Божественный дракон

Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние


Как известно, в исто­рии Чавин-де-Уантара было два основ­ных пери­ода – эпоха Ста­рого и эпоха Нового хра­мов. Новый храм был, ско­рее всего, построен не потому, что Ста­рый храм при­шел в пол­ную негод­ность. Обычно так посту­пают новые хозя­ева цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса, когда хотят обо­зна­чить смену вла­сти, утвер­дить себя в каче­стве ее носи­теля, построив свой храм. При этом они часто пока­зы­вают пре­ем­ствен­ность с преж­ней рели­ги­оз­ной идео­ло­гией, оста­вив ста­рый храм и его божеств, но при­дав им новые формы в соот­вет­ствии со сво­ими воз­зре­ни­ями. Так это было в Тиа­у­а­нако, так слу­чи­лось и в Чавин-де-Уантаре.

Фото 1[1]. Фраг­мент стелы Рай­монди. Фото 2[2]. Абрис стелы Раймонди

К пер­вой эпохе отно­сятся моно­лит Лан­сон и обе­лиск Тельо, а ко вто­рой – стела Рай­монди. На них выре­зан один и тот же бог, хотя стела Рай­монди по сво­ему стилю и отли­ча­ется от моно­ли­тов Ста­рого храма. Но только вни­ма­тельно рас­смот­рев все три арте­факта, можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что же за бог на них изоб­ра­жен. При этом именно стела Рай­монди рас­кры­вает сию тайну и гово­рит о сущ­но­сти бога очень ясно. И даже если созда­тели моно­лита Лан­сон и обе­лиска Тельо и пред­став­ляли себе не совсем такое суще­ство или совсем не такое, его иден­ти­фи­ка­ция идео­ло­гами эпохи Нового храма была одно­знач­ной, по край­ней мере, на стеле Рай­монди. Но, без­условно, они опи­ра­лись на сим­во­лику моно­лита Лан­сон. Его верх­няя узкая часть нико­гда не ока­зы­ва­ется в цен­тре вни­ма­ния зри­те­лей и фото­гра­фов. Но если посмот­реть на рису­нок Лан­сона («Моно­литы», фото 4), можно уви­деть, что там – над голо­вой боже­ства – выре­зано, как и на стеле Рай­монди, несколько голов дракона.

Фото 3[3]. Китай­ский дракон

Когда я впер­вые стала вгля­ды­ваться в стелу Рай­монди и искать там Месо­аме­рику, я ее там не нашла, а уви­дела Индию и Китай и поняла, что  смотрю на китай­ского (фото 3) или япон­ского дра­кона (фото 4 и 5). У боже­ства такие же лапы с длин­ными ког­тями. Кстати, лапы трех­па­лые, как у япон­ских дра­ко­нов. Китай­ские дра­коны четырехпалые.

Фото[4] 4 и 5. Япон­ский дракон

У пер­со­нажа стелы даже есть длин­ные тон­кие отростки на голове и под­бо­родке. Клыки у него не такие длин­ные, как у дру­гих изоб­ра­же­ний Чавин-де-Уантара, поскольку ази­ат­ские дра­коны в срав­не­нии с их евро­пей­скими собра­тьями не были кро­во­жад­ными. Кстати, на неко­то­рых ком­по­зи­циях Чавин-де-Уантара у пер­со­на­жей клы­ков четыре пары, как у китай­ских япон­ских дра­ко­нов. В отли­чие от евро­пей­ских ази­ат­ские дра­коны жили, как пра­вило, в воде, а не в пещере. Они имели тело змеи и у них не было крыльев.

Летать без кры­льев дра­коны могли бла­го­даря шишке на макушке. Однако ее на изоб­ра­же­ниях можно уви­деть неча­сто[5]. Вот, ока­зы­ва­ется, какую функ­цию выпол­няла зага­доч­ная шишка, кото­рая есть у  мно­гих камен­ных голов Кастильо!

