Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Как известно, в истории Чавин-де-Уантара было два основных периода – эпоха Старого и эпоха Нового храмов. Новый храм был, скорее всего, построен не потому, что Старый храм пришел в полную негодность. Обычно так поступают новые хозяева церемониального комплекса, когда хотят обозначить смену власти, утвердить себя в качестве ее носителя, построив свой храм. При этом они часто показывают преемственность с прежней религиозной идеологией, оставив старый храм и его божеств, но придав им новые формы в соответствии со своими воззрениями. Так это было в Тиауанако, так случилось и в Чавин-де-Уантаре.
Фото 1[1]. Фрагмент стелы Раймонди. Фото 2[2]. Абрис стелы Раймонди
К первой эпохе относятся монолит Лансон и обелиск Тельо, а ко второй – стела Раймонди. На них вырезан один и тот же бог, хотя стела Раймонди по своему стилю и отличается от монолитов Старого храма. Но только внимательно рассмотрев все три артефакта, можно с уверенностью сказать, что же за бог на них изображен. При этом именно стела Раймонди раскрывает сию тайну и говорит о сущности бога очень ясно. И даже если создатели монолита Лансон и обелиска Тельо и представляли себе не совсем такое существо или совсем не такое, его идентификация идеологами эпохи Нового храма была однозначной, по крайней мере, на стеле Раймонди. Но, безусловно, они опирались на символику монолита Лансон. Его верхняя узкая часть никогда не оказывается в центре внимания зрителей и фотографов. Но если посмотреть на рисунок Лансона («Монолиты», фото 4), можно увидеть, что там – над головой божества – вырезано, как и на стеле Раймонди, несколько голов дракона.
Фото 3[3]. Китайский дракон
Когда я впервые стала вглядываться в стелу Раймонди и искать там Месоамерику, я ее там не нашла, а увидела Индию и Китай и поняла, что смотрю на китайского (фото 3) или японского дракона (фото 4 и 5). У божества такие же лапы с длинными когтями. Кстати, лапы трехпалые, как у японских драконов. Китайские драконы четырехпалые.
Фото[4] 4 и 5. Японский дракон
У персонажа стелы даже есть длинные тонкие отростки на голове и подбородке. Клыки у него не такие длинные, как у других изображений Чавин-де-Уантара, поскольку азиатские драконы в сравнении с их европейскими собратьями не были кровожадными. Кстати, на некоторых композициях Чавин-де-Уантара у персонажей клыков четыре пары, как у китайских японских драконов. В отличие от европейских азиатские драконы жили, как правило, в воде, а не в пещере. Они имели тело змеи и у них не было крыльев.
Летать без крыльев драконы могли благодаря шишке на макушке. Однако ее на изображениях можно увидеть нечасто[5]. Вот, оказывается, какую функцию выполняла загадочная шишка, которая есть у многих каменных голов Кастильо!
Дракон присутствует в мифах Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики. В большинстве культур его образ связан с культом водоемов. Образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов – символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи). В Юго-Восточной Азии драконы в большинстве своем считались добрыми и благодетельными, а для вьетнамцев даже служили символом нравственного совершенства.
В Китае дракон является символом мужского начала и нации в целом. По китайским поверьям, он обитает в реках, озерах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. Самки китайских драконов откладывают яйца. Некоторые детеныши вылупляются через тысячу лет. Их рождение сопровождается разгулом стихии: мощными метеорными потоками, грозами и крупным градом. В Китае существуют следующие виды драконов: 1) Тяньлун – Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах; 2) Фуцанлун – Дракон скрытого сокровища, который стережет под землей драгоценные камни и металлы и будоражит землю вулканами; 3) Дилун – Земляной дракон, который заведует морями и реками; 4) Инлун – Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом. Последние два вида дракона соединились в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Дракон служил символом императорской власти. Императорский трон многих династий назывался троном дракона[6].
Фото 6. Изображение Кецалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magliabechiano), XVI в.[7]
В месоамериканских мифах в одной из своих ипостасей Кецалькоатль был пернатым змеем, т.е. драконом. Его иногда изображали как человека с головой дракона (фото 6).
Свойства всех перечисленных видов китайских драконов присущи космическому кораблю. Он возит властителей по небу, сотрясает землю, гремит громом, обитает в реках и летает в поднебесье. Но главное, когда он соединяется с человеком, возникает божественный дракон, т.е. божество драконочеловек, которое по сути олицетворяет космический корабль или, если говорить шире, – летательный аппарат.
