Стела Раймонди

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

Моно­литы, про­дол­же­ние

image001

Стела Рай­монди

IMG_9043Фото 1[i]. Стела Рай­монди в музей­ной экс­по­зи­ции (2004)

Это моно­лит был обна­ру­жен в 1840 г. Тимо­тео Эспи­но­сой (Timoteo Espinoza), жите­лем деревни Чавина, когда он пере­ка­пы­вал поле непо­да­леку от Касти­льо. Эспи­носа взял моно­лит домой, поме­стил на своем дворе и исполь­зо­вал как стол, повер­нув сто­ро­ной с релье­фами к земле. В 1860 г. ита­льян­ский путе­ше­ствен­ник, гео­граф и нату­ра­лист граф Анто­нио Рай­монди (Antonio Raimondi) посе­тил Чавин-де-Уантар и уви­дел стелу, кото­рая при­вела его в вос­хи­ще­ние. В 1873 г. Рай­монди опуб­ли­ко­вал книгу, в кото­рой очень высоко ото­звался о стеле и при­звал хра­нить ее в Наци­о­наль­ном музее. «Она сама по себе дра­го­цен­ный памят­ник, – писал он о стеле, – кото­рый дол­жен быть сохра­нен с вели­чай­шей забо­той в Наци­о­наль­ном музее, потому что он дает точ­ное пред­став­ле­ние о боль­шом раз­ви­тии, кото­рое полу­чили сим­во­лизм, рисо­ва­ние и искус­ство обра­ботки камня у древ­них индей­цев»[ii]. При­няв к све­де­нию реко­мен­да­цию Рай­монди, пра­ви­тель­ство Перу при­ка­зало пере­дать моно­лит в Лиму, где он стал изве­стен как стела Рай­монди (1873). В насто­я­щее время он нахо­дится в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу.

IMG_9043 copy image007Фото 2[iii]. Фраг­мент стелы Рай­монди. Фото 3[iv]. Абрис стелы по Ричарду Бур­геру (Burger R.L. Chavin and the Origins of Andean Civilization. London: Thames and Hudson, 1995)

Стела Рай­монди изго­тов­лена из цель­ного куска тем­ного дио­рита. Она имеет, по све­де­ниям Э. Дэни­кена, 1,75 м в высоту, 73 см в ширину и 17 см в тол­щину[v]. Резьба рас­по­ло­жена только на одной сто­роне. На ней изоб­ра­жен вер­хов­ный бог чавин­цев эпохи Нового храма.

image009Фото 4[vi]. Круп­ный план лица божества

По общему мне­нию, на стеле выре­зан Бог с двумя жез­лами, образ кото­рого появ­лялся на арте­фак­тах Анд­ского мира в тече­ние 2000 лет. Однако о том, черты какого живот­ного свой­ственны этому боже­ству, как и в слу­чае с Лан­со­ном, ведутся споры.

«Каж­дый архео­лог, с кото­рым я кон­суль­ти­ро­вался, – отме­чает Эрих фон Дэни­кен, – выдви­гает свою соб­ствен­ную гипо­тезу отно­си­тельно смысла изоб­ра­же­ний на этом уни­каль­ном про­из­ве­де­нии искусства.

Одни видят в них ягу­а­ро­лю­дей со сти­ли­зо­ван­ными голо­вами богов, дру­гие – головы хищ­ных людей в ски­пет­рах, тре­тьи – головы и тела змей, чет­вер­тые гово­рят о при­чуд­ли­вых голов­ных укра­ше­ниях с рас­по­ло­жен­ными друг над дру­гом ртами и сви­са­ю­щими язы­ками или же, нако­нец, о чело­ве­че­ских фигу­рах со зве­ри­ными голо­вами в обрам­ле­нии венца лучей. Разу­ме­ется, даже на изоб­ра­же­нии вопло­ще­ния бога-творца Вира­кочи при­сут­ствуют маска и зве­ри­ная шерсть. В спе­ци­аль­ной лите­ра­туре я отыс­кал в общей слож­но­сти два­дцать шесть раз­лич­ных тол­ко­ва­ний релье­фов стелы Рай­монди»[vii].

Сам же Э. Дэни­кен скло­нен видеть на стеле Рай­монди машину:

«Немец Вольф­ганг Фоль­кродт, док­тор тех­ни­че­ских наук, взгля­нул на эту загадку по-новому. В своей книге «Это было совер­шенно дру­гое» он про­ана­ли­зи­ро­вал стелу Рай­монди с точки зре­ния инже­нер­ного искус­ства. Резуль­тат полу­чился оше­лом­ля­ю­щим. Сде­лан­ные им выводы имели гораздо более глу­бо­кий смысл, нежели все преды­ду­щие вер­сии. Док­тор Фоль­кродт уви­дел в изоб­ра­же­ниях на стеле не головы ягу­а­ров, не ски­петры, не змей, не про­чие фан­тас­ма­го­рии, а котель­ную уста­новку для про­из­вод­ства пара»[viii].

