Церемонии Чавина

Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

image001Фото 1. Вид на Чавин с северо-восточных гор[1]

Цере­мо­нии Чавина по вер­сии Джона Рика

image024

Джон Рик счи­тает, что Чавин, рас­про­стра­няв­ший свое вли­я­ние на огром­ные тер­ри­то­рии Анд­ского мира, делал это не с помо­щью ору­жия. В Чавине не было армии. Его власть была осно­вана на внеш­ней сто­роне культа, кото­рый прак­ти­ко­вался в этом рели­ги­оз­ном цере­мо­ни­аль­ном цен­тре. Он нахо­дит увле­ка­тель­ной попытку «рас­шиф­ро­вать, как эти касты или кланы сумели убе­дить дру­гих, что у них есть боже­ствен­ный кон­такт, чтобы стать лиде­рами»[2].

image003Фото 2. Рекон­струк­ци­он­ный макет ком­плекса. Наци­о­наль­ный музей Чавина[3]

Как же про­хо­дили цере­мо­нии в Чавин-де-Уантаре, кото­рые при­вле­кали столько палом­ни­ков, кото­рые сте­ка­лись сюда даже из отда­лен­ных мест? При отсут­ствии пись­мен­ных сви­де­тельств соста­вить пред­став­ле­ние о тор­же­ствах уче­ным поз­во­ляют иссле­до­ва­ния харак­те­ри­стик архи­тек­туры сайта, а также его внут­рен­них гале­рей и под­зем­ных кана­лов, а также най­ден­ные артефакты.

image005Фото 3[4]. При­гвож­ден­ная голова на фасаде Кастильо

По мне­нию Джона Рика, цере­мо­нии в Чавине были подобны теат­ра­ли­зо­ван­ному пред­став­ле­нию, при­зван­ному вызвать «шок и бла­го­го­ве­ние»[4а]. Сце­ной для него явля­лись хра­мо­вые соору­же­ния – зда­ния и пло­щади, укра­шен­ные рез­ными изоб­ра­же­ни­ями гроз­ных богов на пли­тах и колон­нах и устра­ша­ю­щего вида при­гвож­ден­ными голо­вами на фаса­дах Касти­льо. Плос­кие крыши воз­вы­шав­ши­еся над местами сбора палом­ни­ков, могли исполь­зо­ваться для дра­ма­ти­че­ских и таин­ствен­ных появ­ле­ний вла­сти­те­лей в рос­кош­ных обла­че­ниях. А само дей­ство сопро­вож­да­лось хорошо отре­жис­си­ро­ван­ными зву­ко­выми эффектами.

image007Фото 4[5]. Камен­ный кар­низ. Воз­можно, так выгля­дели жрецы Чавина

Зву­ко­вые эффекты созда­ва­лись с помо­щью голоса воды в под­зем­ных кана­лах, кото­рый был похож на рев ягу­ара и крики птиц, а также с помо­щью игры на путуто в гале­реях храма. Гуде­ние труб было мно­го­кратно уси­лено архи­тек­ту­рой гале­рей. Джон Рик счи­тает, что жрецы хорошо знали осо­бен­но­сти пове­де­ния звука на каж­дом зна­чи­мом участке гале­рей и под­зем­ных тун­не­лей. Ведь, по его сло­вам, «в неко­то­рых местах резо­нанс очень силь­ный, в дру­гих – почти равен нулю, потому что стены бук­вально «съе­дают» звук». Поэтому жрецы «могли пред­ска­зать и спла­ни­ро­вать аку­сти­че­ские усло­вия для опре­де­лен­ного аспекта своих цере­мо­ний»[6].

image008Фото 5. Моно­лит Лан­сон (2005)[7]

Во время цере­мо­нии ора­кул Чавин-де-Уантара – моно­лит Лан­сон – «гово­рил» голо­сом путуто из недр своей гале­реи. Его лицо оза­ря­лось солн­цем. Свет шел к нему через отвер­стие в фасаде храма по цен­траль­ной гале­рее. Когда солнца не могло осве­щать моно­лит, его лицо под­све­чи­ва­лось систе­мой из уголь­ных зер­кал, отра­жа­ю­щих свет. Она раз­ме­ща­лась в галереях.

image010Фото 6[8]. Один из участ­ков Камен­ного канала, сня­тый широ­ко­уголь­ным объективом

При­ме­ня­лись и дру­гие визу­аль­ные эффекты. Исполь­зуя гид­рав­ли­че­скую систему ком­плекса, жрецы застав­ляли воду при­ни­мать формы раз­лич­ных пред­ме­тов и объектов.