Таким образом, на одном из главных сокровищ Чавина – на диоритовой стеле Раймонди изображен, по моему мнению, драконочеловек с тремя драконьими головами, т.е. божество-корабль. Так как драконы – создания, для которых вода и воздух – родные стихии, на стеле показан корабль, могущий перемещаться как в воде, так и в воздухе. А поскольку дракон живет в воде, можно предположить, что база у пришельцев была под водой.
Фото 7. Озеро Парон (Parón), высота более 4 км над уровнем моря[8]
В департаменте Анкаш, и в том числе в провинции Уари, где располагается Чавин-де-Уантар, есть озера, такие, например, как озеро Парон (фото 7). Да и до океана по воздуху недалеко. А кроме того, не стоит забывать, что во времена царства Чавин, древность которого, как я уже говорила, скорее всего, преуменьшена, как водится, учеными, озера могли занимать гораздо бόльшую площадь и быть намного глубже. У андцев, кстати сказать, озера являются сакральными пространствами.
Фото 8[9]
Перед идеологами Чавин-де-Уантара эпохи Нового храма стояла сложная задача поддержать и развить образ дракона, заложенный в миф о верховном боге изначально, и сделать понятным его для новой эпохи, которая, скорее всего, уже от драконов (летающих ящеров с крыльями) отвыкла. Поэтому, видимо, они пошли по месоамериканскому пути и для того, чтобы подчеркнуть умение драконочеловека летать, он превращается ими в одном из своих воплощений в хищную птицу. При этом божество сохраняет атрибуты дракона – клыки, трехпалые когтистые лапы, а также некоторые атрибуты космонавта. Так, крылатый драконочеловек с композиции, показанной на фото 8, одет в комбинезон с молнией (нос) посередине и кармашками (глаза) на груди (тоже на молнии), которые вместе с клыкастой пастью на причинном месте составляют морду дракона. Резьба, с которой сделан абрис, находится на северной колонне Портала соколиных (фото 24), а значит, относится к эпохе Нового храма и стелы Раймонди.
Стела Раймонди отличается безупречной композицией. Здесь нет недоработок, которые бросаются в глаза на монолите Лансон. Слияние человека, дракона и летательного аппарата совершенно, хитроумно, органично и в то же время каждая ипостась угадывается гораздо легче, потому что ей приданы характерные черты: дракону – лапы с длинными загнутыми когтями, зубы, борода и наросты на голове, вытянутая морда, а человеку – глаза и тело с руками и ногами. И хотя здесь нет металлических зубьев и стабилизатора, как на обелиске Тельо, образ летящего корабля передан яснее, а для сомневающихся человек одет в комбинезон космонавта. (Когда на древних культовых артефактах Андского мира появляются элементы, связанные с неземной техникой и космонавтикой, в частности, мне всегда кажется, что их создатели беспокоились не только о том, чтобы как можно полнее отразить сущность того или иного божества, но и чтобы их далекие потомки, которые будут настолько развиты, что эти аппараты уже будут восприниматься ими не как боги, а как машины, – т.е. мы с вами – узнали об их пребывании на Земле. Другими словами, таким способом боги во плоти, быть может, оставляли свое послание нам.)
Тем не менее в отличие от Тиауанако, где скульптуры сохранили изображения пришельцев в защитных костюмах, сделанные чуть ли не с натуры, в Чавине образы богов и их летательных аппаратов очень условны и сильно стилизованы. Такая же традиция существовала и у богов во плоти Месоамерики, которые, видимо, считали необходимым сохранять свои тайны более тщательным образом. Возможно, они запрещали изображать себя, свои защитные костюмы и свою технику с натуры. Не исключено, что изображения, раскрывающие их как пришельцев из космоса, были уничтожены. Но более вероятным представляется решение, когда боги первой волны свои летательные средства маскировали под опасных животных, а для общения с местными жителями надевали защитные костюмы, которым они придавали вид, скажем, чудовища, на основе которого впоследствии складывался образ божества. Об этом свидетельствует монолит Лансон. Однако боги во плоти эпохи Нового храма не могли отказать себе в удовольствии включать в композиции элементы, которые указывали бы на их присутствие на Земле как космонавтов, допуская изображения божеств в комбинезонах.
Таким образом, на главных святынях Чавин-де-Уантара показано божество-корабль в ипостаси драконочеловека. Соответственно именно драконочеловек являлся здесь верховным божеством. А поскольку дракон объединял в себе символ верхнего мира (птицу) и символ нижнего мира (змею), он, несомненно, был связан с культом почитания предков. Это лишний раз подтверждает вывод о том, что храмы Чавин-де-Уантара были посвящены данному культу. Не стоит забывать и о черно-белой символике Нового храма, о которой, к сожалению, я ничего не знаю. Но мне известно, что белый в Японии считается цветом траура, а Лансон вырезан из гранита белого цвета.
