Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1[1]. Художественная реконструкция одного из ритуалов, проходивших на Круглой утопленной площади (автор мне неизвестен)
Стелы и другие объекты, украшавшие здания
Фото 4[2]. Зал Национального музея Чавина с резными стелами (2011)
Несомненно, высшим проявлением искусства и технического уровня чавинской культуры является резьба по камню. В ней она достигла непревзойденных высот. Кроме самых известных памятников Чавина – монолита Лансон, обелиска Тельо, стелы Раймонди, стелы Яуи, существуют и другие каменные объекты, украшенные резьбой. Среди них стелы, которыми были облицованы стены утопленных площадей и, возможно, других структур.
Их можно отличить по сравнительно небольшой толщине и узкой полосе бордюра, которая проходит по внешнему краю плиты. Эти признаки помогают выделить облицовочные стелы из числа других каменных артефактов, даже если от них остался небольшой фрагмент, как на фото 2 и 3.
Часть из плит все еще находится на открытом воздухе (фото 5 и 6), а другая – помещена в Национальный музей Чавина.
Стелы разнятся по форме. Некоторые из них сделаны в виде трапеции (например, фото 7 и 8), а другие – прямоугольника (фото 10).
Фото 9[9]
Стелы отличаются высочайшим уровнем художественного мастерства. Тем не менее, среди них встречаются и весьма посредственные работы (фото 9).
Фото 10. Стела, изображающая божество с жезлом в виде кактуса Сан-Педро, которая украшала стену Круглой площади[10] Фото 11[11]. Стела с божеством-ягуаром/обезьяной
Стелы отличаются также по качеству резьбы и, в частности, по ее глубине. На самых известных стелах, таких, как те, что изображают божество с жезлом в виде кактуса Сан-Педро (фото 10), божество-ягуара/обезьяну (фото 11), резьба идеальна. Особенно это касается стел с «Медузой Горгоной» (фото 12 и 13) и божеством с кактусом. Резьба на них, похоже, сделана при помощи машины. Достаточно глубокий фон выбран весьма чисто и линии очень ровные. Но есть и барельефы среднего качества резьбы, как на стеле с фото 7 – 9. Они, скорее всего, выполнены вручную.
Фото 12[12] и 13[13]. Стела, изображающая божество с двумя самыми главными раковинами андской религии – морскими раковинами спондилуса (путуто) и стромбуса (мулью), которые являются символами мужского и женского начала. Его туристы называют «Медузой Горгоной». По некоторым данным, стела входит в число тех плит, которыми были облицованы стены Большой прямоугольной площади
Две стелы, заснятые на фото 13а, сохранились гораздо хуже. О качестве резьбы на них трудно судить: изображение почти стерлось. Они до сих пор находятся на своем исконном месте – в ряду стел, украшающих стену Круглой площади. Несмотря на плохую сохранность артефактов, видно, что они сделаны в манере, близкой к той, которая отличает классические стелы, и фон на них выбран глубоко. Плиты изображают персонаж, трубящий в путуто. На голове его корона с острыми зубчиками – очень редко встречающийся головной убор в андской иконографии. У него огромные глаза, большой нос и растянутый в оскале рот, как у «Медузы». Этот персонаж довольно часто появляется на каменных плитах (фото 14 – 18). Его отличительная особенность – веерообразный хвост. Но художественное представление и атрибуты персонажа впоследствии были несколько изменены. Здесь у персонажа есть крылья. Перья на хвосте и крыльях изображены как головы змей. Его волосы заплетены в толстую косу, как у монолита Лансон. (Ее видно на фото 3а темы «Монолиты», где Лансон показан сзади.)
Фото 13а[13а]. Стелы Круглой площади, изображающие фигуры, которые держат путуто и словно играют на них, шествуя к Пирамиде Лансона
Персонаж с веерообразным хвостом в новой трактовке изображен на плите, большой осколок которой хранится среди других экспонатов в музее Чавина (фото 14).
Фото 14[14].
Похожие персонажи с вероподобным хвостом вырезаны и на стеле, показанной на фото 15. У нее отсутствует бордюр, поэтому она вряд ли входила в декор Круглой площади.