Дра­кон при­сут­ствует в мифах Шумера, Египта, Уга­рита, Индии, Гре­ции, Китая, Япо­нии, Мек­сики. В боль­шин­стве куль­тур его образ свя­зан с куль­том водо­е­мов. Образ дра­кона был одним из спо­со­бов объ­еди­не­ния про­ти­во­по­лож­ных сим­во­лов – сим­вола верх­него мира (птицы) и сим­вола ниж­него мира (змеи). В Юго-Восточной Азии дра­коны в боль­шин­стве своем счи­та­лись доб­рыми и бла­го­де­тель­ными, а для вьет­нам­цев даже слу­жили сим­во­лом нрав­ствен­ного совершенства.

В Китае дра­кон явля­ется сим­во­лом муж­ского начала и нации в целом. По китай­ским пове­рьям, он оби­тает в реках, озе­рах и морях, но спо­со­бен и взмы­вать в под­не­бе­сье. Самки китай­ских дра­ко­нов откла­ды­вают яйца. Неко­то­рые дете­ныши вылуп­ля­ются через тысячу лет. Их рож­де­ние сопро­вож­да­ется раз­гу­лом сти­хии: мощ­ными метеор­ными пото­ками, гро­зами и круп­ным гра­дом. В Китае суще­ствуют сле­ду­ю­щие виды дра­ко­нов: 1) Тянь­лун – Небес­ный дра­кон, кото­рый охра­няет чер­тоги богов и возит их на колес­ни­цах; 2) Фуца­н­лун – Дра­кон скры­того сокро­вища, кото­рый сте­ре­жет под зем­лей дра­го­цен­ные камни и металлы и будо­ра­жит землю вул­ка­нами; 3) Дилун – Зем­ля­ной дра­кон, кото­рый заве­дует морями и реками; 4) Инлун – Боже­ствен­ный дра­кон, от кото­рого зави­сят погода, ветер, дождь и кото­рый гре­мит с неба гро­мом. Послед­ние два вида дра­кона соеди­ни­лись в фигуры царей дра­ко­нов, кото­рые имеют тело чело­века и голову дра­кона. Дра­кон слу­жил сим­во­лом импе­ра­тор­ской вла­сти. Импе­ра­тор­ский трон мно­гих дина­стий назы­вался тро­ном дра­кона[6].

Фото 6. Изоб­ра­же­ние Кецаль­ко­атля из кодекса Малья­бе­ки­ано (Codex Magliabechiano), XVI в.[7]

В месо­аме­ри­кан­ских мифах в одной из своих ипо­ста­сей Кецаль­ко­атль был пер­на­тым змеем, т.е. дра­ко­ном. Его ино­гда изоб­ра­жали как чело­века с голо­вой дра­кона (фото 6).

Свой­ства всех пере­чис­лен­ных видов китай­ских дра­ко­нов при­сущи кос­ми­че­скому кораблю. Он возит вла­сти­те­лей по небу, сотря­сает землю, гре­мит гро­мом, оби­тает в реках и летает в под­не­бе­сье. Но глав­ное, когда он соеди­ня­ется с чело­ве­ком, воз­ни­кает боже­ствен­ный дра­кон, т.е. боже­ство дра­ко­но­че­ло­век, кото­рое по сути оли­це­тво­ряет кос­ми­че­ский корабль или, если гово­рить шире, – лета­тель­ный аппарат.

Таким обра­зом, на одном из глав­ных сокро­вищ Чавина – на дио­ри­то­вой стеле Рай­монди изоб­ра­жен, по моему мне­нию, дра­ко­но­че­ло­век с тремя дра­ко­ньими голо­вами, т.е. божество-корабль. Так как дра­коны – созда­ния, для кото­рых вода и воз­дух – род­ные сти­хии, на стеле пока­зан корабль, могу­щий пере­ме­щаться как в воде, так и в воз­духе. А поскольку дра­кон живет в воде, можно пред­по­ло­жить, что база у при­шель­цев была под водой.

