Стелы

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

image001
image001Фото 1[1]. Худо­же­ствен­ная рекон­струк­ция одного из риту­а­лов, про­хо­див­ших на Круг­лой утоп­лен­ной пло­щади (автор мне неизвестен)

Стелы и дру­гие объ­екты, укра­шав­шие здания

image003Фото 4[2]. Зал Наци­о­наль­ного музея Чавина с рез­ными сте­лами (2011)

Несо­мненно, выс­шим про­яв­ле­нием искус­ства и тех­ни­че­ского уровня чавин­ской куль­туры явля­ется резьба по камню. В ней она достигла непре­взой­ден­ных высот. Кроме самых извест­ных памят­ни­ков Чавина – моно­лита Лан­сон, обе­лиска Тельо, стелы Рай­монди, стелы Яуи, суще­ствуют и дру­гие камен­ные объ­екты, укра­шен­ные резь­бой. Среди них стелы, кото­рыми были обли­цо­ваны стены утоп­лен­ных пло­ща­дей и, воз­можно, дру­гих структур.

image005 image007Фото 2[3] и 3[4].

Их можно отли­чить по срав­ни­тельно неболь­шой тол­щине и узкой полосе бор­дюра, кото­рая про­хо­дит по внеш­нему краю плиты. Эти при­знаки помо­гают выде­лить обли­цо­воч­ные стелы из числа дру­гих камен­ных арте­фак­тов, даже если от них остался неболь­шой фраг­мент, как на фото 2 и 3.

image009 image011Фото 5[5] и 6[6]

Часть из плит все еще нахо­дится на откры­том воз­духе (фото 5 и 6), а дру­гая – поме­щена в Наци­о­наль­ный музей Чавина.

image013 image015Фото 7[7] и 8[8].

Стелы раз­нятся по форме. Неко­то­рые из них сде­ланы в виде тра­пе­ции (напри­мер, фото 7 и 8), а дру­гие – пря­мо­уголь­ника (фото 10).

image017Фото 9[9]

Стелы отли­ча­ются высо­чай­шим уров­нем худо­же­ствен­ного мастер­ства. Тем не менее, среди них встре­ча­ются и весьма посред­ствен­ные работы (фото 9).

image019 image043Фото 10. Стела, изоб­ра­жа­ю­щая боже­ство с жез­лом в виде как­туса Сан-Педро, кото­рая укра­шала стену Круг­лой пло­щади[10] Фото 11[11]. Стела с божеством-ягуаром/обезьяной

Стелы отли­ча­ются также по каче­ству резьбы и, в част­но­сти, по ее глу­бине. На самых извест­ных сте­лах, таких, как те, что изоб­ра­жают боже­ство с жез­лом в виде как­туса Сан-Педро (фото 10), божество-ягуара/обезьяну (фото 11), резьба иде­альна. Осо­бенно это каса­ется стел с «Меду­зой Гор­го­ной» (фото 12 и 13) и боже­ством с как­ту­сом. Резьба на них, похоже, сде­лана при помощи машины. Доста­точно глу­бо­кий фон выбран весьма чисто и линии очень ров­ные. Но есть и баре­льефы сред­него каче­ства резьбы, как на стеле с фото 7 – 9. Они, ско­рее всего, выпол­нены вручную.

 image023 image025Фото 12[12] и 13[13]. Стела, изоб­ра­жа­ю­щая боже­ство с двумя самыми глав­ными рако­ви­нами анд­ской рели­гии – мор­скими рако­ви­нами спон­ди­луса (путуто) и стром­буса (мулью), кото­рые явля­ются сим­во­лами муж­ского и жен­ского начала. Его тури­сты назы­вают «Меду­зой Гор­го­ной». По неко­то­рым дан­ным, стела вхо­дит в число тех плит, кото­рыми были обли­цо­ваны стены Боль­шой пря­мо­уголь­ной площади