Фото 15[15]
Этот же персонаж изображен и на стеле, которая заснята на фото 16 – 17. Толщина плиты монолита, на котором он вырезан, большая. Поэтому ее также нельзя отнести к плитам Круглой площади.
Техника резьбы на стелах, изображающих персонаж с веерообразным хвостом, отличается от той, в которой выполнен прототип персонажа на плитах Круглой площади. Так, фон имеет минимальную глубину, а рисунок композиции производит впечатление сделанного пером. При этом на стеле, показанной на фото 16 и 17, линии вырезаны идеально ровно.
Резное изображение стелы почти не имеет объема, поскольку фон, наверное, лишь на миллиметр ниже фигуры, а на некоторых участках совсем не имеет глубины. Из-за того что поверхность плиты корродированна, на первый взгляд кажется, что перед нами ручная работа низкого уровня. Однако если приглядеться, то можно увидеть, что прямые линии идеально прямые, а параллельные идеально параллельные. Скругленные линии также безукоризненны. Даже имея нечто вроде гравировальной машины, я думаю, трудно сделать все так безупречно, учитывая, к тому же, неодинаковую плотность камня. Ведь и на бумаге с первого раза, не поправив ластиком, не каждый карандашом без линейки проведет прямую линию, а без лекала или циркуля начертит правильный круг. Резчик должен был иметь твердую руку и хорошо владеть инструментом, но, думается, и этого недостаточно. А если камень резали не металлом, а лазером? И все равно рука могла дрогнуть. Кажется, что рисунок был создан с помощью компьютерной программы и нанесен инструментом, также управляемым компьютером. Однако зная о том, что боги во плоти умели размягчать камень, можно предположить, что эта плита в результате определенного воздействия получила свойства, скажем, очень мягкого дерева, например, липы, что позволило человеку без помощи компьютера добиться такого результата.
Фото 18[17а]. Каменный карниз
Недавно в непосредственной близости от здания Кастильо Джоном Риком и его командой были найдены каменные плиты (фото 18 и 18а), на которых вырезаны похожие персонажи.
Фото 18а. Абрис каменных плит, украшавших Новый храм[18]
В верхнем ряду на абрисе они изображены с жезлами (оружием) в руках, а в нижнем ряду – со священными морскими раковинами. Персонаж слева трубит в путуто (раковину стромбуса). Зубы у него не обозначены. Второй персонаж держит в руке мулью (mullu, двустворчатую раковину спондилуса) и обладает сабельными клыками.
Персонаж (персонажи) на этих плитах показан в манере, отличной от классической. У его изображения отсутствуют змеиные фигуры, а зубы, хотя и оскалены, чаще не имеют сабельных клыков. В то же время персонажу сопутствует птичья атрибутика, которая представлена веерообразным хвостом, а на плите с фото 15 и рядом перьев на ногах. Очевидно, что стелы относятся к одному периоду, который не совпадает с тем временем, когда были сделаны классические стелы, изображающие божество с кактусом, божество с раковинами и божество-обезьяну/ягуара.
Фото 19[19]
Классическая композиция характерна для резьбы на двух огромных монолитах, которые входили в архитектурный комплекс Портала соколиных. С открытием в 2008 г. Национального музея Чавина они хранятся в его помещении (фото 19). На фото 20 и 21, сделанных в 1992 г. на территории комплекса, резьба различима лучше.
Фото 20[20]. Левый монолит. Фото 21[21]. Крупный план композиции правого монолита
По логике вещей, храмовый комплекс Чавин-де-Уантара должны были украшать не только резные стелы и каменные головы. Но до нас другие крупные произведения камнерезов не дошли. Исключение составляет фрагмент неизвестной скульптуры – гигантская голова кондора (фото 22).
Фото 22[22]
[13] http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/2939515259/in/photostream/
[13а] http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin
[17] http://farm9.staticflickr.com/8244/8533321084_cf979007e7_h.jpg
[17а] http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin
[18] Рисунок из статьи Джона Рика «Чавин-де-Уантар: Данные по развитию шаманизма» (Rick J.W. Chavín de Huántar: Evidence for an evolved shamanism. San Diego Museum Papers 44: Mesas and Cosmologies in the Central Andes. 2006) (http://peregrinadanza.wordpress.com/tag/john-rick/).