Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1. Бутыль ручка-стремя: акробат. Куписнике. Художественный музей Лимы[i]
Керамика
Фото 2. На выставке в Музее археологии и антропологии Сан-Маркоса, посвященной Галерее приношений[ii]
Бόльшая часть чавинской керамики была обнаружена археологами из Университета Сан-Маркоса в Галерее приношений, которая находится под Атриумом Лансона. Ученые университета считают, что вместе с другими предметами, сделанными из камня и кости, керамика была использована во время ритуалов, которые проводились по случаю окончания строительства Атриума Лансона и Круглой площади, а затем сложена в девять «келий» этой подземной галереи. Вход в нее потом был закрыт. Керамика, вопреки мнению некоторых исследователей, была помещена в хранилище целой, не разбитой, как это было принято в более поздние времена, например, в эпоху культуры Уари. Это подтверждает снимок раскопок, который можно видеть на фото 2 с выставки, посвященной Галерее приношений и ее открытию.
Фото 3. На выставке в Музее археологии и антропологии Сан-Маркоса, посвященной Галерее приношений[iii]
Коллекция Галереи приношений отличается не только большим количеством объектов, но и тем, что она включает в себя керамику различных форм, цветов и образов. В витринах выставки (фото 3) представлены не только наиболее типичные для Чавина сосуды с верхней частью в виде стремени и поэтому получившие название «сосуд горлышко-стремя» (англ. stirrup-spout vessel), или бутыль ручка-стремя (исп. botella asa estribo), но и гораздо менее распространенные сосуды без ручек разной конфигурации, а также чаши.
Фото 4. Керамические чаши. Национальный музей Чавин-де-Уантара (2008)[iv]
Это разнообразие, по мнению ученых университета, ясно указывает, что коллекция галереи не несет на себе единого керамического стиля, но содержит предметы, которые конкретными способами выражают верования различных человеческих групп[v].
Фото 5. Бутыли ручка-стремя в Национальном музее Чавин-де-Уантара (2013)[vi]
Вполне возможно, что сосуды, помещенные в галерею, были сделаны разными гончарами или группами гончаров, которые при их создании основывались на своих культурных традициях. Археологические исследования выявили несколько таких «стилей гончаров». Различные анализы показали, что многие сосуды прибыли из областей, весьма отдаленных от Чавин-де-Уантара[vii].
Фото 6. Керамика в Национальном музее Чавин-де-Уантара (2013)[viii]
Галина Ершова характеризует собрание гончарных изделий из Галереи приношений как «наиболее полную и изумительную коллекцию керамики Чавина из всех известных до сих пор»[ix].
Фото 7. Керамическая скульптура. Национальный музей Чавин-де-Уантара (2013)[x]
Керамика Галереи приношений выставлена в Национальном музее Чавин-де-Уантара и Музее археологии и антропологии Сан-Маркоса Лимы. Среди сосудов разной конфигурации в Национальном музее Чавин-де-Уантара экспонируются также керамические скульптуры, изображающие людей, но с разной степенью реалистичности (например, фото 7 – 9).
Фото 8 и 9. Керамическая статуэтка. Национальный музей Чавин-де-Уантара
Вершиной искусства Чавина я считаю сосуд, заснятый на фото 10 – 13. Подробные сведения о нем отсутствуют, поэтому будем считать, что он также был найден в Галерее приношений. Известно, что сосуд относят к стилю Куписнике, который отличается своими особенно сложными аллегориями (см., например, фото 1). Его скульптурная композиция многозначительна и непостижима. Существует еще один сосуд, представляющий это же образ (фото[xi] слева). Но по уровню исполнения он не идет ни в какое сравнение с сосудом из музея Чавин-де-Уантара. И, тем не менее, копия, пусть и плохая, говорит о том, что образ, воплощенный в сосуде, выражает не фантазию одного единственного художника, а некую религиозную догму.
Изображает ли скульптура божество? Вряд ли. Слишком унылая поза для божества. Человека? Непохоже. Стопы, и особенно кисти рук, не человеческие. Ручки и ножки коротенькие. Тельце толстенькое. Кто это – ребенок? Дитя богов?
