Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, Архитектура Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1[1]. Портал соколиных (2010)
Портал соколиных
Фото 2[2]. Портал соколиных (2008). Вид сбоку. Фото 3. Перемычка портала с изображениями крылатых божеств с чертами, предположительно, попугаев (2005)[2a]
Фасад главной пирамиды Нового храма имеет портал, сконструированный особым образом. Он вел не внутрь здания, а к двум расходящимся в противоположные стороны лестницам из монолитных блоков, по которым можно было подняться на вершину пирамиды. По словам З. Ситчина, «на верхней площадке здания археологи обнаружили остатки двух башен; остальная часть ее оставалась свободной»[3].
Фото 5[4]. «Часть структуры Портика соколиных» (подпись автора фото, 1998)
Фото 6[5]. Фрагмент композиции черного блока, показанной на фото 5 (внизу слева)
Портал формируется в основном горизонтальной перемычкой и двумя колоннами. Они некогда поддерживали огромную каменную притолоку длиной 9,14 м, которая была найдена разбитой на куски рядом с колоннами. На притолоке были вырезаны изображения восьми кондоров. Поэтому чаще всего эти врата называют Порталом соколиных (Portada de las Falcónidas)[6]. Он был раскопан в 1955 г.
Фото 7[7]. «Часть структуры Портика соколиных» (подпись автора фото, 1998)
Вход на вершину Нового храма называют также Черно-белым порталом. По мнению Г. Ершовой, ему придавалось «особое сакральное значение в Чавине». С северной стороны портал был сделан из «черного известняка, а с южной – из белого гранита»[8]. Двухцветными были и ступени лестниц, ведущих к нему со стороны Большой прямоугольной утопленной площади, а также Малая прямоугольная утопленная площадь. Притолока тоже была двухцветной.
Фото 11[9]. Южная колонна
Колонны Портала соколиных – уникальное явление в архитектуре Андского мира. Кроме Чавин-де-Уантара, две круглые колонны еще были найдены только в Тиауанако.
Фото 8[10]. Северная колонна (2010)
Колонны соответствуют цветовому решению портала. Южная (левая) сделана из белого камня, а Северная (правая) – из черного. На них вырезаны, по словам Г. Ершовой, «изображения чудовищ – с человеческим телом в фас, широко раскинутыми крыльями кондора и смотрящей вверх головой кошачьего, повернутой в профиль», с «клювом хищной птицы» и копьеметалкой в лапах[11].
Фото 9[12]. Абрисы персонажей Южной (слева) и Северной (справа) колонн
Некоторые ученые считают божество Южной колонны, сделанной из белого камня, женским, а божество Северной колонны, выполненной из черного камня, – мужским. При этом они ссылаются на якобы половые признаки, которые имеются у персонажей колонн (на фото 9 показаны под каждой фигурой). Эта точка зрения отражена, например, на плакате, выпущенном от имени Национального музея Чавина. Разделяет ее и Джон Рик[13]. Поскольку образы Андского мира очень многозначны, вполне может быть, что они правы так же, как прав человек, сделавший другой абрис божества Северной колонны. На его рисунке (фото 11) «гениталии» читаются как ноздри человеческого носа и зуб (один из зубов пасти), а все изображение на туловище персонажа – как лицо человека-дракона. В то же время ноздри и зуб являются частью головы дракона, расположенной ниже пояса персонажа. Как голова воспринимается и композиция, находящаяся в области коленок персонажа Южной колонны.
Фото 11[14]. Абрис изображения Северной колонны
В плане понимания символики персонажей, вырезанных на колоннах Портала соколиных интересно сравнить их с персонажами одного из текстильных артефактов Уаки Приеты (фото 12), культура которой является одной из истоков культуры Чавина. Ниже пояса у них также расположены некие сложные элементы. Божества на текстиле изображены рядом и смотрятся как пара, что согласуется с пониманием персонажей колонн Чавина как мужчины и женщины.
Фото 12[15]. Большой фрагмент текстиля с реконструкционным рисунком его орнаментальной композиции. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк
У персонажа, расположенного на реконструкционном рисунке орнамента слева на фото 12, ниже пояса изображено нечто вроде плоской головы с острыми ушами, огромными глазами, которые находятся на линии рта (зубов). (Возможно, это действительно голова персонажа, поскольку на обычном месте ее нет.) Нечто похожее изображено и ниже пояса персонажа Южной колонны, который считается женским. У второго персонажа текстиля ниже пояса находится другая конструкция, которая, на мой взгляд, более напоминает женские гениталии. Да и абрис фигуры этого персонажа кажется мне более женским. Однако сходство «гениталий» второго персонажа и персонажа Северной колонны минимально.
