5. УКРАШЕНИЯ

Посла­ние Врат Солнца,§ 6. Кем были пра­ви­тели Уари?, про­дол­же­ние


При иссле­до­ва­нии цере­мо­ни­аль­ного костюма уарий­ских пра­ви­те­лей никак нельзя обойти вни­ма­нием укра­ше­ния. Ведь это один из важ­ней­ших пока­за­те­лей ста­туса пер­соны, рода ее дея­тель­но­сти и пр.

5.1. Моза­ич­ные подвески

Счи­та­ется, что для куль­туры Уари были харак­терны укра­ше­ния, изго­тов­лен­ные из слож­ных мозаик ярких цве­тов, накле­ен­ных на раз­лич­ные носи­тели. (При­ме­ром изде­лий такого рода явля­ется зер­кало, о кото­ром уже шла речь.) Эти укра­ше­ния – боль­шая ред­кость, их насчи­ты­ва­ются единицы.

Фото 1. Моза­ич­ное укра­ше­ние с фигу­рой. Раз­меры: 6,60×3,60 см. Мате­ри­алы: рако­вина, камень. Стиль Уари. 500 – 900 гг. Клив­ленд­ский музей искусств, США[i]

В Клив­ленд­ском музее искусств хра­нится арте­факт (фото 1), кото­рый рас­це­ни­ва­ется как укра­ше­ние, правда, как его носили, неясно. Вот какая запись об арте­факте есть в ката­логе музея: «Моза­ич­ный орна­мент, при­креп­лен­ный к срезу белой рако­вины, явля­ется обра­зом уарий­ского санов­ника. Он собран из тща­тельно выре­зан­ных эле­мен­тов. Фио­ле­то­вые и розо­вые эле­менты изго­тов­лены из рако­вины, а зеле­ные – из зме­е­вика. Кружки на тунике фигуры, – веро­ятно, пирит. Изна­чально они были глад­кими и бле­стя­щими»[ii].

Более при­выч­ный образ уарий­ского пра­ви­теля пред­стает перед нами на под­веске из Кимбелл-музея искусств (фото 2).

Фото 2. Под­веска в виде фигуры. Раз­меры: 10,2×6,4×2,5 см. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Мате­ри­алы: дерево, рако­вина, камень и серебро. Кимбелл-музей искусств, Форт-Уорт, США[iii]

Фигурка из Кимбелл-музея искусств, воз­можно, под­ве­ши­ва­лась на оже­ре­лье. «Одежда фигуры, видимо, пред­став­ляет собой тунику из гобе­ле­но­вой ткани, что, вме­сте с боль­шими круг­лыми ушными укра­ше­ни­ями опре­де­ляет фигуру как знат­ного муж­чину, – ска­зано в ката­логе. – Диа­па­зон мате­ри­а­лов от серебра голов­ного убора до цвет­ных кам­ней, таких, как лазу­рит, и рако­вин, в том числе устрич­ных рако­вин спон­ди­луса, имеет боль­шое риту­аль­ное зна­че­ние и высо­кую сто­и­мость»[iv].

Фото 3[v]. Цере­мо­ни­аль­ная под­веска в форме фигуры. Раз­меры: 14,2×9,5 см. Мате­ри­алы: рако­вина, камень, серебро, медь и хло­пок. При­бреж­ные обла­сти Перу или горы Боли­вии. Куль­тура: Тиа­у­а­нако – Уари. 400 – 800 гг. Инсти­тут искусств Чикаго, США[vi]

Если пер­вая моза­ич­ная под­веска пред­став­ляет собой, ско­рее всего, изоб­ра­же­ние жреца-правителя, то вто­рая – пер­соны в воин­ском обла­че­нии (фото 3). Об этом сви­де­тель­ствуют метал­ли­че­ские шлем и нагруд­ник. К шлему при­креп­лена пла­стина в форме туми, зубы воина оска­лены, что поз­во­ляет отне­сти под­веску к неоча­вин­скому стилю.

