Тлакашипеуалицтли

КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
1.2.6. Рели­ги­оз­ные празд­ники, про­дол­же­ние

image001Содер­жа­ние
1. Шипе-Тотек
2. Храм Шипе-Тотека
3. Гла­ди­а­тор­ский ритуал
.…3.1. Гла­ди­а­тор­ские бои
.…3.2. Корен­ное назва­ние гла­ди­а­тор­ского риту­ала и его мифи­че­ская состав­ля­ю­щая
.…3.3. Миф о 400 миш­коуа и образы гла­ди­а­то­ров
4. Празд­но­ва­ние Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли по Бер­нар­дино де Саа­гуну
.…4.1. Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли в «Пер­вых запис­ках»
.…4.2. Сви­де­тель­ства «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии»
.…юю4.2.1. Гла­ди­а­тор­ский ритуал месяца Атль­ка­у­ало
.….…..4.2.2. Празд­ник Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли
5. Гипо­тезы о смысле Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли
.…5.1. Трак­товка смысла и зна­че­ния празд­ника на основе тек­стов Бер­нар­дино де .….…..Саа­гуна
.…5.2. Истол­ко­ва­ние сим­во­лики празд­ника в изло­же­нии Диего Дюрана
.…5.3. Вер­сия Карлоса-Хавьера Гонсалеса

При­ло­же­ние: Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на темалакатле

 

Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли

image007Фото 1[i]. Гла­ди­а­тор­ский бой в при­сут­ствии импе­ра­тора Ашай­я­катля на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Лист 103v, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

Кален­дар­ный празд­ник вто­рого месяца года назы­вался, как и сам месяц, Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли (Tlacaxipehualiztli – «Све­же­ва­ние людей») и посвя­щался покро­ви­телю месяца – Шипе-Тотеку. Осо­быми чер­тами Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли было све­же­ва­ние воен­но­плен­ных, при­не­сен­ных в жертву, и пред­ше­ство­вав­шие их жерт­во­при­но­ше­нию гла­ди­а­тор­ские бои. Кожу, сня­тую с плен­ни­ков, в тече­ние месяца, кото­рый у ацте­ков состав­лял 20 дней, носили воины, взяв­шие их в плен, и давали ее поно­сить дру­гим вои­нам. Жерт­во­при­но­ше­ние с выры­ва­нием сердца осу­ществ­ля­лось не на теч­катле, как обычно, а на тема­ла­катле, кото­рый был неотъ­ем­ле­мой частью гла­ди­а­тор­ских боев.

image033Фото 2. Тема­ла­катль импе­ра­тора Тисока (пра­вил с 1481 по 1486 г.). Раз­меры: диа­метр 2,67 м, высота 0,925 м. Вес: 9,5 т. Мате­риал и тех­ника: базальт, резьба. Время созда­ния: 1481/1486 г. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика [ii]

Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли отме­чался повсе­местно. По мне­нию мек­си­кан­ского архео­лога Лео­нардо Лопеса Лухана, кото­рый ныне воз­глав­ляет рас­копки Вели­кого храма, освя­ще­ние обнов­лен­ных Вели­кого храма Тено­чтит­лана, куа­у­ши­калли и тема­ла­катля, а также коро­на­ция импе­ра­то­ров про­во­ди­лись именно на этом тор­же­стве. Поэтому он скло­нен счи­тать Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли глав­ным празд­ни­ком цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана[iii].

image011Фото 3[iv]. Куа­у­ши­калли в форме орла. Время созда­ния: около 1500 г. Обна­ру­жена в 1985 г. вме­сте с куа­у­ши­калли в форме ягу­ара под внут­рен­ним дво­ром дома мар­киза дель Апар­тадо на углу улиц Арген­тины и Дон­се­лес в зоне хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана (исто­ри­че­ский центр Мехико). Под домом нахо­дится Храм богини Сиуа­ко­атль. Музей Вели­кого храма, Мехико[v]

Вот, что пишет о фено­мене Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли Карлос-Хавьер Гон­са­лес, пред­се­да­тель Совета по архео­ло­гии Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии и исто­рии Мек­сики: «Культ Шипе-Тотека среди мек­си­кан­цев имел осо­бое зна­че­ние, и Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, несо­мненно, был одним из самых зна­чи­мых празд­неств, поскольку он под­ра­зу­ме­вал уча­стие и лич­ную заин­те­ре­со­ван­ность вер­хов­ного пра­ви­теля, уэй-тлатоани; на нем отме­ча­лись недав­ние воен­ные победы, и отли­чив­ши­еся воины полу­чали знаки раз­ли­чия и повы­ше­ния по службе. Кроме того, мы должны под­черк­нуть тот факт, что госу­дарь был одет как этот бог, когда он воз­глав­лял свою армию в походе»[vi]. Вме­сте с тем К.-Х. Гон­са­лес отме­чает пара­док­саль­ную на пер­вый взгляд связь этого празд­ника войны с куку­ру­зой и воз­рож­де­нием жизни.