Фото 7. Озеро Парон (Parón), высота более 4 км над уров­нем моря[8]

В депар­та­менте Анкаш, и в том числе в про­вин­ции Уари, где рас­по­ла­га­ется Чавин-де-Уантар, есть озера, такие, напри­мер, как озеро Парон (фото 7). Да и до оке­ана по воз­духу неда­леко. А кроме того, не стоит забы­вать, что во вре­мена цар­ства Чавин, древ­ность кото­рого, как я уже гово­рила, ско­рее всего, пре­умень­шена, как водится, уче­ными, озера могли зани­мать гораздо бόль­шую пло­щадь и быть намного глубже. У анд­цев, кстати ска­зать, озера явля­ются сакраль­ными пространствами.

Фото 8[9]

Перед идео­ло­гами Чавин-де-Уантара эпохи Нового храма сто­яла слож­ная задача под­дер­жать и раз­вить образ дра­кона, зало­жен­ный в миф о вер­хов­ном боге изна­чально, и сде­лать понят­ным его для новой эпохи, кото­рая, ско­рее всего, уже от дра­ко­нов (лета­ю­щих яще­ров с кры­льями) отвыкла. Поэтому, видимо, они пошли по месо­аме­ри­кан­скому пути и для того, чтобы под­черк­нуть уме­ние дра­ко­но­че­ло­века летать, он пре­вра­ща­ется ими в одном из своих вопло­ще­ний в хищ­ную птицу. При этом боже­ство сохра­няет атри­буты дра­кона – клыки, трех­па­лые ког­ти­стые лапы, а также неко­то­рые атри­буты кос­мо­навта. Так, кры­ла­тый дра­ко­но­че­ло­век с ком­по­зи­ции, пока­зан­ной на фото 8, одет в ком­би­не­зон с мол­нией (нос) посе­ре­дине и кар­маш­ками (глаза) на груди (тоже на мол­нии), кото­рые вме­сте с клы­ка­стой пастью на при­чин­ном месте состав­ляют морду дра­кона. Резьба, с кото­рой сде­лан абрис, нахо­дится на север­ной колонне Пор­тала соко­ли­ных (фото 24), а зна­чит, отно­сится к эпохе Нового храма и стелы Раймонди.

Стела Рай­монди отли­ча­ется без­упреч­ной ком­по­зи­цией. Здесь нет недо­ра­бо­ток, кото­рые бро­са­ются в глаза на моно­лите Лан­сон. Сли­я­ние чело­века, дра­кона и лета­тель­ного аппа­рата совер­шенно, хит­ро­умно, орга­нично и в то же время каж­дая ипо­стась уга­ды­ва­ется гораздо легче, потому что ей при­даны харак­тер­ные черты: дра­кону – лапы с длин­ными загну­тыми ког­тями, зубы, борода и наро­сты на голове, вытя­ну­тая морда, а чело­веку – глаза и тело с руками и ногами. И хотя здесь нет метал­ли­че­ских зубьев и ста­би­ли­за­тора, как на обе­лиске Тельо, образ летя­щего корабля пере­дан яснее, а для сомне­ва­ю­щихся чело­век одет в ком­би­не­зон кос­мо­навта. (Когда на древ­них куль­то­вых арте­фак­тах Анд­ского мира появ­ля­ются эле­менты, свя­зан­ные с незем­ной тех­ни­кой и кос­мо­нав­ти­кой, в част­но­сти, мне все­гда кажется, что их созда­тели бес­по­ко­и­лись не только о том, чтобы как можно пол­нее отра­зить сущ­ность того или иного боже­ства, но и чтобы их дале­кие потомки, кото­рые будут настолько раз­виты, что эти аппа­раты уже будут вос­при­ни­маться ими не как боги, а как машины, – т.е. мы с вами – узнали об их пре­бы­ва­нии на Земле. Дру­гими сло­вами, таким спо­со­бом боги во плоти, быть может, остав­ляли свое посла­ние нам.)