Фото 4. Ушные укра­ше­ния (earflare). Раз­меры: высота 6 см, диа­метр 4,6 см. Мате­ри­алы: кость, рако­вина, камень. Куль­тура: Уари. VIIX вв. Метрополитен-музей искусств, США[vii]

Ансамбль с моза­ич­ными под­вес­ками состав­ляют инкру­сти­ро­ван­ные ушные укра­ше­ния (фото 4), кото­рые явля­лись атри­бу­том анд­ских божеств и жрецов-правителей. На них изоб­ра­жены головы дра­ко­нов (пум) с двух­цвет­ными чавин­скими гла­зами и значки токапу.

Фото 5. Оже­ре­лье из рако­вин. Раз­меры: 0,6×22,9×3,4 см. Вес: 74 г. Мате­риал основы: рако­вина. Регион: Южное побе­ре­жье. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[viii]

В кол­лек­ции Музея Рафа­эля Ларко име­ется и целое оже­ре­лье из пла­сти­нок рако­вин, инкру­сти­ро­ван­ных бирю­зой, спон­ди­лу­сом и пер­ла­мут­ром, кото­рые, согласно ката­логу, сде­ланы в виде змей с голо­вами коша­чьих (фото 5). Я же счи­таю, что оже­ре­лье состав­лено из фигу­рок драконов.

 

5.2. Пла­стины из золота и серебра

В музеях сохра­ни­лось также несколько пла­стин (бля­шек) из дра­го­цен­ных метал­лов, кото­рые, веро­ят­нее всего, кре­пи­лись к ткани. Сереб­ря­ная пла­стина в виде кон­дора (фото 3) в Музее искусств округа Лос-Анджелес рас­це­ни­ва­ется как ред­кий при­мер метал­лур­гии Уари. Кон­дор выпол­нен из листа серебра, тон­кого, как фольга, мето­дом чеканки. Следы ткани на тыль­ной сто­роне пока­зы­вают, что пла­стина укра­шала унку вельможи.

Фото 6. Пла­стина в виде кон­дора. Раз­меры: 20×26,35 см. Мате­риал: серебро. Перу, Южная сьерра. Куль­тура: Уари, Тиа­у­а­нако. 600 – 900 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[ix]

Ката­лог музея харак­те­ри­зует укра­ше­ние как типич­ное для куль­туры Уари: «…Эта пла­стинка пока­зы­вает клю­че­вые харак­те­ри­стики искус­ства Уари, осо­бенно исполь­зо­ва­ние им сти­ли­зо­ван­ных форм и обте­ка­е­мого дизайна. Черты чело­века и живот­ных были све­дены к их суще­ствен­ным частям и пере­осмыс­лены в гео­мет­ри­че­ские формы. Мотив шев­рона в перьях хво­ста и спе­ци­фи­че­ское укра­ше­ние глаза свой­ственны уарий­скому стилю»[x].

Фото 7. Пла­стина, изоб­ра­жа­ю­щая кры­ла­тое суще­ство. Мате­риал: золото. Раз­меры: 13×15,8 см. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. н.э. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[xi]

Более про­ра­бо­тан­ными пред­став­ля­ются две дру­гие пла­стины, также изоб­ра­жа­ю­щие кры­ла­тых божеств (фото 7 и 8). Боже­ство, пока­зан­ное на фото 7, имеет оче­вид­ное сход­ство с кры­ла­тыми спут­ни­ками Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако и явля­ется драконом-птицей.

Фото 8. Божество-птица. Метал­ли­че­ская пла­стина из чекан­ного золота (рису­нок с ори­ги­нала). Высота 22,5 см, ширина 19 см. Уаура (Huaura), долина Чан­кай (Chancay), Цен­траль­ное побе­ре­жье. Куль­тура: Уари. Част­ная кол­лек­ция[xii]

О пар­ных пла­сти­нах, про­де­мон­стри­ро­ван­ных на фото 9, мне почти ничего не известно. Оче­видно, что они сде­ланы из тон­ких листов золота, а несколько малень­ких дыро­чек поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что они изна­чально были к чему-то при­креп­лены, но не явля­лись под­вес­ками. На пла­сти­нах изоб­ра­жен спут­ник Бога Врат Солнца, но выпол­нен­ный в типич­ной неоча­вин­ской манере, свой­ствен­ной побе­ре­жью, когда спут­ник имеет голову не птицы, а дра­кона (в про­чте­нии уарий­цев, воз­можно, пумы), и крыло пока­зано в виде рас­кры­той кисти руки.

