Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1[1]. Стела с божественным ягуаром (обезьяной). Национальный музей Чавин-де-Уантара
Среди изображений, вырезанных на стелах Чавин-де-Уантара, я нашла одно, которое можно было бы считать воплощением бога-ягуара (фото 1). У него в целом антропоморфные черты. Но его рот имеет ту же конфигурацию, что и у фигур стелы Раймонди и монолита Лансон: такие же губы в виде каймы одинаковой ширины по всей длине, как у дракона, и острые сабельные клыки. Кроме того, персонаж обладает длинным закрученным хвостом. Однако, взглянув на изображение в первый раз, я увидела в нем обезьяну. Между прочим, у хищных обезьян тоже очень впечатляющие клыки (фото 2).
Фото 2[2]
Я сразу вспомнила о Ханумане (фото 3) – чтимом в индуизме обезьяноподобном божестве, умеющем, кстати, летать, герое индийского эпоса Рамаяна.
Фото 3. Хануман несет холм Сандживи на помощь раненому Лакшману[3]
Именно эта стела с богом-обезьяной (ягуаром) заставила меня обратиться к чавинской культуре, поскольку я была поражена сходством в изображении кистей рук и стоп ног бога-обезьяны и божества-корабля в стиле Сикана–Наски. А познакомившись с чавинской культурой, я пришла к выводу о том, что ее иконография стала основой для иконографии Андского мира вплоть до его разрушения испанцами. Было использовано все до мельчайших деталей. Образы, каноны их исполнения вставлялись как прямые или косвенные цитаты в изображения богов, перешедших по наследству к царствам, образовавшимся на территориях, которые входили в сферу влияния чавинской державы. Те атрибуты божественности, которые утрачивали на протяжении веков свою актуальность, заменялись, но их старались сделать близкими по рисунку чавинским образцам. Нередко они наполнялись иным смыслом. Даже разрабатывая новые композиционные системы в соответствии с задачами своего времени, боги во плоти строили их на чавинских образах и образцах.
1. Антропоморфное божество-корабль
Композиция стелы с божеством-обезьяной (ягуаром) послужила основой для создания канона божества-корабля без крыльев, которое стало одним из главных в Андах в период империи Уари. Неизменным при этом остался образец изображения руки, держащей жезл, который заканчивается на стеле, я бы сказала, головами змей, если бы у них не было ушей, или хищных птиц – кондоров, но у них нет острых загнутых клювов. Они напоминают головы уток с круглым носом на клюве. Впрочем, некоторые исследователи их так и называют. Но именно в головы хищных птиц они были переосмыслены во времена возведения Врат Солнца. Вверху, слева от персонажа находится то же животное, что и на жезле. Оно имеет очень длинную шею, и поэтому еще более похоже на змею. Да, тут изображены явно не простые змеи, поскольку обычная змея с тупой на конце мордой удава и без ушей помещена ниже. Тогда кто же это? А ведь перед нами действительно змеи, но с головой дракона! Стало быть, жезл представляет собой амару, которая, следовательно, изначально была драконом. Поразительно: амару всегда считалась двуглавой змеей!
Значит, бог-обезьяна держит в руке амару, т.е. одну из самых мощных сил в андской мифологии, которая делается активной в эпоху перемен – пачакути. Бог заставил амару застыть, т.е. подчинил ее себе. Жаль, что впоследствии, когда головы драконов на жезле были заменены на птичьи, этот смысл был утрачен. В результате жезл перестал быть судьбоносным оружием и призван был выполнять лишь функции атрибута летающего бога.
В левой руке божество, по мнению ученых, держит путуто – трубу из раковины стромбуса, звуки которой открывали вход в мир предков.
Стела с божеством-обезьяной, наконец, дала мне ответ на вопрос, откуда у персонажей росписей керамики побережья такие длинные ногти на руках и ногах и такая форма кистей рук и ступней с «подковами». Оказалось, что этот канон, который впоследствии был значительно упрощен, но стал более узнаваем, также происходит из Чавина. Данная стела дает возможность увидеть истоки канона. Ступня на ней объемна и вырезана достаточно реалистично. Она отделена от голени четкой линией, неестественно вывернута и поставлена на ребро так, что мы видим не подошву, а верх стопы, поскольку пальцы изображены с ногтями. Пальцев четыре. На левой ступне в области пятки вырезана «подкова» в виде острого угла.