«Танец воды» был одним из основ­ных момен­тов цере­мо­нии. Он сопро­вож­дался ревом ягу­ара и кри­ками птиц, кото­рые созда­вал водя­ной поток, бегу­щий под ногами паломников.

image012Фото 7[9]. Запад­ный сег­мент Гале­реи двой­ной кон­соли Кастильо

Осо­бый ритуал совер­шался для высо­ко­по­став­лен­ных палом­ни­ков, кото­рых, по мне­нию жре­цов, тре­бо­ва­лось при­влечь на сто­рону вла­сти­те­лей Чавина, т.е. убе­дить в том, что здесь дей­стви­тельно обща­ются с боже­ством, при­сут­ству­ю­щим в храме.

image046Фото 7а. Антра­ци­то­вое зер­кало. Высота: 12 см. Мате­риал: антра­цит. Куль­тура: Чавин. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[9а]

Палом­нику давали пси­хо­де­ли­че­ские пре­па­раты из как­туса Сан-Педро и отво­дили в тем­ные гале­реи, где жрецы мани­пу­ли­ро­вали све­том с помо­щью уголь­ных зер­кал и тене­вых про­ек­ций, а его гал­лю­ци­на­ции были акцен­ти­ро­ваны мощ­ными голо­сами путуто. (Послу­шать, как зву­чат два древ­них путуто Чавина можно прямо сей­час.) Кроме того, на палом­ника воз­дей­ство­вали с помо­щью дыма и запа­хов[9а].

image014Фото 8. «Фигура, дер­жа­щая объ­ект, напо­ми­на­ю­щий так назы­ва­е­мый как­тус «Сан-Педро», пси­хо­ак­тив­ное рас­те­ние, кото­рое рас­тет в реги­оне, выре­зана рельефно на одном из обли­цо­воч­ных кам­ней, кото­рые вырав­ни­вают чавин­скую Круг­лую пло­щадь»[10]

Пред­по­ло­же­ние Джона Рика о суще­ство­ва­нии осо­бого риту­ала для элиты, дума­ется, не имеет пря­мых дока­за­тельств. То, что сами жрецы при­ни­мали пре­па­раты из как­туса Сан-Педро, можно счи­тать под­твер­жден­ным фак­том. Архео­логи и до Джона Рика нахо­дили посуду и инстру­менты для изго­тов­ле­ния и при­ема сна­до­бий. На стеле, став­шей осо­бенно зна­ме­ни­той, как­тус даже изоб­ра­жен в каче­стве жезла боже­ства (фото 8).

image016Фото 9[11]. Камен­ная голова с наи­бо­лее оче­вид­ными про­яв­ле­ни­ями воз­дей­ствия мес­ка­лина. Наци­о­наль­ный музей Чавина

Кроме того, мно­гие лица камен­ных голов жре­цов, кото­рые когда-то укра­шали Касти­льо (фото 9), носят следы послед­ствий при­ема мес­ка­лина, содер­жа­ще­гося в как­тусе Сан-Педро, – рас­ши­рен­ные зрачки, потоки слизи из носа и све­ден­ные судо­ро­гой лице­вые мышцы. Но то, что жрецы давали эти пре­па­раты посто­рон­ним и пус­кали их в свя­тая свя­тых храма – гале­рею Лан­сона, кажется мне сомни­тель­ным. Так они, ско­рее, могли выдать свои тайны. Воз­дей­ствия на палом­ни­ков зву­ко­вых и визу­аль­ных эффек­тов во время цере­мо­ний, про­во­ди­мых на внеш­них пло­щад­ках ком­плекса, я думаю, было более чем достаточно.

image018Фото 10[12]. Худо­же­ствен­ная рекон­струк­ция одного из риту­а­лов, про­хо­див­ших на Круг­лой утоп­лен­ной пло­щади (автор мне неизвестен)

