Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Керамика, продолжение
Довольно большое количество чавинской керамики хранится в Чилийском музее доколумбового искусства. Среди типичных бутылей ручка-стремя там можно видеть и сосуды без ручек, например, равномерно вытянутой формы (фото 25) или с шарообразным туловом и узким вытянутым горлом (фото 26).
Фото 25. Бутыль. Высота: 22 см. Материал: керамика. Стиль: Приношения, Чавинский горизонт. Чилийский музей доколумбового искусства[i]. Фото 26. Бутыль. Высота: 29,4 см. Материал: керамика. Период: Чавинский горизонт. Поздний формационный период. 900 – 200 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[ii]
В коллекции Чилийского музея доколумбового искусства есть и скульптурные сосуды с изображением растений и животных. Так, например, сосуд, заснятый на фото 27, сделан в форме обезьяны – животного, которое, по всей вероятности, было важным божеством в пантеоне Чавина. Однако нельзя сказать, что сосуд показывает обычное животное. В лице и позе обезьяны много человеческого.
Фото 27. Бутыль ручка-стремя: обезьяна. Высота: 27,2 см. Материал: керамика. Стиль: Тембладера, Чавинский горизонт. 700 – 400 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[iii]
Еще более далек от животного образ обезьяны керамического сосуда, как будто сделанного из камня (фото 28). Скульптура демонстрирует еще больше намеков на связь обезьяны с человеком и богами во плоти.
Фото 28[iv]. Бутыль ручка-стремя: обезьяна. Высота: 29,5 см. Материал: керамика. Поздний формационный период, 600 – 200 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[v]
Важнейшим для Чавинской иконографии является кошачье божество, которое часто соединяется со змеей и птицей и изображается в очень разной манере. Одной из вершин искусства керамической скульптуры Чавина считается сосуд в виде кошачьего из Музея набережной Бранли (фото 29).
Фото 29. Сосуд: кот, пожирающий грызуна. Размеры: 16,4×19,3×8,9 см. Вес: 643 г. Кахамарка, Перу. Музей набережной Бранли, Париж, Франция[vi]
Но более типичны для чавинской культуры сосуды с ягуаром, лежащим у пещеры(?).
Фото 30 и 31. Сосуд горлышко-стремя с ягуаром и кактусом. Культура: Чавин. Стиль: Тембладера. 900 – 200 гг. до н.э. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Художественный музей Уолтерса[vii]
Самая известная из них – бутыль с ягуаром и кактусом (фото 30 и 31) из Художественного музея Уолтерса. Вторая бутыль на эту же тему хранится в Институте искусств Чикаго (фото 31а). Близка к ее канону, но выполнена гораздо более условно композиция сосуда из Коллекция доколумбового искусства Барбье–Мюллера (фото 31b).
Фото 31а. Сосуд горлышко-стремя с кошачьим и кактусом. Размеры: 26,7×17,8 см. Материал: керамика. Чавин. Северное побережье, Перу. 900 – 200 гг. до н.э. Институт искусств Чикаго, США[viia], Фото 31b. Сосуд с двумя кошачьими. Черная лощеная керамика. Высота 26,4 см. Тембладера. 900 – 400 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Барбье–Мюллера (Barbier-Mueller)[viib]
О четвертой бутыли (фото[viic] слева), к сожалению, у меня сведений нет.
Как уже говорилось в начале параграфа, сам ягуар и его атрибуты свидетельствуют о месоамериканских корнях чавинской культуры или же о ее тесной связи на определенном этапе с Месоамерикой. По мнению ученых, предполагать, что в качестве кошачьего на том или ином артефакте изображен именно ягуар, позволяют кружки на теле зверя, которые обозначают пятна на его шкуре.
Существуют также сосуды, выполненные по схожему канону, но без кактуса. Один из них показан на фото 5 (на предыдущей странице), а второй – на фото 32 – 35.