Подкова в виде завитка, так же, как и подкова в форме угла, ставшая обязательным элементом божеств-кораблей, вырезана на стопах драконочеловека стелы Раймонди. И здесь мы можем понять, чем знак подковы-завитка был изначально. Он представляет собой не что иное, как третий, отставленный в бок палец лапы, что подтверждает абрис рельефа с изображением драконочеловека-птицы (фото 4). Чем была подкова в форме угла и имели ли виды подков различные значение и применение, мне установить не удалось. Я знаю, что подкова-угол применяется гораздо чаще, чем подкова-завиток.
Фото 4[4]. Абрис фигуры, расположенной на северной колонне Портала соколиных
Но больше всего меня поразил хват, которым пользуется божество-обезьяна для того, чтобы держать жезл. Он со временем не изменился совершенно. При этом все пальцы имеют тупые ногти, и только ноготь большого пальца острый, что также стало традицией.
Изображать вместо сопел летательного аппарата кисти рук с длинными ногтями, кстати говоря, тоже первыми придумали чавинцы, о чем свидетельствует обелиск Тельо. На его абрисе-развертке (фото 5) две кисти-сопла помещены рядом с хвостовыми стабилизаторами внизу монолита, а три – ближе к его вершине.
Фото 5[5]. Абрис-развертка обелиска Тельо
Если на стеле Чавин-де-Уантара и была изображена обезьяна, то в Андах она не смогла стать всеми почитаемым божеством. Вероятно, по мнению андцев, образ обезьяны даже с такими кинжальными клыками для серьезного божества не подходил. Надо думать, от него со временем отказались, хотя на росписи одного из сосудов Сипана обезьяна, весьма напоминающая чавинскую, все же есть (фото 29). В период империи Уари место обезьяны и ягуара заняла пума, как более распространенное животное. Ведь ягуар был божеством для сельвы, где он был хозяином, а в остальных местах царствовала пума – горный лев. (Сельва Амазонки всегда жила отдельно от остального мира, и царства, существовавшие в Андах, над ней, как правило, были не властны.) Хвост обезьяны или ягуара, который также может закручивать его на конце, видимо, был сочтен атрибутом, недостойным божества, и был переделан в змею.
2. Амару и драконы Моче
Думается, основным восприемником религии и культуры Чавина было царство Моче. Именно на артефактах этой культуры, а не какой-либо другой, мы видим полный пантеон, образы и орнаменты «матери цивилизации Анд».
Фото I. Головной убор. Размеры: 256×224×1 мм. Материал: золото. 1 – 800 гг. н.э. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[6]
Вершиной искусства Моче и его золотых дел мастеров, в частности, а также понимания и воплощения чавинских образов, являются два головных убора – две короны этого царства. Они производят впечатление парных. На первой короне (фото I) показано божество в ипостаси дракона-ягуара-человека-птицы, а на второй (фото II) – дракона-человека. От головы божества исходит поток энергии, которому придана форма туми.
Фото II. Головной убор. Размеры: 295×266×7 мм. Материал: золото. Стиль: Моче. 1 – 500 гг. н.э. Музей Рафаэля Ларко[7]
Особенно интересно рассматривать драконов на второй короне (фото II), потому что, как мне кажется, ни на каком другом артефакте они так отчетливо не изображены. Драконы соединили в себе образы ягуара и динозавра. И каждый имеет два завитка на носу, как у эквадорского дракона (см. «Божественный дракон», фото 10).
Фото 6[8]. Керамическая чаша. Культура Моче. 1 – 800 гг. н.э. Музей Рафаэля Ларко
На росписи чаши, повествующей о пребывании Аяпаэка в мире мертвых (фото 6), можно найти многое из «библиотеки» образов Чавина, которые вплели в свои религиозные представления жители царства Моче. Хотя стиль этой культуры очень отличается от чавинского, благодаря рисункам на мочикской керамике можно лучше понять иконографию и религию Чавина.