Нельзя отрицать, что в Чавин-де-Уантаре существовал и культ ягуара (пумы). Однако он был одним из воплощений драконочеловека и непременно имел черты и дракона, и человека. А символизировал ягуар также божество-корабль (см. далее).
Фото 9. Изображение из буддистского храма Кайюань в Тайнане, Тайвань[10]
Кстати, в китайской мифологии существует похожее божество – Биань, один из девяти сыновей дракона[11], имеющий облик тигра (фото 9). А в китайских иероглифах 龙生九子, означающих «девять сыновей дракона», третий слева похож на иероглиф, расположенный в центре золотой пекторали чавинской культуры («Монолиты», фото 3а).
Скульптура, показанная на фото 10, говорит о том, что Биань был почитаем и на земле древнего Эквадора. Судя по недавним открытиям французских археологов в местечке Флорида, именно здесь могла зародиться чавинская культура (см. Амазонские корни Чавина). В этом плане немаловажно и то, что Эквадор входит в число стран викуньи, среди которых Перу, Боливия, Чили и Аргентина. Викунья как бесспорный дар богов в данном случае может быть знаком того, что территории всех этих стран когда-то испытывали на себе влияние богов одного звездного дома.
Фото 10[12]. Скульптурный сосуд. Размеры: 32,4×41,3×33 см. Материал: керамика. Место находки: провинция Манаби (Manabí) или Эсмеральдас (Esmeraldas), Эквадор. Культура: Хама-Коаке (Jama Coaque). 1 – 600 гг. н.э. Бруклинский музей
Каталог Бруклинского музея описывает экспонат как «большой керамический скульптурный сосуд в виде рычащего четвероногого животного (вероятно, ягуара) с «длинным густым повернутым вниз хвостом». (У китайского Бианя тоже густой хвост.) «Большая голова, – сказано в каталоге, – имеет открытый рот с зубами и четырьмя клыками, приплюснутый нос с ноздрями в виде завитков и над ним длинные выступы в виде пальцев, круглые выпуклые глаза с шипообразными «ресницами», оттопыренные уши, короткую бороду… Маленький диск в ладони кошачьей лапы характерен для объектов Хама-Коаке»[13]. Несомненно, что это не ягуар, а дракон-ягуар. О его драконьей сущности говорят когтистые пальцы, особенно пятый на пятке, пасть, наросты на подбородке и лбе.
Как и у дракона-человека стелы Раймонди, у эквадорского божества круглые выпуклые глаза азиатских драконов из камня. (Кстати, и голова в целом у дракона имеет большое сходство с головами этих скульптур.) Его ноздри в форме завитков характерны для драконов каменных голов Кастильо. Обращают на себя внимание два завитка на носу божества, которые образуют сферическую фигуру, напоминающую пресловутый шарик на носу чавинских, и особенно постчавинских, драконов-змей. Уши у эквадорского дракона человеческие. А если присмотреться, становится понятно, что и черепная коробка, и шея, и плечи, и все тело, и конечности принадлежат обнаженному человеку.
Любопытны ладони божества, имеющие плоские дискообразные отпечатки с выпуклостью посередине. Похоже, дракон держал в когтях некие невысокие предметы, у которых было круглое плоское дно с выемкой в центре. Выемка, надо думать, сопрягалась с выпуклостью на ладони для фиксации объекта. (Сильная ассоциация с боксом для хранения компьютерного диска, не правда ли?)
Скульптура дракона попала в Бруклинский музей вместе с двумя другими фигурами, которые также представляют интерес для изучения культуры Чавина. Их подарили музею миссис и мистер Tessim Zorach. Найдены скульптуры были в провинции Манаби, но отнесены учеными к разным периодам истории. При этом дракон и стоящая фигура (фото 11) были датированы 1 – 600 гг. н.э., а сидящая фигура (фото 11) – 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. То есть датировки весьма приблизительные, особенно у сидящей фигуры, которая может быть, по мнению специалистов, как ровесницей первых двух, так и на 500 лет старше. Такая неопределенность в датировке артефактов понятна: наверняка они были куплены у черных копателей – расхитителей гробниц, которым до исторической ценности находок нет никакого дела.
Фото 11[14]. Сидящая фигура. Размеры: 45,1×33,7×21,0 см. Материал: глина, следы красного и желтого пигментов, нанесенных после обжига. Место находки: Лос-Эстерос, провинция Манаби, Эквадор. Культура: Баия (Bahía). 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Бруклинский музей
Каталог Бруклинского музея дает такое описание скульптуры сидящего человека (фото 11): «Большая керамическая сидящая коренастая фигура с довольно мощными руками, скрещенными ногами впереди и руками на лодыжке и колене правой ноги. Фигура имеет большую голову с густыми прядями волос, выпуклые полуовальные глаза, открытый рот и выступы на носу, щеках и подбородке. Декорированная носовым кольцом, большими ушными украшениями, оплечьем с большой подвеской, эта фигура также имеет широкий воротник с гребнеобразным краем и браслет на каждом запястье. Видны следы красного и желтого пигментов и затемнений. Наличествуют отверстия в предплечье, животе, бедрах, коленях и подъеме ног»[15].