Цере­мо­нию на Круг­лой пло­щади со слов Джона Рика кра­сочно опи­сы­вает[13] жур­на­лист «El Comercio» Мигель-Анхель Кар­де­нас (Cárdenas). Он видит ее гла­зами вооб­ра­жа­е­мого палом­ника, 3000 лет назад отпра­вив­ше­гося в свя­ти­лище, кото­рое нахо­дится на высоте 3180 м над уров­нем моря. Отпра­вился он туда, чтобы стать сви­де­те­лем самого боль­шого чуда Анд – того, как «жрецы взы­вали к воде и овла­де­вали ее созда­нием». Сту­пив­шего на землю свя­тыни палом­ника мучают сомне­ния: кому под силу пове­ле­вать духом воды? «Но вне­запно в кру­го­вом про­стран­стве, – повест­вует М.-А. Кар­де­нас, – маг застав­ляет появиться арки, валы, облака, стрелы, теку­чие стены, кото­рые бегут и бегут из матери-земли… В это время под ногами словно про­ис­хо­дит зем­ле­тря­се­ние, слы­шатся рев коша­чьих и гро­зо­вые крики птиц. Ты был бы в состо­я­нии устоять?».

В 1200 г. до н.э. в Чавине суще­ство­вал «вол­шеб­ный кон­тур воды». «Эта напор­ная система управ­ляла ею, вела ее, под­ни­мала ее, опус­кала ее, чтобы заста­вить ее появ­ляться, исче­зать, зву­чать, как крики живот­ных внизу, неся при­но­ше­ния и созда­вая обста­новку, кото­рая не объ­яс­нима в мате­ри­аль­ном мире. Тот, кто при­хо­дил сюда, чтобы уви­деть, имеет ли этот культ силу, наблю­дал за жре­цами, застав­ля­ю­щими тан­це­вать воду!», – рас­ска­зы­вает жур­на­ли­сту Джон Рик.

(Что каса­ется зву­ко­вых эффек­тов, созда­ва­е­мых водя­ным пото­ком, то, видимо, в ста­тье име­ется в виду «обли­цо­ван­ный канал, про­ло­жен­ный под лест­ни­цей Круг­лой пло­щади Чавина», кото­рый был обна­ру­жен Луисом-Гильермо Лум­бре­ра­сом еще в 1970-х гг. Водя­ной поток, про­хо­дя­щий через этот так назы­ва­е­мый аку­сти­че­ский канал, созда­вал реву­щий зву­ко­вой эффект для слу­ша­те­лей в зоне пло­щади вне Гале­реи Лан­сона[14]. Но как жре­цам уда­ва­лось при­да­вать раз­лич­ные формы воде, кото­рая, исходя из тек­ста ста­тьи, запол­няла Круг­лую пло­щадь, никак не ком­мен­ти­ру­ется Риком, а гово­рит об этом он не в пер­вый раз.)

image020Фото 11[15]. Одна из послед­них архео­ло­ги­че­ских находок

Если оше­лом­лен­ный цере­мо­нией палом­ник имел право участ­во­вать в ритуале для элиты, «после бури воды» на Круг­лой пло­щади «он отправ­лялся навстречу с мифо­ло­ги­че­ским богом, пред­став­лен­ным в моно­лит­ном копье». Палом­ника отво­дили внутрь храма, в тем­ноту его гале­рей, кое-где осве­щен­ных отра­жен­ным све­том уголь­ных зер­кал. Палом­ника охва­ты­вали виде­ния под звуки путуто, мно­го­кратно уси­лен­ные архи­тек­ту­рой галерей.