Фото 32 – 35. Скульптурная бутыль ручка-стремя с кошачьим. Размеры: высота 28,6 см, ширина 19,1 см. Материал и техника: лощеная керамика, покрытая ангобом, белые и красные пигменты. Культура: Чавин, Куписнике. 1000 – 600 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Гари Хендершотта (Gary Hendershott)[viii]
Вот как описывает эту бутыль в стиле Куписнике каталог коллекции Гари Хендершотта:
«В то время как животные из семейства кошачьих на сосудах Куписнике чаще всего показаны в сочетании с кактусом Сан-Педро, это изображение помещает кошку в место, подобное пещере, в бок предположительно тыквы, выращенной в сетке, чтобы придать ей форму, которую можно видеть здесь (Джуниус Бёрд, личное сообщение). Эти животные из семейства кошачьих Куписнике сильно стилизованы, как в этом примере: три когтя, несколько крупных круглых пятен, клыкастый рот с поднятой верхней губой и соединенные брови, которые идут отчетливой линией к ноздрям. Обычно они смотрят вперед или назад по направлению к поднятому хвосту, как здесь. Почти повсюду в Южной Америке, и в настоящее время, основным шаманским альтер эго является крупное кошачье»[ix].
Фото 36. Бутыль ручка-стремя: кошачье-змея. Размеры: 25,8×26,3 см. Материал: керамика. Стиль: Куписнике, Чавинский горизонт. 700 – 400 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[x]
Еще большее число примеров имеют сосуды, где ягуар показан в соединении со змеей. Сосуд в стиле Куписнике, заснятый на фото 36, изображает двух одинаковых кошачьих с оскаленной пастью, тело которых почти превратилось в змеиное. Оно украшено сверху узором из переплетающихся полос. Существует также сосуд в форме головы ягуара-змеи (фото 37).
Фото 37. Керамический сосуд в форме кошачьей головы. Культура: Куписнике. Музей на реке (Museum aan de Stroom), Антверпен, Бельгия[xi]
На сосудах, показанных на фото 36 и 37, ягуар легко узнаваем, и о том, что он соединен со змеей, можно догадаться не сразу. А в существах, изображенных на сосудах, которые засняты на фото 38 – 42, больше от змеи, и они еще сильнее стилизованы. Поэтом здесь уже о присутствии ягуара можно судить только по наличию его характерных символов – кружков.
Фото 38[xii]. Скульптурная бутыль ручка-стремя со змеей с кошачьими атрибутами. Культура: Куписнике. Формационный период (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Музей доколумбового искусства, Куско, Перу[xiii]. Фото 39. Скульптурная бутыль ручка-стремя со змеей с кошачьими атрибутами. Культура: Куписнике. Музей доколумбового искусства, Куско[xiv]
На сосуде из Тембладеры (фото 40) у змéя–кошачьего на горле выгравирована фигура в форме креста, которая может означать летящую птицу.
Фото 40. Бутыль ручка-стремя в форме змеи. Материал: керамика. Техники: изготовление по образцу (modeled), гравирование. Дата создания: 500 – 100 гг. до н.э. Место: Тембладера, провинция Контумаса (Contumazá), регион Кахамарка (Cajamarca), Перу. Национальный музей американских индейцев, США[xv]
Сосуд, заснятый на фото 41 и 42, хотя ученые и относят его к чавинской культуре, на мой взгляд, привезен был в Тембладеру издалека. Сосуд резко отличается от остальных гончарных изделий, найденных на сайтах культуры Чавина. Очевидно, что он украшен иероглифом, выполненным в виде змéя–ягуара. Наверное, это приношение было сделано посланником (гостем) какого-либо народа из Месоамерики.
Фото 41 и 42. Бутыль с головой кошачьего. Высота: 16,8 см. Перу, Тембладера. IX – V вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[xvi]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 24а | 24b | 25 | 26 |
[iv] http://www.archivos-ok.cl/cgi-bin/archivos/chilephoto.cgi?main=imageLeech&source=IF&ct=1384159292&file=/MCHAP/03/MCHAP_CRC030.jpg
[v] http://www.precolombino.cl/en/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/vitrina-animales-brillantes-y-vegetales-opacos/#!prettyPhoto[pp_gal]/3/
[vi] http://www.quaibranly.fr/fr/collections/explorer-les-collections/ameriques/pays/MQXAABAACAAK_P%25C3%25A9rou/objet/71.2001.40.442.html
[vii] http://art.thewalters.org/detail/79372/feline-and-cactus-stirrup-vessel/; http://en.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[viia] http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/155964?search_no=1&index=729
[viib] http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2013/collection-barbier-mueller-pf1340/lot.278.html
[viic] http://arqueologiadeantiguasculturas.blogspot.ru/search/label/Gal%3A12
[xiv] http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/08/Cuzco_MAP_P1100627.JPG/768px-Cuzco_MAP_P1100627.JPG