Фото 12[16]. Экипаж корабля «Союз ТМА-04М» Джозеф Акаба, Геннадий Падалка и Сергей Ревин, сентябрь 2012 г.
У скульптуры сидящего человека также есть общее с образами Чавин-де-Уантара. Сразу вспоминается удивительная керамическая скульптура в маске на затылке, Улыбающийся бог в маске и с ракушкам в руках на стеле, известной как «Медуза», плоские ступни и особенные ногти постчавинских божеств. Понятно, что перед нами звездный бог в защитном костюме, маске и парике, а часть его дыхательного аппарата изображена в виде носового кольца, выпуклостей и двух наростов, которые очень похожи на клыки. Его оплечье явно имеет отношение к защитному костюму, водолазному или космическому. У современных космонавтов на комбинезоне в центре груди есть такое же круглое устройство (фото 12). Объемные рукава комбинезона угадываются в «довольно мощных руках» статуи. Скульптор, думается, запечатлел одного из богов во плоти, если и не с натуры, то по памяти. Интересно, что самая ранняя из возможных дата создания этого артефакта (500 г. до н.э.) совпадает со временем начала строительства Нового храма в Чавин-де-Уантаре.
Фото 13[17]. Стоящая фигура. Размеры: 47,6×33,7×16,5 см. Материал: керамика, пигменты. Место находки: провинция Манаби или Эсмеральдас, Эквадор. Культура: Хама-Коаке. 1 – 600 гг. н.э. Бруклинский музей
О третьей эквадорской статуе (фото 13) в каталоге Бруклинского музея читаем следующее: «Полая керамическая скульптура стоящей человеческой фигуры с руками вдоль тела, носящей искусно украшенные тунику и головной убор. Туника декорирована повторяющимися рельефными мотивами в виде сдвоенных клыков, штриховкой линиями, имитирующими бахрому с бусинами на конце. Простая набедренная повязка видна ниже туники. Двукрылый головной убор поверх сложной прически украшен теми же самыми мотивами. Фигура имеет большие носовые и ушные кольца и ручные и ножные ленты. Следы желтого и зеленого пигментов видны по всей фигуре, есть большое отверстие в верхней части головы»[18].
При взгляде на лицо скульптуры, особенно на глаза, понимаешь, что на голову божества надет шлем, замаскированный тонкой шапкой с ушами, которая изображает волосы, и поверх нее более объемной шапкой также с ушами. Туника, которую правильнее было бы назвать пончо, напоминает трикотажное изделие, края которого связанны на спицах резинкой 1×1 с отделкой крючком. Съемный воротник и манжеты на рукавах также кажутся связанными резинкой. А нижняя шапка явно выполнена крючком. Не стали ли подобные головные уборы пришельцев прототипами чульо? Отверстие на макушке головы могло образоваться, когда был отбита та часть шапки, которая маскировала провода и воздуховодный шланг. И эта часть вполне могла быть похожа на трикотажную трубу чульо. Ступни скульптуры имеют характерные насканские ногти. В целом же они выглядят как ноги колоссов Тулы и Тиауанако, т.е. как тяжелая обувь космонавта или водолаза.
Фото 14[19]. Сидящая антропоморфная фигурка. Культура: Баия. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Фундацион доколумбового искусства Гуайасамина (Fundacion Guayasamín Precolombian Art). Кито, Эквадор. Фото 15[20]. Фигурка культуры Ла-Тольита. Музей культур аборигенов. Куенка, Эквадор
Еще больше убеждает в том, что стоящая скульптура изображает древнего космонавта, сравнение ее с похожими эквадорскими скульптурами (фото 14 и 15). На фото 15, без сомнения, показан космонавт в скафандре с летательным аппаратом ранцевого типа или сложной системой жизнеобеспечения за спиной. Как выглядит российский скафандр для выхода в открытый космос, демонстрируют фото 16 и 17. Я думаю, комментарии здесь не требуются.
Фото 16[21]. Аналог скафандра для выхода в открытый космос, используемый для тренировки в условиях гидроневесомости в бассейне. Фото 17[22]. Космонавт в открытом космосе
Драконочеловеки есть и сейчас и их много! http://dragons21.ru/?p=713