Фото 9[xiii]. Экс­по­нат Музея Цен­траль­ного резерв­ного банка Перу

Сереб­ря­ная пла­стина, засня­тая на фото 10, сде­лана в форме воина с объ­ем­ной голо­вой, кото­рый несет топор и пря­мо­уголь­ный щит. Чуку, унку и щит пер­соны орна­мен­ти­ро­ваны типич­ными для пери­ода импе­рии Уари моти­вами, воз­можно, явля­ю­щи­мися токапу. Его ступни сде­ланы по неоча­вин­скому канону и постав­лены во вто­рую пози­цию, что гово­рит о том, что он пред­став­ляет собой боже­ство высо­кого ранга.

Фото 10. Пла­стина в форме воина. Раз­меры: 25,7×19,7×2,5 см. Мате­риал: серебро. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств, Хью­стон, США[xiv]

Пару этой пла­стине состав­ляет точно такая же пла­стина, но изго­тов­лен­ная не из серебра, а из золота (фото 11).

Фото 11[xv]. Экс­по­нат Музея золота Перу, Лима

5.3. Голов­ные уборы из дра­го­цен­ных металлов

Из голов­ных убо­ров, сде­лан­ных не из ткани, а из дра­го­цен­ных метал­лов в эпоху Уари, мне известны только два (фото 12 и 13). Правда, тол­щина листа, из кото­рого они изго­тов­лены, – всего 1 мм.

Фото 12. Голов­ной убор. Раз­меры: 16,0×0,1×14,4 см. Вес: 31 г. Мате­ри­алы: сплав серебра, меди и золота. Регион: Север­ная сьерра. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко[xvi]

Круг­лая маска из сплава серебра, меди и золота (фото 12) была най­дена в Север­ной сьерре. Она пред­став­ляет собой, согласно ката­логу, «голову коша­чьего, с круг­лыми пла­стин­ками» и явля­ется укра­ше­нием голов­ного убора, кото­рое поме­ща­лось на его фрон­таль­ной части. Рису­нок маски, на мой взгляд, весьма необы­чен, осо­бенно «очки» на гла­зах. Но, несо­мненно, она изоб­ра­жает голову дракона-человека. Об этом сви­де­тель­ствуют, в част­но­сти, круг­лые под­вески, кото­рые сим­во­ли­зи­руют чешую дракона.

Фото 13. Корона с блест­ками в форме полу­ме­сяца. Раз­меры: 13,0×0,1×49,8 см. Вес: 105 г. Мате­риал: тум­бага. Регион: Южная сьерра. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко[xvii]

Вто­рое голов­ное укра­ше­ние ката­ло­гом Музея Рафа­эля Ларко опре­де­ля­ется как корона (фото 13). Оно сде­лано из тум­баги (tumbaga) – сплава золота с медью и покрыто под­вес­ками (блест­ками) в форме полу­ме­сяца, кото­рые сим­во­ли­зи­руют чешую дра­кона. Дра­ко­нья сим­во­лика поз­во­ляет отне­сти и маску, и корону к неоча­вин­скому стилю.

Я пред­ста­вила все укра­ше­ния, кото­рые нашла на сего­дняш­ний день в ката­ло­гах музеев мира.