Теперь «джунгли зву­ков и экс­тра­сен­сор­ного виде­ния», по сло­вам М.-А. Кар­де­наса, застают палом­ника врас­плох. «В состо­я­нии ли мы пред­ста­вить себе 200 путуто, игра­ю­щих одно­вре­менно внутри под­зем­ных гале­рей, кото­рые заво­ра­жи­вали тех, кто оста­вался сна­ружи, чтобы сла­вить бога?» – вопро­шает он, умно­жая для крас­ного словца 20 най­ден­ных в гале­рее под тер­ра­сой Круг­лой пло­щади путуто на 10.

image024                image022Фото 12 и 12а[16]. Вер­хов­ный жрец Чавина и жрец более низ­кого ранга в пред­став­ле­нии архео­лога и худож­ника Бруно Альвы Мене­сеса (Bruno Alva Meneses)

«Чавин­ские инже­неры были созда­те­лями того, что это тео­кра­ти­че­ское обще­ство гла­вен­ство­вало только бла­го­даря сво­ему рели­ги­оз­ному культу, – резю­ми­рует жур­на­лист. – Ведь оно не имело воен­ных. Но был и дру­гой аргу­мент для убеж­де­ния в вол­шеб­стве и не с помо­щью ору­жия: исполь­зо­ва­ние пси­хо­ак­тив­ных рас­те­ний. Най­дены остатки как­туса Сан-Педро и раз­но­вид­но­сти аяуаски (лианы, обла­да­ю­щей схо­жими свой­ствами, – Ф.Ó.) в зонах про­ве­де­ния церемоний».

««Если мне нра­вится пока­зы­вать эли­там, что я кон­так­ти­рую со сверхъ­есте­ствен­ными силами, пси­хо­ак­тив­ные рас­те­ния явля­ются вол­шеб­ными. Но мы нахо­димся в зача­точ­ном состо­я­нии пони­ма­ния всего древа», – при­зна­ется Рик».

image028Я не могу согла­ситься с про­фес­со­ром Д. Риком в том, что в основе вли­я­ние Чавина на Анд­ский мир были только нар­ко­тики и теат­раль­ных эффекты, кото­рые воз­дей­ство­вали на палом­ни­ков во время цере­мо­ний. Воз­можно, что цере­мо­нии дей­стви­тельно сопро­вож­да­лись мно­гими руко­твор­ными чуде­сами, но не думаю, что жрецы Чавина были такими цинич­ными без­бож­ни­ками, как о них думает д-р Джон Рик. (Замечу в скоб­ках, что анд­ских свя­щен­ни­ков про­фес­сор назы­вает либо шама­нами, либо место­име­нием «они», а то и дру­гое, счи­та­ется непо­чти­тель­ным.) Все же вера в Анд­ском мире имела глу­бо­кие корни. Она бази­ро­ва­лась на собы­тиях, про­ис­хо­див­ших в дей­стви­тель­но­сти. Сви­де­те­лями этих собы­тий были бли­жай­шие предки чавин­цев или/и они сами, жители сосед­них и отде­лен­ных земель, с кото­рыми у чавин­цев были нала­жены связи, или/и их предки. Я пола­гаю оценки, выводы и интер­пре­та­ции аме­ри­кан­ского уче­ного несколько неува­жи­тель­ными в отно­ше­нии рели­гии, кото­рая пусть в изме­нен­ном вари­анте, но и в наше время явля­ется рели­гией корен­ных наро­дов Анд.

Ни один из извест­ных мне ино­стран­ных спе­ци­а­ли­стов, кото­рые изу­чали древ­но­сти Перу и Боли­вии, а их было и есть доста­точно, не поз­во­лял себе такого.

В то же время работы Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара заслу­жи­вают боль­шого вни­ма­ния и поло­жи­тель­ной оценки, поскольку они про­во­дятся по совре­менны стан­дар­там с исполь­зо­ва­нием новей­шей изме­ри­тель­ной тех­ники и ком­пью­тер­ного обес­пе­че­ния спе­ци­а­ли­стами высо­кого уровня. Осо­бенно инте­ресны резуль­таты Архео­аку­сти­че­ского про­екта.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 23b | 23с | 24 |

[2] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).

[6] Córdova Salinas N. Opus cit.

[10] Kolar M. Tuned to the Senses: An Archaeoacoustic Perspective on Ancient Chavín. Published July 22, 2013 (http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin).

[13] Cárdenas M.Á. Laberintos subterráneos salen a la luz en Chavín. El Comercio. 24 de marzo del 2013 (http://conchucos.com.pe/attachments/article/212/D-EC-24032013 — El Comercio — País — pag 25.pdf).

[14] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>