Тем не менее в отли­чие от Тиа­у­а­нако, где скульп­туры сохра­нили изоб­ра­же­ния при­шель­цев в защит­ных костю­мах, сде­лан­ные чуть ли не с натуры, в Чавине образы богов и их лета­тель­ных аппа­ра­тов очень условны и сильно сти­ли­зо­ваны. Такая же тра­ди­ция суще­ство­вала и у богов во плоти Месо­аме­рики, кото­рые, видимо, счи­тали необ­хо­ди­мым сохра­нять свои тайны более тща­тель­ным обра­зом. Воз­можно, они запре­щали изоб­ра­жать себя, свои защит­ные костюмы и свою тех­нику с натуры. Не исклю­чено, что изоб­ра­же­ния, рас­кры­ва­ю­щие их как при­шель­цев из кос­моса, были уни­что­жены. Но более веро­ят­ным пред­став­ля­ется реше­ние, когда боги  пер­вой волны свои лета­тель­ные сред­ства мас­ки­ро­вали под опас­ных живот­ных, а для обще­ния с мест­ными жите­лями наде­вали защит­ные костюмы, кото­рым они при­да­вали вид, ска­жем, чудо­вища, на основе кото­рого впо­след­ствии скла­ды­вался образ боже­ства. Об этом сви­де­тель­ствует моно­лит Лан­сон. Однако боги во плоти эпохи Нового храма не могли отка­зать себе в удо­воль­ствии вклю­чать в ком­по­зи­ции эле­менты, кото­рые ука­зы­вали бы на их при­сут­ствие на Земле как кос­мо­нав­тов, допус­кая изоб­ра­же­ния божеств в комбинезонах.

Таким обра­зом, на глав­ных свя­ты­нях Чавин-де-Уантара пока­зано божество-корабль в ипо­стаси дра­ко­но­че­ло­века. Соот­вет­ственно именно дра­ко­но­че­ло­век являлся здесь вер­хов­ным боже­ством. А поскольку дра­кон объ­еди­нял в себе сим­вол верх­него мира (птицу) и сим­вол ниж­него мира (змею), он, несо­мненно, был свя­зан с куль­том почи­та­ния пред­ков. Это лиш­ний раз под­твер­ждает вывод о том, что храмы Чавин-де-Уантара были посвя­щены дан­ному культу. Не стоит забы­вать и о черно-белой сим­во­лике Нового храма, о кото­рой, к сожа­ле­нию, я ничего не знаю. Но мне известно, что белый в Япо­нии счи­та­ется цве­том тра­ура, а Лан­сон выре­зан из гра­нита белого цвета.

Нельзя отри­цать, что в Чавин-де-Уантаре суще­ство­вал и культ ягу­ара (пумы). Однако он был одним из вопло­ще­ний дра­ко­но­че­ло­века и непре­менно имел черты и дра­кона, и чело­века. А сим­во­ли­зи­ро­вал ягуар также божество-корабль (см. далее).

Фото 9. Изоб­ра­же­ние из буд­дист­ского храма Кай­ю­ань в Тай­нане, Тай­вань[10]

Кстати, в китай­ской мифо­ло­гии суще­ствует похо­жее боже­ство – Биань, один из девяти сыно­вей дра­кона[11], име­ю­щий облик тигра (фото 9). А в китай­ских иеро­гли­фах 龙生九子, озна­ча­ю­щих «девять сыно­вей дра­кона», тре­тий слева похож на иеро­глиф, рас­по­ло­жен­ный в цен­тре золо­той пек­то­рали чавин­ской куль­туры («Моно­литы», фото 3а).

Скульп­тура, пока­зан­ная на фото 10, гово­рит о том, что Биань был почи­таем и на земле древ­него Эква­дора. Судя по недав­ним откры­тиям фран­цуз­ских архео­ло­гов в местечке Фло­рида, именно здесь могла заро­диться чавин­ская куль­тура (см. Ама­зон­ские корни Чавина). В этом плане нема­ло­важно и то, что Эква­дор вхо­дит в число стран вику­ньи, среди кото­рых Перу, Боли­вия, Чили и Арген­тина. Вику­нья как бес­спор­ный дар богов в дан­ном слу­чае может быть зна­ком того, что тер­ри­то­рии всех этих стран когда-то испы­ты­вали на себе вли­я­ние богов одного звезд­ного дома.