При сравнении персонажа слева на текстиле с персонажем на Южной колонне становится понятно, что на персонаже Южной колонне находится изображение, которое можно воспринимать двояко – как две головы или в то же время как одну. Голова составлена из двух голов, каждая из которых расположена отдельно на ногах персонажа в области коленок и показана в профиль. При этом в первую очередь изображение воспринимается как голова чудовища. Понимание, что оно состоит из двух голов приходит позднее или не приходит вовсе. Как я уже говорила, у персонажа Северной колонны элемент, о котором идет речь, находится выше, действительно в районе причинного места. Он представляет собой кончик носа с ноздрями и центральный клык пасти монстра без нижней челюсти. Голова не имеет двойственного восприятия, т.е. не делится на две. Такие же головы расположены на щиколотках персонажей обеих колонн. Это хорошо видно на их снимках (фото 8 и 9).
Голова монстра без нижней челюсти, но без выступающих клыков изображена и на теле персонажа стелы Раймонди. Правда, она сильно сплюснута, поскольку вписана в узкие рамки пояса Улыбающегося бога, и никак не может быть изображением его гениталий.
Изображение клыкастого монстра без нижней челюсти было весьма характерно для Чавина. Вот, что пишет об иконографии Чавина вообще и о клыкастом монстре Юрий Евгеньевич Берёзкин (род. в 1946 г.) – советский и российский историк, археолог, этнограф, специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии коренных народов Америки[16]:
«Монументальное искусство той культурной традиции, завершением которой стал чавин, фигуративно и биоморфно. Чаще всего мы имеем дело с фрагментами композиций, с профильными изображениями существ, направляющихся к какому-то центру и смотрящими в его сторону. Можно полагать, что существа, которые помещались в самом центре, по оси симметрии, мыслились занимающими господствующее положение в культе и ритуале. Среди двух десятков известных фигур подобного рода есть, как мужские, так и женские.
Рис. I. Изображения в стиле чавин, середина I тыс. до н.э. 1. «Стела Раймонди», Чавин-де-Уантар, по [Burger 1995, fig. 176]. На поясе – личина с отходящими в обе стороны змеями (видны ноздри и ряд зубов в верхней челюсти). На лбу и выше, образуя как бы головной убор – многократное повторение перевернутой личины с двумя или четырьмя боковыми и одним центральным клыком в верхней челюсти. 2. Гранитная плита из Яуйя, север горного Перу. Возможно, служила притолокой, и в таком случае изображение должно рассматриваться как вытянутое по горизонтали. Зеркально повторенная основная фигура имеет черты каймана, в контуры которого от пояса до головы несколько раз внедрена клыкастая личина без нижней челюсти. По [CarrionCachot 1948, lám. VIII.4], см. также фото в [Burger 1995, fig. 243]. 3. Золотая корона из Чонгояпе, север побережья Перу. Внизу на туловище фигуры – личина без нижней челюсти со змеевидными отростками по сторонам. По [LarcoHoyle 1951: 88]. Фото по [Emmerich 1965, fig. 2].