 

5.4. Метал­ли­че­ские погре­баль­ные маски

Памя­туя о том зна­че­нии, кото­рое в Анд­ском мире при­да­ва­лось погре­баль­ным при­над­леж­но­стям усоп­шего, нельзя не оце­нить маски пра­ви­те­лей Уари, хотя фор­мально они не явля­ются частью костюма, кото­рый пред­став­лял вла­дельца при жизни. «Похо­рон­ные маски – важ­ная часть погре­бе­ния лиде­ров сооб­ществ древ­него Перу, – читаем в ката­логе Музея Рафа­эля Ларко. – Маски были важ­ными сим­во­лами лич­но­сти умер­шего, кото­рый транс­фор­ми­ро­вался в вос­со­зда­ва­е­мый пер­со­наж»[xviii].

image033Фото 14. Лож­ная голова с дере­вян­ной мас­кой. Маска обтя­нута хлоп­ча­то­бу­маж­ной тка­нью, к кото­рой при­креп­лены перья и кото­рая вышита шер­стью вер­блю­до­вых. Голова покрыта накид­кой из хлопка, выши­той шер­стью вер­блю­до­вых. С обеих сто­рон накидка при­ко­лота шипами как­туса. Раз­меры: 28×25 см. Куль­тура Наска–Уари. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xix]

Как известно, погре­баль­ные маски захо­ро­не­ний Уари были сде­ланы из дерева (фото 14). Однако в Музее Рафа­эля Ларко хра­нятся две маски из тум­баги (фото 15 и 16). Поскольку по краям масок есть дырочки, можно пред­по­ло­жить, что они были при­биты к дере­вян­ной основе.

Фото 15. Погре­баль­ная маска. Раз­меры: 15,7×1,5×19,0 см. Вес: 62 г. Мате­ри­алы: тум­бага, крас­ный пиг­мент кино­вари (суль­фид ртути). Регион: Южная сьерра. Долина: Мосна. Место: Чавин-де-Уантар. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко[xx]

Обе маски были най­дены в Чавин-де-Уантаре. Что-либо опре­де­лен­ное ска­зать об этих арте­фак­тах трудно, поскольку они слиш­ком лако­ничны и не содер­жат каких-либо при­зна­ков, по кото­рым их можно было бы отне­сти к кон­крет­ному стилю. Более всего они напо­ми­нают погре­баль­ные маски Моче. Поскольку маски сде­ланы из листа тум­баги, хотя и тон­кого, но все же боль­шей тол­щины, чем у голов­ных убо­ров (15 и 25 мм про­тив 1 мм), и имеют вид золота, можно заклю­чить, что усоп­шие при жизни обла­дали зна­чи­тель­ной вла­стью и богатством.

Фото 16. Погре­баль­ная маска. Раз­меры: 16,0×2,5×14,8 см. Вес: 60 г. Мате­риал: тум­бага. Регион: Южная сьерра. Долина: Мосна. Место: Чавин-де-Уантар. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко[xxi]

Тре­тья и послед­няя из метал­ли­че­ских погре­баль­ных масок Музея Рафа­эля Ларко сде­лана менее искусно, чем пер­вые две, и к тому же выпол­нена из листа меди. Черты лица еще более рас­плыв­чаты. Место ее находки неиз­вестно. Но поскольку метал­ли­че­ских погре­баль­ных масок очень мало, необ­хо­димо было учесть все, чтобы иметь осно­ва­ние ска­зать, что маски и голов­ные уборы из метал­лов и дра­го­цен­ных метал­лов, в част­но­сти, для пра­ви­те­лей Уари были ско­рее исклю­че­нием, чем правилом.

Фото 17. Погре­баль­ная маска. Раз­меры: 15,1×0,1×16,6 см. Вес: 97 г. Мате­риал: медь. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафа­эля Ларко[xxii]

Правда, в вит­рине Музея Рафа­эля Ларко выстав­лено погре­баль­ное фардо одного из пра­ви­те­лей Уари в еще одной золо­той маске. Кроме нее в фардо вхо­дит шапка из перьев, парик из чело­ве­че­ских волос, запле­тен­ных в косы, и унку. Дума­ется, это фардо демон­стри­рует мак­си­мум воз­мож­ной роскоши.