Две стелы, засня­тые на фото 13а, сохра­ни­лись гораздо хуже. О каче­стве резьбы на них трудно судить: изоб­ра­же­ние почти стер­лось. Они до сих пор нахо­дятся на своем искон­ном месте – в ряду стел, укра­ша­ю­щих стену Круг­лой пло­щади. Несмотря на плохую сохран­ность арте­фак­тов, видно, что они сде­ланы в манере, близ­кой к той, кото­рая отли­чает клас­си­че­ские стелы, и фон на них выбран глу­боко. Плиты изоб­ра­жают пер­со­наж, тру­бя­щий в путуто. На голове его корона с ост­рыми зуб­чи­ками – очень редко встре­ча­ю­щийся голов­ной убор в анд­ской ико­но­гра­фии. У него огром­ные глаза, боль­шой нос и рас­тя­ну­тый в оскале рот, как у «Медузы». Этот пер­со­наж довольно часто появ­ля­ется на камен­ных пли­тах (фото 14 – 18). Его отли­чи­тель­ная осо­бен­ность – вее­ро­об­раз­ный хвост. Но худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние и атри­буты пер­со­нажа впо­след­ствии были несколько изме­нены. Здесь у пер­со­нажа есть кры­лья. Перья на хво­сте и кры­льях изоб­ра­жены как головы змей. Его волосы запле­тены в тол­стую косу, как у моно­лита Лан­сон. (Ее видно на фото 3а темы «Моно­литы», где Лан­сон пока­зан сзади.)

image046Фото 13а[13а]. Стелы Круг­лой пло­щади, изоб­ра­жа­ю­щие фигуры, кото­рые дер­жат путуто и словно играют на них, шествуя к Пира­миде Лансона

Пер­со­наж с вее­ро­об­раз­ным хво­стом в новой трак­товке изоб­ра­жен на плите, боль­шой оско­лок кото­рой хра­нится среди дру­гих экс­по­на­тов в музее Чавина (фото 14).

image027Фото 14[14].

Похо­жие пер­со­нажи с веро­по­доб­ным хво­стом выре­заны и на стеле, пока­зан­ной на фото 15. У нее отсут­ствует бор­дюр, поэтому она вряд ли вхо­дила в декор Круг­лой площади.

image029Фото 15[15]

Этот же пер­со­наж изоб­ра­жен и на стеле, кото­рая заснята на фото 16 – 17. Тол­щина плиты моно­лита, на кото­ром он выре­зан, боль­шая. Поэтому ее также нельзя отне­сти к пли­там Круг­лой площади.

Тех­ника резьбы на сте­лах, изоб­ра­жа­ю­щих пер­со­наж с вее­ро­об­раз­ным хво­стом, отли­ча­ется от той, в кото­рой выпол­нен про­то­тип пер­со­нажа на пли­тах Круг­лой пло­щади. Так, фон имеет мини­маль­ную глу­бину, а рису­нок ком­по­зи­ции про­из­во­дит впе­чат­ле­ние сде­лан­ного пером. При этом на стеле, пока­зан­ной на фото 16 и 17, линии выре­заны иде­ально ровно.

image031 image033Фото 16[16] и 17[17]

Рез­ное изоб­ра­же­ние стелы почти не имеет объ­ема, поскольку фон, навер­ное, лишь на мил­ли­метр ниже фигуры, а на неко­то­рых участ­ках совсем не имеет глу­бины. Из-за того что поверх­ность плиты кор­ро­ди­ро­ванна, на пер­вый взгляд кажется, что перед нами руч­ная работа низ­кого уровня. Однако если при­гля­деться, то можно уви­деть, что пря­мые линии иде­ально пря­мые, а парал­лель­ные иде­ально парал­лель­ные. Скруг­лен­ные линии также без­уко­риз­ненны. Даже имея нечто вроде гра­ви­ро­валь­ной машины, я думаю, трудно сде­лать все так без­упречно, учи­ты­вая, к тому же, неоди­на­ко­вую плот­ность камня. Ведь и на бумаге с пер­вого раза, не попра­вив ласти­ком, не каж­дый каран­да­шом без линейки про­ве­дет пря­мую линию, а без лекала или цир­куля начер­тит пра­виль­ный круг. Рез­чик дол­жен был иметь твер­дую руку и хорошо вла­деть инстру­мен­том, но, дума­ется, и этого недо­ста­точно. А если камень резали не метал­лом, а лазе­ром? И все равно рука могла дрог­нуть. Кажется, что рису­нок был создан с помо­щью ком­пью­тер­ной про­граммы и нане­сен инстру­мен­том, также управ­ля­е­мым ком­пью­те­ром. Однако зная о том, что боги во плоти умели раз­мяг­чать камень, можно пред­по­ло­жить, что эта плита в резуль­тате опре­де­лен­ного воз­дей­ствия полу­чила свой­ства, ска­жем, очень мяг­кого дерева, напри­мер, липы, что поз­во­лило чело­веку без помощи ком­пью­тера добиться такого результата.