Фото 10[12]. Скульп­тур­ный сосуд. Раз­меры: 32,4×41,3×33 см. Мате­риал: кера­мика. Место находки: про­вин­ция Манаби (Manabí) или Эсме­раль­дас (Esmeraldas), Эква­дор. Куль­тура: Хама-Коаке (Jama Coaque). 1 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей

Ката­лог Бруклин­ского музея опи­сы­вает экс­по­нат как «боль­шой кера­ми­че­ский скульп­тур­ный сосуд в виде рыча­щего чет­ве­ро­но­гого живот­ного (веро­ятно, ягу­ара) с «длин­ным густым повер­ну­тым вниз хво­стом». (У китай­ского Бианя тоже густой хвост.) «Боль­шая голова, – ска­зано в ката­логе, – имеет откры­тый рот с зубами и четырьмя клы­ками, при­плюс­ну­тый нос с нозд­рями в виде завит­ков и над ним длин­ные выступы в виде паль­цев, круг­лые выпук­лые глаза с шипо­об­раз­ными «рес­ни­цами», отто­пы­рен­ные уши, корот­кую бороду… Малень­кий диск в ладони коша­чьей лапы харак­те­рен для объ­ек­тов Хама-Коаке»[13]. Несо­мненно, что это не ягуар, а дракон-ягуар. О его дра­ко­ньей сущ­но­сти гово­рят ког­ти­стые пальцы, осо­бенно пятый на пятке, пасть, наро­сты на под­бо­родке и лбе.

Как и у дракона-человека стелы Рай­монди, у эква­дор­ского боже­ства круг­лые выпук­лые глаза ази­ат­ских дра­ко­нов из камня. (Кстати, и голова в целом у дра­кона имеет боль­шое сход­ство с голо­вами этих скульп­тур.) Его ноздри в форме завит­ков харак­терны для дра­ко­нов камен­ных голов Касти­льо. Обра­щают на себя вни­ма­ние два завитка на носу боже­ства, кото­рые обра­зуют сфе­ри­че­скую фигуру, напо­ми­на­ю­щую пре­сло­ву­тый шарик на носу чавин­ских, и осо­бенно пост­ча­вин­ских, драконов-змей. Уши у эква­дор­ского дра­кона чело­ве­че­ские. А если при­смот­реться, ста­но­вится понятно, что и череп­ная коробка, и шея, и плечи, и все тело, и конеч­но­сти при­над­ле­жат обна­жен­ному человеку.

Любо­пытны ладони боже­ства, име­ю­щие плос­кие дис­ко­об­раз­ные отпе­чатки с выпук­ло­стью посе­ре­дине. Похоже, дра­кон дер­жал в ког­тях некие невы­со­кие пред­меты, у кото­рых было круг­лое плос­кое дно с выем­кой в цен­тре. Выемка, надо думать, сопря­га­лась с выпук­ло­стью на ладони для фик­са­ции объ­екта. (Силь­ная ассо­ци­а­ция с бок­сом для хра­не­ния ком­пью­тер­ного диска, не правда ли?)

Скульп­тура дра­кона попала в Бруклин­ский музей вме­сте с двумя дру­гими фигу­рами, кото­рые также пред­став­ляют инте­рес для изу­че­ния куль­туры Чавина. Их пода­рили музею мис­сис и мистер Tessim Zorach. Най­дены скульп­туры были в про­вин­ции Манаби, но отне­сены уче­ными к раз­ным пери­о­дам исто­рии. При этом дра­кон и сто­я­щая фигура (фото 11) были дати­ро­ваны 1 – 600 гг. н.э., а сидя­щая фигура (фото 11) – 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. То есть дати­ровки весьма при­бли­зи­тель­ные, осо­бенно у сидя­щей фигуры, кото­рая может быть, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, как ровес­ни­цей пер­вых двух, так и на 500 лет старше. Такая неопре­де­лен­ность в дати­ровке арте­фак­тов понятна: навер­няка они были куп­лены у чер­ных копа­те­лей – рас­хи­ти­те­лей гроб­ниц, кото­рым до исто­ри­че­ской цен­но­сти нахо­док нет ника­кого дела.