Фото 10[xii] и 11[xiii]. Керамический сосуд. Стиль: Куписнике. Национальный музей Чавин-де-Уантара
У существа сильно деформированная огромная голова. Она слишком тяжела для шеи, и существо поддерживает ее руками. Лицо у него на затылке. Оно представляется маской, поскольку отделено от головы четкой линией. Маска как бы вдавлена в голову. Особенно это заметно в области соединения лба маски с двумя выпуклостями головы, которые разделены цилиндрической выемкой. Она, наверное, была гнездом для какого-то священного предмета. Впечатление маски усиливают нарисованные глаза с ресницами и бровями, напоминающими змей, как у Улыбающегося бога. Не сразу понимаешь, что они нарисованы под щелочками закрытых настоящих глаз. Лицо имеет очень правильные черты, которые не могут быть свойственны такому существу. Это еще более усиливает ощущение того, что оно – живая маска.
Мне видится в скульптуре еще неполноценное дитя богов, у которого нет своего лица и своей воли. Оно показано в состоянии мистического транса, когда в него вселяется чужой разум и чужая воля. Смысл изображенного, вероятно, был призван раскрыть гравированный орнамент на спине и ногах существа, но его послание мы понять вряд ли сможем.
На снимках (фото 12 и 13), которые попали ко мне позже первых двух, видно, что горло у человека перерезано. В руке его нож. Следовательно, человек сам сделал это. В открытой ране различимы трубочки. Одной из них может быть трахея. А чем являются две другие, перерезанные? Уж не биоробот ли он?
Фото 13а и 13b. Антропоморфный сосуд ручка-стремя. Коричнево-серая лощеная керамика, расписанная красной краской. Высота 28 см. Культура: Куписнике. 900 – 400 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Барбье–Мюллера (Barbier-Mueller)[xva]
Близким по стилю и смысловой нагрузке видится мне сосуд Куписнике, показанный на фото 13а и 13b.
Фото 14[xvi] – 16[xvii]. Керамический сосуд. Высота 19,1 см, ширина 12,7 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
Связь с темой, которая передана в описанной скульптуре, я вижу в фигурке сосуда из Художественного музея Уолтерса (фото 14 – 16). Она будто бы изображает голенького ребенка с большой деформированной головой, которую он тоже поддерживает руками. Но его лицо, хотя и мало напоминает маску, в области лба и скул также четко разграничено с головой и кажется вдавленным в нее. Глаза его огромны.
Фото 17. Антропоморфная бутыль ручка-стремя. Высота: 24 см. Материал: керамика. Период: 700 – 400 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[xviii]
Очень большой головой с вытянутым черепом обладает и человечек с тщедушным тельцем и тоненькими ручками и ножками. Он вылеплен на ручке сосуда из Чилийского музея доколумбового искусства (фото 17). Кажется, что человечек подпирает голову руками. Его головной убор конусообразной формы составлен из полос. Может быть, это – тюрбан из ленты, который, будучи сформирован несколько по-другому, стал так характерен для Паракаса?
Возможно, перечисленные керамические изображения говорят о божественном смысле деформации головы, которая существовала у жителей Чавин-де-Уантара и народа, обосновавшегося в этих местах еще до возникновения церемониального комплекса. Вот, что пишет об этом Г. Ершова:
«…Следует вспомнить о пещерах, находящихся неподалеку от озера Лаурикоча на высоте 4000 м, у истоков реки Мараньон. То есть в тех самых местах, где находились священные для чавинцев девственные воды ледников. В этих пещерах были обнаружены стоянки древних охотников на оленя, ламу и гуанако. Поселения относятся к VIII – II тысячелетиям до н.э., их существование прекратилось примерно в то же время, когда стали появляться первые чавинские центры. О жителях Лаурикочи мы пока знаем не так уж и много: они вели полуоседлый образ жизни, помимо сезонной охоты занимались еще и собирательством. Зато там же, в пещерах, сохранилось 11 покойников, благодаря которым нам стало известно, что эти перуанские горцы практиковали искусственные черепные деформации!
Черепные деформации практиковались и у чавинцев. Существуют разные изменения формы головы. В Чавине предпочитали лобно-затылочное сдавливание черепа… Если бы мы знали, зачем древние народы во многих частях света так мучили своих детей, то смогли бы рассуждать о возможной связи между перуанской культурой Чавин и мексиканской культурой Тлатилко, как это делают некоторые исследователи. Но пока можно только гадать о смысле этой странной традиции. Можно предположить, что, деформируя череп, люди пытаются уподобиться тому или иному тотемному животному, покровителю своего рода. Тогда изменение формы головы имеет культурологическое или религиозное объяснение. Но в последнее время все больше исследователей склоняются к нейрофизиологической версии.