Наи­бо­лее рас­про­стра­нено суж­де­ние о том, что боже­ство имеет черты коша­чьих[ix]. Но Заха­рия Сит­чин утвер­ждает, что у него морда быка. Он пишет:

«Древ­ний худож­ник выре­зал на этой семи­фу­то­вой (2,13 м) гра­нит­ной колонне изоб­ра­же­ние бога, дер­жа­щего в каж­дой руке какое-то ору­жие (неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты счи­тают, что это мол­нии). Тело и конеч­но­сти бога в целом можно счи­тать антро­по­морф­ными, но его лицо оза­да­чило уче­ных. Оно не явля­ется изоб­ра­же­нием (в том числе сти­ли­зо­ван­ным) какого-либо мест­ного живот­ного, а, ско­рее, пред­став­ляет собой пред­став­ле­ние худож­ника о так назы­ва­е­мом мифо­ло­ги­че­ском живот­ном, о кото­ром автор резьбы слы­шал, но кото­рого нико­гда не видел.

На наш взгляд, лицо изоб­ра­жен­ного на колонне бога – это морда быка, нико­гда не водив­ше­гося в Южной Аме­рике, но неиз­менно при­сут­ство­вав­шего в мифо­ло­гии и ико­но­гра­фии Ближ­него Востока. При­ме­ча­тельно, что это было «куль­то­вое живот­ное» Адада – его гор­ные вла­де­ния в Малой Азии до сих пор носят назва­ние гор Тау­рус» [x].

Однако я ско­рее согла­шусь с Лисардо Таве­рой, кото­рый счи­тает, что стела изоб­ра­жает глав­ное боже­ство Чавина в эпоху Нового Храма, кото­рое явля­ется «цен­тром всего, вокруг чего вра­ща­ется все­лен­ная»[xi].

Таким обра­зом, спектр мне­ний о том, на кого же похож вер­хов­ный бог Чавин-де-Уантара, изоб­ра­жен­ный на моно­лите Лан­сон и на стеле Рай­монди, широк. Но почему-то никого не инте­ре­сует, что же пред­став­ляют собой его жезлы, пока­зан­ные на стеле Рай­монди. А это важно, коли сия стела пода­рила нам про­то­тип самого извест­ного бога с жез­лами в Анд­ском мире – Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако. Пора­зи­тельно, но я не уви­дела на них ни одной узна­ва­е­мой фигуры. В основ­ном жезлы состав­ляют пря­мые линии, закан­чи­ва­ю­щи­еся завит­ком, и только на их вер­шине рас­по­ла­га­ется фигура из трех ост­ро­ко­неч­ных лист­ков, собран­ных в рас­кры­тый веер с завит­ками по бокам снизу. Кстати, она орга­ни­зо­вана по прин­ципу иконки цветка Инки. Но, быть может, изна­чально и было заду­мано, чтобы жезлы не имели ника­ких ассо­ци­а­тив­ных свя­зей со зна­ко­мыми пред­ме­тами, а вос­при­ни­ма­лись на уровне ощу­ще­ний. Тогда такое реше­ние можно счи­тать гени­аль­ным, поскольку на уровне ощу­ще­ний жезлы – это столбы чистой энергии.

По сло­вам Джона Роу, стела при­над­ле­жит к позд­нему этапу раз­ви­тия Чавина, совре­мен­ного неко­то­рым из фаз кера­мики Пара­каса (около 200 г. до н.э.). Счи­та­ется, что она была выстав­лена в основ­ной части Нового храма для пуб­лич­ного почи­та­ния палом­ни­ками, кото­рые при­бы­вали из всех частей Анд­ского мира. Напро­тив, моно­лит Лан­сон был спря­тан в под­зем­ной гале­рее Ста­рого храма, куда могли вхо­дить только знать и свя­щен­ники[xii].

image045

Цен­траль­ный резерв­ный банк Перу 1 декабря 2010 г. ввел в обра­ще­ние монету в один соль с изоб­ра­же­нием стелы Рай­монди[xiii].

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 22а | 22b | 22c | 23 |



[v] Дэни­кен Э. Небес­ные учи­теля. Кос­ми­че­ский код древ­но­сти (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).

[vii] Дэни­кен Э. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).

[viii] Дэни­кен Э. Указ. соч. (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).

[xi] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>