image035Фото 18. Погре­баль­ное фардо с золо­той мас­кой, голов­ным убо­ром из перьев и унку с гео­мет­ри­че­ским узо­ром из завит­ков. Раз­меры: 117×59×72 см. Культура/стиль: Уари. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Фузи­он­ная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Сред­ний гори­зонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Музей Рафа­эля Ларко[xxiii]

349842987_7dd5874277_bФото 19[xxiv]. Верх­няя часть фардо Уари круп­ным планом

*

Таким обра­зом, метал­ли­че­ских арте­фак­тов, и осо­бенно пред­ме­тов рос­коши, в том числе из дра­го­цен­ных метал­лов, куль­туры Уари в музеях мира прак­ти­че­ски нет. Осо­бенно удив­ляет отсут­ствие жез­лов и даже неде­ко­ри­ро­ван­ных мед­ных туми. Речь о золо­тых туми даже не идет. В то же время ана­ло­гич­ных объ­ек­тов из гроб­ниц север­ного побе­ре­жья срав­ни­тельно много, не говоря уже о сокро­ви­щах пра­ви­те­лей и даже про­сто­лю­ди­нов царств, суще­ство­вав­ших на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Колум­бии (см. «Золо­тые туми Колум­бии»). И только недавно – в 2010 г. были най­дены сереб­ря­ные укра­ше­ния, пек­то­раль, маска и пр. в гроб­нице Вла­сти­теля Уари. До этого были известны лишь чекан­ные метал­ли­че­ские пла­стинки, из них почти все пред­став­лены в этой ста­тье. Их можно пере­счи­тать по паль­цам. Мастер­ство испол­не­ния пла­сти­нок, несо­мненно, высоко, но все они сде­ланы из тон­ких листов, прак­ти­че­ски из фольги, т.е. дра­го­цен­ного металла пошло на них мало. Также тонки листы тум­баги, из кото­рой изго­тов­лены погре­баль­ные маски пери­ода Уари. Их всего две. Ско­рее всего, они отно­сятся к куль­туре Моче и, конечно, не идут ни в какое срав­не­ние с погре­баль­ными мас­ками Сикана. То же можно ска­зать и о голов­ных украшениях.

В резуль­тате сле­дует кон­ста­ти­ро­вать почти пол­ное отсут­ствие укра­ше­ний из дра­го­цен­ных метал­лов в захо­ро­не­ниях Уари. Это явля­ется еще одним сви­де­тель­ством низ­кого уровня уарий­ской циви­ли­за­ции, у кото­рой, по-видимому, не было золо­того и сереб­ря­ного запаса, у кото­рой не была раз­вита метал­лур­гия и, в част­но­сти, не суще­ство­вало ремес­лен­ного про­из­вод­ства юве­лир­ных изде­лий из дра­го­цен­ных метал­лов. Ско­рее всего, и моза­ич­ные пред­меты, кото­рые так же немно­го­чис­ленны, как и метал­ли­че­ские, тоже не могли быть сде­ланы уарий­цами, поскольку тех­ника их изго­тов­ле­ния не менее сложна. Кроме того, не обла­дая соб­ствен­ным ремес­лен­ным про­из­вод­ством пред­ме­тов рос­коши, уарий­ские пра­ви­тели, оче­видно, не имели и средств на их при­об­ре­те­ние. Все это гово­рит о невы­со­ком поло­же­нии пра­ви­те­лей Уари отно­си­тельно вла­сти­те­лей Сикана, кото­рые про­сто купа­лись в золоте, судя по похо­рон­ным при­над­леж­но­стям. И погре­баль­ные маски у них были про­из­ве­де­нием юве­лир­ного искус­ства, а не дере­вян­ными, как у уарий­цев. В то время как пра­ви­тели Сикана носили золо­тые короны, пра­ви­тели Уари могли поз­во­лить себе только чуку. Вер­хом рос­коши у них были унку из гобе­ле­но­вых тка­ней, ино­гда даже из перьев экзо­ти­че­ских птиц, а также моза­ич­ные аксес­су­ары и украшения.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 | 33 | 34 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>