Изменение формы черепа оказывает влияние и на различные области коры головного мозга, что способствует развитию (или подавлению) определенных признаков и навыков человека»[xix].
Однако вернемся к гончарным изделиям.
Уникальность керамики из Галереи приношений состоит в том, что она не является погребальным приданым, тогда как почти все гончарные изделия, хранящиеся в музеях мира, были найдены в захоронениях. Так, большая часть чавинской керамики была обнаружена в гробницах знати в долине Куписнике (Cupisnique) на Северном побережье Перу. Правда, не все ученые относят ее к чавинской культуре. Некоторые из них выделяют Куписнике в отдельную археологическую культуру. Часть ученых отождествляет ее с чавинской культурой, а другие считают Куписнике предшественницей культуры Чавина. Поэтом в периодизации Куписнике нет единства. Культуру датируют 1500 – 1000, 1200 – 500 или 1000 – 200 гг. до н.э.
Фото 18[xx]. Археологические сайты, связанные с культурой Чавина
Много чавинской керамики было обнаружено и в захоронении в долине Хекетепеке (Jequetepeque), которая находится также на Северном побережье. Оно называется Тембладерой (Tembladera). Как и Куписнике, Тембладеру иногда выделяют в отдельную культуру. Гончарные изделия, но в меньших количествах, содержали и другие археологические сайты, которые относят к чавинской культуре. На карте (фото 18) они помечены красным треугольником.
Фото 19 и 20. Сосуды чавинской культуры. Копии. Экспонаты одного из московских музеев[xxi]. (По всей видимости, имеется в виду Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, где до недавнего времени были выставлены копии доколумбовой керамики Латинской Америки.)
При отсутствии письменности изображения на керамике в Андском мире являются ее заменой. Но бόльшая часть керамики Чавина по сравнению с гончарными изделиями других андских культур несет на себе минимум информации. Сосудов, расписанных фигурами людей или животных, как, например, те, что показаны на фото 19 и 20, мало, и они не сопровождаются подробной системой символов, которые складываются в послание, как на сосудах Паракаса, Наски или Уари. То же можно сказать и о скульптурных сосудах. Типичная керамика чавинской культуры в основном монохромная. Не говорит ли это о том, что на определенном этапе цивилизация Чавина обладала письменностью?
Фото 21. Керамический сосуд горлышко-стремя с орнаментом из завитков. Чавинский стиль. Высота 18,4 см, диаметр 16,2 см. Далласский музей искусства, Даллас, Техас, США[xxii]. Фото 22. Керамический сосуд. Высота 20,96 см, ширина 15,88 см. Художественный музей Уолтерса[xxiii]
Нередко керамика выполнена так, чтобы казаться сделанной из камня. При этом достигается иллюзия резьбы в технике барельефа (фото 21) или гравирования (фото 22). Есть сосуды, где создана иллюзия работы по металлу. Примером может служить бутыль горлышко–стремя из Художественного музея Уолтерса (см. фото 14 – 16). На ней сочетание матовых и блестящих фактур дает ощущение, что «металлическая» поверхность в некоторых местах стала полированной в результате того, что к сосуду часто прикасались руками (часто пользовались). Бутыли, заснятые на фото 23 и 24 и др., сделаны под золото.
Фото 23. Бутыль ручка-стремя. Высота: 28,1 см. Материал: керамика. Стиль: Тембладера, Чавинский горизонт. 700 – 400 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[xxiv]. Фото 24. Бутыль ручка-стремя: человек-кошачье. Высота: 20,4 см. Материал: керамика. Стиль: Тембладера, Чавинский горизонт. Чилийский музей доколумбового искусства[xxv]
[vii] Investigaciones Arqueológicas de San Marcos y la Galería de las Ofrendas de Chavín (http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html).
[ix] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).
[xv] http://farm5.staticflickr.com/4005/4444831958_1638469590_b.jpg
[xva] http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2013/collection-barbier-mueller-pf1340/lot.127.html
[xvi] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chav%C3%ADn_-_Stirrup_Vessel_with_Figure_-_Walters_482837_-_Side_A.jpg
[xvii] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chav%C3%ADn_-_Stirrup_Vessel_with_Figure_-_Walters_482837_-_Back.jpg
[xix] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[xx] http://arqueologia-diplomacia-ecuador.blogspot.ru/2012/12/les-racines-de-lidentite-en-haute.html