резюмирует журналист. – Ведь оно не имело военных. Но был и другой аргумент для убеждения в волшебстве и не с помощью оружия: использование психоактивных растений. Найдены остатки кактуса Сан-Педро и разновидности аяуаски (лианы, обладающей схожими свойствами, – Ф.Ó.) в зонах проведения церемоний».
««Если мне нравится показывать элитам, что я контактирую со сверхъестественными силами, психоактивные растения являются волшебными. Но мы находимся в зачаточном состоянии понимания всего древа», – признается Рик».
Я не могу согласиться с профессором Д. Риком в том, что в основе влияние Чавина на Андский мир были только наркотики и театральных эффекты, которые воздействовали на паломников во время церемоний. Возможно, что церемонии действительно сопровождались многими рукотворными чудесами, но не думаю, что жрецы Чавина были такими циничными безбожниками, как о них думает д-р Джон Рик. (Замечу в скобках, что андских священников профессор называет либо шаманами, либо местоимением «они», а то и другое, считается непочтительным.) Все же вера в Андском мире имела глубокие корни. Она базировалась на событиях, происходивших в действительности. Свидетелями этих событий были ближайшие предки чавинцев или/и они сами, жители соседних и отделенных земель, с которыми у чавинцев были налажены связи, или/и их предки. Я полагаю оценки, выводы и интерпретации американского ученого несколько неуважительными в отношении религии, которая пусть в измененном варианте, но и в наше время является религией коренных народов Анд.
Ни один из известных мне иностранных специалистов, которые изучали древности Перу и Боливии, а их было и есть достаточно, не позволял себе такого.
В то же время работы Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара заслуживают большого внимания и положительной оценки, поскольку они проводятся по современны стандартам с использованием новейшей измерительной техники и компьютерного обеспечения специалистами высокого уровня. Особенно интересны результаты Археоакустического проекта.
[2] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).
[4] http://farm5.staticflickr.com/4128/5100226027_8762b36030_b.jpg
[4а] Solomon C. The Sound of History: Mescaline, Music, and Terror. July 24, 2012 (http://www.psmag.com/culture/mescaline-music-terror-42603/).
[5] http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin
[6] Córdova Salinas N. Opus cit.
[9] http://archive.cyark.org/photograph-looking-down-the-west-segment-of-the-doble-mensula-gallery-inside-building-a-taken-from-the-northwest-corner-of-the-gallery-media#
[9а] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/317412?rpp=20&pg=1&ao=on&ft=Chavin&pos=4
[9а] Solomon C. Opus cit.
[10] Kolar M. Tuned to the Senses: An Archaeoacoustic Perspective on Ancient Chavín. Published July 22, 2013 (http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin).
[13] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).
[14] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).