image047Фото 18[17а]. Камен­ный карниз

Недавно в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от зда­ния Касти­льо Джо­ном Риком и его коман­дой были най­дены камен­ные плиты (фото 18 и 18а), на кото­рых выре­заны похо­жие персонажи.

image038Фото 18а. Абрис камен­ных плит, укра­шав­ших Новый храм[18]

В верх­нем ряду на абрисе они изоб­ра­жены с жез­лами (ору­жием) в руках, а в ниж­нем ряду – со свя­щен­ными мор­скими рако­ви­нами. Пер­со­наж слева тру­бит в путуто (рако­вину стром­буса). Зубы у него не обо­зна­чены. Вто­рой пер­со­наж дер­жит в руке мулью (mullu, дву­створ­ча­тую рако­вину спон­ди­луса) и обла­дает сабель­ными клыками.

Пер­со­наж (пер­со­нажи) на этих пли­тах пока­зан в манере, отлич­ной от клас­си­че­ской. У его изоб­ра­же­ния отсут­ствуют зме­и­ные фигуры, а зубы, хотя и оска­лены, чаще не имеют сабель­ных клы­ков. В то же время пер­со­нажу сопут­ствует пти­чья атри­бу­тика, кото­рая пред­став­лена вее­ро­об­раз­ным хво­стом, а на плите с фото 15 и рядом перьев на ногах. Оче­видно, что стелы отно­сятся к одному пери­оду, кото­рый не сов­па­дает с тем вре­ме­нем, когда были сде­ланы клас­си­че­ские стелы, изоб­ра­жа­ю­щие боже­ство с как­ту­сом, боже­ство с рако­ви­нами и божество-обезьяну/ягуара.

image035Фото 19[19]

Клас­си­че­ская ком­по­зи­ция харак­терна для резьбы на двух огром­ных моно­ли­тах, кото­рые вхо­дили в архи­тек­тур­ный ком­плекс Пор­тала соко­ли­ных. С откры­тием в 2008 г. Наци­о­наль­ного музея Чавина они хра­нятся в его поме­ще­нии (фото 19). На фото 20 и 21, сде­лан­ных в 1992 г. на тер­ри­то­рии ком­плекса, резьба раз­ли­чима лучше.

  image021 image039Фото 20[20]. Левый моно­лит. Фото 21[21]. Круп­ный план ком­по­зи­ции пра­вого монолита

По логике вещей, хра­мо­вый ком­плекс Чавин-де-Уантара должны были укра­шать не только рез­ные стелы и камен­ные головы. Но до нас дру­гие круп­ные про­из­ве­де­ния кам­не­ре­зов не дошли. Исклю­че­ние состав­ляет фраг­мент неиз­вест­ной скульп­туры – гигант­ская голова кон­дора (фото 22).

image041Фото 22[22]

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 22а | 22b | 22c | 23  | 23a | 24 |


[17] http://farm9.staticflickr.com/8244/8533321084_cf979007e7_h.jpg

[17а] http://theappendix.net/issues/2013/7/tuned-to-the-senses-an-archaeoacoustic-perspective-on-ancient-chavin

[18] Рису­нок из ста­тьи Джона Рика «Чавин-де-Уантар: Дан­ные по раз­ви­тию шама­низма» (Rick J.W. Chavín de Huántar: Evidence for an evolved shamanism. San Diego Museum Papers 44: Mesas and Cosmologies in the Central Andes. 2006) (http://peregrinadanza.wordpress.com/tag/john-rick/).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>