Фото 11[14]. Сидя­щая фигура. Раз­меры: 45,1×33,7×21,0 см. Мате­риал: глина, следы крас­ного и жел­того пиг­мен­тов, нане­сен­ных после обжига. Место находки: Лос-Эстерос, про­вин­ция Манаби, Эква­дор. Куль­тура: Баия (Bahía). 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Бруклин­ский музей

Ката­лог Бруклин­ского музея дает такое опи­са­ние скульп­туры сидя­щего чело­века (фото 11): «Боль­шая кера­ми­че­ская сидя­щая коре­на­стая фигура с довольно мощ­ными руками, скре­щен­ными ногами впе­реди и руками на лодыжке и колене пра­вой ноги. Фигура имеет боль­шую голову с густыми пря­дями волос, выпук­лые полу­оваль­ные глаза, откры­тый рот и выступы на носу, щеках и под­бо­родке. Деко­ри­ро­ван­ная носо­вым коль­цом, боль­шими ушными укра­ше­ни­ями, опле­чьем с боль­шой под­вес­кой, эта фигура также имеет широ­кий ворот­ник с греб­не­об­раз­ным краем и брас­лет на каж­дом запястье. Видны следы крас­ного и жел­того пиг­мен­тов и затем­не­ний. Нали­че­ствуют отвер­стия в пред­пле­чье, животе, бед­рах, коле­нях и подъ­еме ног»[15].

Фото 12[16]. Эки­паж корабля «Союз ТМА-04М» Джо­зеф Акаба, Ген­на­дий Падалка и Сер­гей Ревин, сен­тябрь 2012 г.

У скульп­туры сидя­щего чело­века также есть общее с обра­зами Чавин-де-Уантара. Сразу вспо­ми­на­ется уди­ви­тель­ная кера­ми­че­ская скульп­тура в маске на затылке, Улы­ба­ю­щийся бог в маске и с ракуш­кам в руках на стеле, извест­ной как «Медуза», плос­кие ступни и осо­бен­ные ногти пост­ча­вин­ских божеств. Понятно, что перед нами звезд­ный бог в защит­ном костюме, маске и парике, а часть его дыха­тель­ного аппа­рата изоб­ра­жена в виде носо­вого кольца, выпук­ло­стей и двух наро­стов, кото­рые очень похожи на клыки. Его опле­чье явно имеет отно­ше­ние к защит­ному костюму, водо­лаз­ному или кос­ми­че­скому. У совре­мен­ных кос­мо­нав­тов на ком­би­не­зоне в цен­тре груди есть такое же круг­лое устрой­ство (фото 12). Объ­ем­ные рукава ком­би­не­зона уга­ды­ва­ются в «довольно мощ­ных руках» ста­туи. Скуль­птор, дума­ется, запе­чат­лел одного из богов во плоти, если и не с натуры, то по памяти. Инте­ресно, что самая ран­няя из воз­мож­ных дата созда­ния этого арте­факта (500 г. до н.э.) сов­па­дает со вре­ме­нем начала стро­и­тель­ства Нового храма в Чавин-де-Уантаре.