В облике большинства изображенных существ в разной пропорции соединены признаки людей (поза, расположение рук и ног) и животных (когти, ягуарьи клыки и т.п.). Сама по себе химеричность существ не мешает вообразить их «вживе», но некоторые иконографические приемы превращают эти образы в своего рода ребусы, или, как писал Дж. Роу, «кеннинги» [Rowe 1962]. Одним из распространенных изобразительных элементов является личина с выступающими из верхней челюсти клыками, два из которых помещены по краям рта, а третий – посредине. Нижней челюсти нет вообще. В ряде вариантов клыки отсутствуют, показан ровный ряд зубов в верхней челюсти. В простейших случаях отсутствуют также и зубы, верхняя челюсть показана линией, имеющей характерный контур. Влево и вправо от макушки или от щек личины обычно отходят отростки, завершающиеся головами змей. Подобная композиция оказывается внедренной в фигуры стоящих персонажей, располагаясь у них над головой, на лице или на поясе (рис. I). Похоже, что все изображения такого рода относятся ко времени существования храмового центра Чавин-де-Уантар, т.е. к первой половине – середине I тыс. до н.э. Отдельно выделенные личины украшают в частности ткани (рис. II–4) и изделия из золота (рис. II–5). На статуе из Кунтур-Уаси, относящейся, возможно, к несколько более раннему времени (конец II тыс. до н.э.?), существо с подобной личиной имеет относительно реалистически переданное антропоморфное тело с конечностями (рис. II–6). На двух каменных плитах II тыс. до н.э., представляющих собой древнейшие образцы монументального искусства в Новом Свете, показано существо несколько иного типа, у которого расходящиеся вправо и влево от центральной личины отростки заканчиваются не головами, а хвостами змей, а центральная голова – явно змеиная, а не антропоморфная (рис. II–7, 8). Обе эти плиты могли служить притолоками над какими-то проходами. Относительно еще одной, стиль изображения на которой позволяет датировать ее I тыс. до н.э., подобное назначение не вызывает особых сомнений (рис. II–3).
Рис. II. Изображения с центральной личиной без нижней челюсти и змеевидными отростками по сторонам в Центральных Андах и Мезоамерике. 1. Майяский глиф «небесный монстр», обычно помещавшийся на притолоках с западной стороны зданий. В центре личина «небесная птица», слева композиция завершается знаком планеты Венеры, правый конец ассоциируется с солнцем. По [Schele, Miller 1986: 45]. 2. Верхняя часть росписи с мотивом «челюсти неба». Стена погребальной камеры № 105, Монте-Альбан, Оахака. По [Marcus, Flannery 1996, fig. 250]. 3. Рельеф на каменной притолоке из Ла Пампа, север горного Перу. По [Bischof 1994, fig. 23a]. 4. Фрагмент ткани с росписью в стиле чавин. Из разграбленного захоронения в долине Ика, юг побережья Перу, середина I тыс. до н.э. Прорисовка по фотографии в [Rowe 1962, fig. 30]. 5. Фрагмент чеканки на золотой короне. Погребение в Кунтур Уаси, север горного Перу, первая половина – середина I тыс. до н.э. Прорисовка по фотографии в [ElOro 1992: 12]. 6. Каменная скульптура с изображением персонажа с землекопалкой (?) в руках. На другой стороне – изображение другого антропоморфного персонажа. Пакопампа, север горного Перу, конец II — первая половина I тыс. до н.э. По [CarrionCachot 1948, lám. XX]. 7. Каменная плита с фигурой змееобразного монстра. На другой стороне – изображения правой и левой ступней. Пакопампа, север горного Перу, вероятно, вторая половина II тыс. до н.э. По [Burger 1995, fig. 92]. 8. Каменная плита с фигурой змееобразного монстра. На другой стороне – изображение открытой ладони. Мохеке, долина Касма, север побережья Перу, середина II тыс. до н.э. По [Burger 1995, fig. 68].
После гибели Чавин-де-Уантара и распада системы связей, в фокусе которой находился этот храмовый городок, многие традиции искусства чавина и близких ей культур северного Перу были восприняты прибрежной североперуанской культурой мочика, сложившейся на рубеже нашей эры. Личину без нижней челюсти мочика, однако, не унаследовали»[17].
По мнению Ю.Е. Березкина, «от Перу аналогии перуанской личине тянутся в Центральную Америку и Мексику и дальше на Амур и в Китай, но не в Центральную Азию»[18].
Но вернемся к архитектуре Чавин-де-Уантара.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 18a | 18b | 18с | 18d | 18e | 19 | 19а | 20 |
[2] http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/2940200580/
[2a] http://archive.cyark.org/photograph-of-a-carved-lintel-on-the-black-and-white-portal-depicting-avian-zoomorphic-figures-probably-parrots-media
[3] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[6] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).
[7] http://www.flickr.com/photos/ojos-de-agua/5595396180/
[8]Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).
[11] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[13] http://www.stanford.edu/~johnrick/chavin_wrap/chavin/galleries.html
[15] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru COSASDENATIVOSPERUANOS (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[17] Березкин Ю.Е. Киртимукха, сисиутль и другие симметрично-развернутые изображения индо-тихоокеанского региона (http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin19.htm).
[18] Березкин Ю.Е. Указ. соч.