Фото 7[9]. Прорисовка персонажа одной из росписей Моче
Амару, которыми опоясано три персонажа на росписи чаши, имеют голову дракона со змеиным языком. Другими словами, дракон по традиции, идущей из Чавина, изображен в азиатском варианте – с телом змеи и без крыльев. А то, что представлялось мне ухом, мочикцы восприняли и нарисовали как гребень. Это подтверждает рисунок на фото 7, где драконы-змеи исходят из головы дракона-человека.
Фото 8[10]. Сосуд горлышко-стремя культуры Моче. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
У драконов-людей и у большей части драконов-змей есть даже длинные и тонкие драконьи наросты на подбородке и носу, правда, они больше походят на вибриссы. Стоит отметить, что у драконов нет длинных клыков, тогда как у окружения дракона-человека на росписи чаши (фото 6) они имеются. Дракон-человек на чаше одет в полосатое унку и обладает зубастыми хвостом и крыльями. Но благодаря росписи на сосуде с фото 8, где изображен подобный драконочеловек, становится понятно, что крылья на самом деле являются плавниками. Дракон на сосуде показан в виде морского чудища-рыбы, плывущего под водой. Человеческого в нем – только руки и ноги.
Фото 9. Сосуд стремя-горлышко. Размеры: 28,8×14,8 см. Материал: керамика, краски. Культура: Моче. 400 – 700 гг. н.э. Место находки: долина реки Чикамы (Chicama), провинция Аскопе (Ascope), регион Ла-Либертад, Перу. Происхождение: раскопан, вероятно, между 1890 и 1895 гг. Т.Х. Мирингом (Myring), служащим горнодобывающей компании, имевшей интересы в Южной Америке. Национальный музей американских индейцев, США[11]
Фото 9а[12]. Абрис фигуры дракона на сосуде
Среди драконов Моче встречаются и создания с телом ягуара или пумы, как тот дракон, который представлен на фото 9 и 9а.
Фото 10[13]. Экспонаты музея Чавин-де-Уантара. На ярлычке, который лежит под туми, написано «hachas» – «топоры»
В руках у божеств Моче появляются атрибуты, которых на артефактах Чавина я не видела: отсеченная голова, которую они держат за волосы, и туми. Туми драконочеловека с фото 7 имеет такую же форму, как и то, что выставлено в музее Чавин-де-Уантара (фото 10) вместе с другим оружием этой эпохи.
Фото 11[14]. Голова дракона. Золото, платина и бирюза. Культура Моче. 300 г. до н.э. – 800 г. н.э. Место находки: Сьерра Пиуры (Sierra de Piura). Музей золота Перу, Лима. Фото 12[15]. Аяпаэк. Керамический сосуд. Культура Моче
Голова дракона в исполнении ювелиров Моче показана на фото 11. Но у нее есть характерные клыки, которых нет у драконов Моче на росписях керамики. У чавинских драконов-змей, которые являются атрибутами божеств на стелах, видимо, из-за небольшого их размера клыки отсутствуют. Но каменная драконья голова Кастильо (фото 13) обладает клыками. Из этого следует, что у ремесленников Чавин-де-Уантара и Моче в использовании или неиспользовании гипертрофированных клыков для создания образа дракона не было строгих установок. Зато, как я уже говорила, две пары длинных клыков – отличительная черта Аяпаэка (фото 12), который многими считается верховным богом Моче.
Фото 13[16]. Голова дракона-змеи
***
Попутно не могу не сказать о том, что меня всегда поражали костюмы героев росписей керамики Моче. Например, костюм ближайшего к драконочеловеку персонажа (фото I) росписи чаши с фото 6 воспринимается мной как светлый облегающий комбинезон с бордовой кокеткой в виде андского креста, снабженный перчатками с раструбами.