Фото 13[17]. Сто­я­щая фигура. Раз­меры: 47,6×33,7×16,5 см. Мате­риал: кера­мика, пиг­менты. Место находки: про­вин­ция Манаби или Эсме­раль­дас, Эква­дор. Куль­тура: Хама-Коаке. 1 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей

О тре­тьей эква­дор­ской ста­туе (фото 13) в ката­логе Бруклин­ского музея читаем сле­ду­ю­щее: «Полая кера­ми­че­ская скульп­тура сто­я­щей чело­ве­че­ской фигуры с руками вдоль тела, нося­щей искусно укра­шен­ные тунику и голов­ной убор. Туника деко­ри­ро­вана повто­ря­ю­щи­мися рельеф­ными моти­вами в виде сдво­ен­ных клы­ков, штри­хов­кой лини­ями, ими­ти­ру­ю­щими бахрому с буси­нами на конце. Про­стая набед­рен­ная повязка видна ниже туники. Дву­кры­лый голов­ной убор поверх слож­ной при­чески укра­шен теми же самыми моти­вами. Фигура имеет боль­шие носо­вые и ушные кольца и руч­ные и нож­ные ленты. Следы жел­того и зеле­ного пиг­мен­тов видны по всей фигуре, есть боль­шое отвер­стие в верх­ней части головы»[18].

При взгляде на лицо скульп­туры, осо­бенно на глаза, пони­ма­ешь, что на голову боже­ства надет шлем, замас­ки­ро­ван­ный тон­кой шап­кой с ушами, кото­рая изоб­ра­жает волосы, и поверх нее более объ­ем­ной шап­кой также с ушами. Туника, кото­рую пра­виль­нее было бы назвать пончо, напо­ми­нает три­ко­таж­ное изде­лие, края кото­рого свя­занны на спи­цах резин­кой 1×1 с отдел­кой крюч­ком. Съем­ный ворот­ник и ман­жеты на рука­вах также кажутся свя­зан­ными резин­кой. А ниж­няя шапка явно выпол­нена крюч­ком. Не стали ли подоб­ные голов­ные уборы при­шель­цев про­то­ти­пами чульо? Отвер­стие на макушке головы могло обра­зо­ваться, когда был отбита та часть шапки, кото­рая мас­ки­ро­вала про­вода и воз­ду­хо­вод­ный шланг. И эта часть вполне могла быть похожа на три­ко­таж­ную трубу чульо. Ступни скульп­туры имеют харак­тер­ные наскан­ские ногти. В целом же они выгля­дят как ноги колос­сов Тулы и Тиа­у­а­нако, т.е. как тяже­лая обувь кос­мо­навта или водолаза.

Фото 14[19]. Сидя­щая антро­по­морф­ная фигурка. Куль­тура: Баия. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Фун­да­цион доко­лум­бо­вого искус­ства Гуай­а­са­мина (Fundacion Guayasamín Precolombian Art). Кито, Эква­дор. Фото 15[20]. Фигурка куль­туры Ла-Тольита. Музей куль­тур або­ри­ге­нов. Куенка, Эквадор

Еще больше убеж­дает в том, что сто­я­щая скульп­тура изоб­ра­жает древ­него кос­мо­навта, срав­не­ние ее с похо­жими эква­дор­скими скульп­ту­рами (фото 14 и 15). На фото 15, без сомне­ния, пока­зан кос­мо­навт в ска­фандре с лета­тель­ным аппа­ра­том ран­це­вого типа или слож­ной систе­мой жиз­не­обес­пе­че­ния за спи­ной. Как выгля­дит рос­сий­ский ска­фандр для выхода в откры­тый кос­мос, демон­стри­руют фото 16 и 17. Я думаю, ком­мен­та­рии здесь не требуются.

Фото 16[21]. Ана­лог ска­фандра для выхода в откры­тый кос­мос, исполь­зу­е­мый для тре­ни­ровки в усло­виях гид­ро­не­ве­со­мо­сти в бас­сейне. Фото 17[22]. Кос­мо­навт в откры­том космосе

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 25 | 26 | 27 |


[9] http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9

[11] http://ru.wikipedia.org/wiki/Китайский_дракон

[22] http://ru-cosmos.livejournal.com/925219.html

Один комментарий: Божественный дракон

  1. Tannin говорит:

    Дра­ко­но­че­ло­веки есть и сей­час и их много! http://dragons21.ru/?p=713

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>