image007Фото 4[vii]. Один из пер­вых рисун­ков куку­рузы (маиса). Лист 246r, фраг­мент. Книга XI, глава XIII. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Италия

О пер­во­сте­пен­ной зна­чи­мо­сти Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли для наро­дов Ацтек­ской импе­рии сви­де­тель­ствуют в первую оче­редь испан­ские исто­рики XVI в. – Диего Дюран и Бер­нар­дино де Саа­гун. Их труды явля­ются основ­ными источ­ни­ками по изу­че­нию празд­ника в том его фор­мате, кото­рый суще­ство­вал при послед­них доис­пан­ских императорах.

Диего Дюран пишет, что на празд­нике в честь Шипе-Тотека «они уби­вали больше людей, чем на каком-либо дру­гом, потому что празд­ник был таким все­об­щим, каким только мог быть, так, даже в очень неудач­ли­вых город­ках и в квар­та­лах при­но­сили в жертву в этот день муж­чин <…> больше, чем уми­рали во всей земле в тече­ние года при­не­сен­ные в жертву демону, поэтому мы можем утвер­ждать, что их было больше, чем тех, кто умер от своей есте­ствен­ной смерти»[viii].

За 40 дней до дня празд­ника Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, по дан­ным Диего Дюрана, жители каж­дого квар­тала Мешико-Теночтитлана выби­рали раба, ста­но­вив­ше­гося пер­со­ни­фи­ка­цией Шипе-Тотека, кото­рого Дюран, как и дру­гие испан­ские монахи, назы­вает идо­лом. Раба оде­вали «сооб­разно идолу и с тем же убран­ством», его «воз­вы­шали все эти сорок дней», «чество­вали и почи­тали, как идола». В резуль­тате по городу могли ходить два­дцать индей­цев, пред­став­ляв­ших их все­об­щего бога Шипе-Тотека, кото­рых они почи­тали как подо­бие этого бога. Дюран отме­чает, что такого не было на дру­гих празд­ни­ках года. И дей­стви­тельно, обычно созда­ва­лась только одна пер­со­ни­фи­ка­ция бога – покро­ви­теля празд­ника. Спу­стя 40 дней «живого идола» Шипе-Тотека, а также пер­со­ни­фи­ка­ции дру­гих богов, при­но­сили в жертву «обыч­ным спо­со­бом» – выры­вая у них сердце, после чего с них сни­мали кожу. По сло­вам Дюрана, ее наде­вали дру­гие индейцы, кото­рым давали имена тех же богов и соот­вет­ству­ю­щие этим богам одежду и знаки[ix].

Бер­нар­дино де Саа­гун назы­вает празд­ники Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли одними из самых боль­ших тор­жеств, «на кото­рых все про­вин­ции реги­она встре­ча­лись в Мешико». «На этих празд­ни­ках они уби­вали ножом плен­ни­ков на мель­нич­ном жер­нове или круг­лом камне… Это был театр или зре­лище, кото­рое все посе­щали, чтобы посмот­реть на то, как уби­вают плен­ни­ков»[x], – пишет он.

Оче­видно, что ста­тус глав­ного импер­ского празд­ника, сопро­вож­да­е­мого осо­бенно мас­со­выми жерт­во­при­но­ше­ни­ями людей, Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли полу­чил в первую оче­редь потому, что его патро­ном был Шипе-Тотек. К.-Х. Гон­са­лес назы­вает его «одним из самых зага­доч­ных и заво­ра­жи­ва­ю­щих богов месо­аме­ри­кан­ского мира». Поэтому прежде чем гово­рить о самом празд­нике, нужно понять, кем являлся Шипе-Тотек и каковы были его силы и функ­ции, исходя из изоб­ра­зи­тель­ных и пись­мен­ных свидетельств.

image013image015image017



[iii] López Luján, Leonardo. Las ofrendas del Templo Mayor de Tenochtitlan. México, INAH, 1993 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Ofrendas.pdf).

[vi] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[viii] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[ix] Durán, Diego. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Vol. 2, capítulo LXXXVII. Publication date: 1867 – 1880. Publisher México: J.M. Andrade y F. Escalante (https://archive.org/stream/historiadelasind02dur#page/n154/mode/1up).

[x] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro IX, capitulo II // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0002#page/344/mode/2up).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>