Не менее удивителен костюм персонажа на рисунке с фото II. Он отчетливо напоминает трикотажный комбинезон с капюшоном и длинными рукавами с манжетами, связанными резинкой. Самое шокирующие впечатление производят современные мужские носки из тонкого трикотажа – целые (на рисунке с фото II) и с обрезанными мысками (на росписи чаши, фото I), которые являются атрибутами костюма всех персонажей росписей керамики Моче.
Фото III. Антропоморфный церемониальный сосуд. Сьерра-Невада-де-Санта-Марта (Тайрона). 1400 г.[17]
Эти обрезанные мыски и привели меня к пониманию смысла костюма персонажей Моче. Я вспомнила, что в обуви с открытыми пальцами ног изображен персонаж церемониального сосуда (фото III) Тайроны – культуры, которая существовала на территории современной Колумбии с 900 по 1600 г. н.э. Очевидно, что на сосуде представлен космонавт или, скорее, летчик. Облаченный в комбинезон и шлем, он сидит в кресле пилота, окруженный драконами-змеями. Здесь защитное снаряжение летчика (космонавта) передано очень узнаваемо.
Фото IV[18]. Касик из Музея золота Колумбии, Богота
Более стилизованно летный комбинезон показан на фигурках знаменитых золотых касиков Тайроны (фото IV).
Фото V[19]. Фрагмент стелы Раймонди
Но ведь и персонажи Чавин-де-Уантара на колоннах Портала соколиных (см. фото 4) и стелах периода Нового храма также показаны в летных комбинезонах. Улыбающийся бог на стеле Раймонди (фото V) изображен именно в комбинезоне, кстати сказать, очень напоминающем комбинезоны касиков. Это позволяет предположить, что и персонажи росписей сосудов Моче – обожествленные предки мочикцев – тоже изображены в комбинезонах. Но они изображены не в настоящих комбинезонах, как их первопредки на колоннах и стелах Чавин-де-Уантара, а в костюмах, имитирующих комбинезон. Возможно, именно в таком виде появлялись на людях, в частности, жрецы-властители Моче. Их костюм состоял из унку, тапаррабо, ручных браслетов, пояса. Рукава и брючины комбинезона имитировались с помощью краски, которая наносилась на кожу рук и ног. Высокие ботинки как с закрытыми, так и с открытыми пальцами передавались с помощью окрашивания ступней и голеней. Такую мысль подала мне фотография сцены из жизни царства Моче одного из представлений, которые периодически проходят, кажется, в Ламбайеке для туристов. На ней у статистов босые ступни и голени до середины икры были покрытые черной краской. Жаль, конечно, что я не сохранила этот снимок.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
[5] http://www.flickr.com/photos/thebossfrombcp/2939656333/in/photostream/
[6] http://www.googleartproject.com/collection/museo-larco/artwork/gold-headdress-that-represents-a-jaguar-face-flanked-by-condors-ml100770-unknown-moche-style/27802658/details/
[7] http://www.googleartproject.com/collection/museo-larco/artwork/gold-headdress-that-represents-a-human-face-flanked-by-rampant-felines-ml100769-unknown-moche-style/27689984/details/
[10] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4446520634/in/photostream/
[11] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=168565&catids=2&areaid=27&src=1–1&page=6
[12] http://www.fotothing.com/LuisAbanto/photo/90b8761ad4a12b1a196bcd8fb9b2d77a/
Читал мнение археологов о том, что стела Раймонди древнее Ворот Солнца Тиауанако. Совершенно несогласен! Ворота Солнца с центральной его фигурой богиней Чальчитликуэ — персонификацией Полярной звезды — символ Четвёртой эры майя продолжительностью 48 миллионов лет, были построены 25 млн 832012 лет назад. (Подсказка Э.Эскуайера). Тогда как стела Раймонди с его фигурой Тонатиу — персонификацией Сириуса — символа пятой эры майя с её продолжительностью 32 миллиона лет, показывает 16-ю распустившимися цветками и 16-ю нераспустившимися почками о прожитой половине пятой эры майя Чавинской культуры, построившей стелу Раймонди перед самой Войной Богов, Махабхаратой в 832012 г. до эпохи 2012 года.