КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.6. Религиозные праздники, продолжение
Содержание
1. Шипе-Тотек
2. Храм Шипе-Тотека
3. Гладиаторский ритуал
.…3.1. Гладиаторские бои
.…3.2. Коренное название гладиаторского ритуала и его мифическая составляющая
.…3.3. Миф о 400 мишкоуа и образы гладиаторов
4. Празднование Тлакашипеуалицтли по Бернардино де Саагуну
.…4.1. Тлакашипеуалицтли в «Первых записках»
.…4.2. Свидетельства «Всеобщей истории вещей Новой Испании»
.…юю4.2.1. Гладиаторский ритуал месяца Атлькауало
.….…..4.2.2. Праздник Тлакашипеуалицтли
5. Гипотезы о смысле Тлакашипеуалицтли
.…5.1. Трактовка смысла и значения праздника на основе текстов Бернардино де .….…..Саагуна
.…5.2. Истолкование символики праздника в изложении Диего Дюрана
.…5.3. Версия Карлоса-Хавьера Гонсалеса
Приложение: Символика темалакатля и жертвоприношений на темалакатле
Тлакашипеуалицтли
Фото 1[i]. Гладиаторский бой в присутствии императора Ашайякатля на празднике Тлакашипеуалицтли. Лист 103v, фрагмент. История Страны благоденствия Новой Испании и островов материка (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объекта: манускрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Национальная библиотека Испании, Мадрид
Календарный праздник второго месяца года назывался, как и сам месяц, Тлакашипеуалицтли (Tlacaxipehualiztli – «Свежевание людей») и посвящался покровителю месяца – Шипе-Тотеку. Особыми чертами Тлакашипеуалицтли было свежевание военнопленных, принесенных в жертву, и предшествовавшие их жертвоприношению гладиаторские бои. Кожу, снятую с пленников, в течение месяца, который у ацтеков составлял 20 дней, носили воины, взявшие их в плен, и давали ее поносить другим воинам. Жертвоприношение с вырыванием сердца осуществлялось не на течкатле, как обычно, а на темалакатле, который был неотъемлемой частью гладиаторских боев.
Фото 2. Темалакатль императора Тисока (правил с 1481 по 1486 г.). Размеры: диаметр 2,67 м, высота 0,925 м. Вес: 9,5 т. Материал и техника: базальт, резьба. Время создания: 1481/1486 г. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика [ii]
Тлакашипеуалицтли отмечался повсеместно. По мнению мексиканского археолога Леонардо Лопеса Лухана, который ныне возглавляет раскопки Великого храма, освящение обновленных Великого храма Теночтитлана, куаушикалли и темалакатля, а также коронация императоров проводились именно на этом торжестве. Поэтому он склонен считать Тлакашипеуалицтли главным праздником церемониального комплекса Теночтитлана[iii].
Фото 3[iv]. Куаушикалли в форме орла. Время создания: около 1500 г. Обнаружена в 1985 г. вместе с куаушикалли в форме ягуара под внутренним двором дома маркиза дель Апартадо на углу улиц Аргентины и Донселес в зоне храмового комплекса Теночтитлана (исторический центр Мехико). Под домом находится Храм богини Сиуакоатль. Музей Великого храма, Мехико[v]
Вот, что пишет о феномене Тлакашипеуалицтли Карлос-Хавьер Гонсалес, председатель Совета по археологии Национального института антропологии и истории Мексики: «Культ Шипе-Тотека среди мексиканцев имел особое значение, и Тлакашипеуалицтли, несомненно, был одним из самых значимых празднеств, поскольку он подразумевал участие и личную заинтересованность верховного правителя, уэй-тлатоани; на нем отмечались недавние военные победы, и отличившиеся воины получали знаки различия и повышения по службе. Кроме того, мы должны подчеркнуть тот факт, что государь был одет как этот бог, когда он возглавлял свою армию в походе»[vi]. Вместе с тем К.-Х. Гонсалес отмечает парадоксальную на первый взгляд связь этого праздника войны с кукурузой и возрождением жизни.
Фото 4[vii]. Один из первых рисунков кукурузы (маиса). Лист 246r, фрагмент. Книга XI, глава XIII. Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Флорентийский кодекс. Тип объекта: манускрипт. Автор: Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время создания: 1575 – 1577 гг. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия
О первостепенной значимости Тлакашипеуалицтли для народов Ацтекской империи свидетельствуют в первую очередь испанские историки XVI в. – Диего Дюран и Бернардино де Саагун. Их труды являются основными источниками по изучению праздника в том его формате, который существовал при последних доиспанских императорах.
Диего Дюран пишет, что на празднике в честь Шипе-Тотека «они убивали больше людей, чем на каком-либо другом, потому что праздник был таким всеобщим, каким только мог быть, так, даже в очень неудачливых городках и в кварталах приносили в жертву в этот день мужчин <…> больше, чем умирали во всей земле в течение года принесенные в жертву демону, поэтому мы можем утверждать, что их было больше, чем тех, кто умер от своей естественной смерти»[viii].
За 40 дней до дня праздника Тлакашипеуалицтли, по данным Диего Дюрана, жители каждого квартала Мешико-Теночтитлана выбирали раба, становившегося персонификацией Шипе-Тотека, которого Дюран, как и другие испанские монахи, называет идолом. Раба одевали «сообразно идолу и с тем же убранством», его «возвышали все эти сорок дней», «чествовали и почитали, как идола». В результате по городу могли ходить двадцать индейцев, представлявших их всеобщего бога Шипе-Тотека, которых они почитали как подобие этого бога. Дюран отмечает, что такого не было на других праздниках года. И действительно, обычно создавалась только одна персонификация бога – покровителя праздника. Спустя 40 дней «живого идола» Шипе-Тотека, а также персонификации других богов, приносили в жертву «обычным способом» – вырывая у них сердце, после чего с них снимали кожу. По словам Дюрана, ее надевали другие индейцы, которым давали имена тех же богов и соответствующие этим богам одежду и знаки[ix].
Бернардино де Саагун называет праздники Тлакашипеуалицтли одними из самых больших торжеств, «на которых все провинции региона встречались в Мешико». «На этих праздниках они убивали ножом пленников на мельничном жернове или круглом камне… Это был театр или зрелище, которое все посещали, чтобы посмотреть на то, как убивают пленников»[x], – пишет он.
Очевидно, что статус главного имперского праздника, сопровождаемого особенно массовыми жертвоприношениями людей, Тлакашипеуалицтли получил в первую очередь потому, что его патроном был Шипе-Тотек. К.-Х. Гонсалес называет его «одним из самых загадочных и завораживающих богов месоамериканского мира». Поэтому прежде чем говорить о самом празднике, нужно понять, кем являлся Шипе-Тотек и каковы были его силы и функции, исходя из изобразительных и письменных свидетельств.
[iii] López Luján, Leonardo. Las ofrendas del Templo Mayor de Tenochtitlan. México, INAH, 1993 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Ofrendas.pdf).
[vi] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).
[viii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).
[ix] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).
[x] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro IX, capitulo II // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0002#page/344/mode/2up).