Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

Кера­мика, про­дол­же­ние

image001

Довольно боль­шое коли­че­ство чавин­ской кера­мики хра­нится в Чилий­ском музее доко­лум­бо­вого искус­ства. Среди типич­ных буты­лей ручка-стремя там можно видеть и сосуды без ручек, напри­мер, рав­но­мерно вытя­ну­той формы (фото 25) или с шаро­об­раз­ным туло­вом и узким вытя­ну­тым гор­лом (фото 26).

 image053 image055Фото 25. Бутыль. Высота: 22 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: При­но­ше­ния, Чавин­ский гори­зонт. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[i]. Фото 26. Бутыль. Высота: 29,4 см. Мате­риал: кера­мика. Период: Чавин­ский гори­зонт. Позд­ний фор­ма­ци­он­ный период. 900 – 200 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[ii]

В кол­лек­ции Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства есть и скульп­тур­ные сосуды с изоб­ра­же­нием рас­те­ний и живот­ных. Так, напри­мер, сосуд, засня­тый на фото 27, сде­лан в форме обе­зьяны – живот­ного, кото­рое, по всей веро­ят­но­сти, было важ­ным боже­ством в пан­теоне Чавина. Однако нельзя ска­зать, что сосуд пока­зы­вает обыч­ное живот­ное. В лице и позе обе­зьяны много человеческого.

image057Фото 27. Бутыль ручка-стремя: обе­зьяна. Высота: 27,2 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Тембла­дера, Чавин­ский гори­зонт. 700 – 400 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[iii]

Еще более далек от живот­ного образ обе­зьяны кера­ми­че­ского сосуда, как будто сде­лан­ного из камня (фото 28). Скульп­тура демон­стри­рует еще больше наме­ков на связь обе­зьяны с чело­ве­ком и богами во плоти.

image059Фото 28[iv]. Бутыль ручка-стремя: обе­зьяна. Высота: 29,5 см. Мате­риал: кера­мика. Позд­ний фор­ма­ци­он­ный период, 600 – 200 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[v]

Важ­ней­шим для Чавин­ской ико­но­гра­фии явля­ется коша­чье боже­ство, кото­рое часто соеди­ня­ется со змеей и пти­цей и изоб­ра­жа­ется в очень раз­ной манере. Одной из вер­шин искус­ства кера­ми­че­ской скульп­туры Чавина счи­та­ется сосуд в виде коша­чьего из Музея набе­реж­ной Бранли (фото 29).

image061Фото 29. Сосуд: кот, пожи­ра­ю­щий гры­зуна. Раз­меры: 16,4×19,3×8,9 см. Вес: 643 г. Каха­марка, Перу. Музей набе­реж­ной Бранли, Париж, Фран­ция[vi]

Но более типичны для чавин­ской куль­туры сосуды с ягу­а­ром, лежа­щим у пещеры(?).

image063 image065Фото 30 и 31. Сосуд горлышко-стремя с ягу­а­ром и как­ту­сом. Куль­тура: Чавин. Стиль: Тембла­дера. 900 – 200 гг. до н.э. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса[vii]

Самая извест­ная из них – бутыль с ягу­а­ром и как­ту­сом (фото 30 и 31) из Худо­же­ствен­ного музея Уол­терса. Вто­рая бутыль на эту же тему хра­нится в Инсти­туте искусств Чикаго (фото 31а). Близка к ее канону, но выпол­нена гораздо более условно ком­по­зи­ция сосуда из Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Барбье–Мюллера (фото 31b).

image008 image175Фото 31а. Сосуд горлышко-стремя с коша­чьим и как­ту­сом. Раз­меры: 26,7×17,8 см. Мате­риал: кера­мика. Чавин. Север­ное побе­ре­жье, Перу. 900 – 200 гг. до н.э. Инсти­тут искусств Чикаго, США[viia], Фото 31b. Сосуд с двумя коша­чьими. Чер­ная лоще­ная кера­мика. Высота 26,4 см. Тембла­дера. 900 – 400 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Барбье–Мюллера (Barbier-Mueller)[viib]

image177О чет­вер­той бутыли (фото[viic] слева), к сожа­ле­нию, у меня све­де­ний нет.

Как уже гово­ри­лось в начале пара­графа, сам ягуар и его атри­буты сви­де­тель­ствуют о месо­аме­ри­кан­ских кор­нях чавин­ской куль­туры или же о ее тес­ной связи на опре­де­лен­ном этапе с Месо­аме­ри­кой. По мне­нию уче­ных, пред­по­ла­гать, что в каче­стве коша­чьего на том или ином арте­факте изоб­ра­жен именно ягуар, поз­во­ляют кружки на теле зверя, кото­рые обо­зна­чают пятна на его шкуре.

Суще­ствуют также сосуды, выпол­нен­ные по схо­жему канону, но без как­туса. Один из них пока­зан на фото 5 (на преды­ду­щей стра­нице), а вто­рой – на фото 32 – 35.

    image067 image069 image071 image073Фото 32 – 35. Скульп­тур­ная бутыль ручка-стремя с коша­чьим. Раз­меры: высота 28,6 см, ширина 19,1 см. Мате­риал и тех­ника: лоще­ная кера­мика, покры­тая анго­бом, белые и крас­ные пиг­менты. Куль­тура: Чавин, Купис­нике. 1000 – 600 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Гари Хен­дер­шотта (Gary Hendershott)[viii]

Вот как опи­сы­вает эту бутыль в стиле Купис­нике ката­лог кол­лек­ции Гари Хендершотта:

«В то время как живот­ные из семей­ства коша­чьих на сосу­дах Купис­нике чаще всего пока­заны в соче­та­нии с как­ту­сом Сан-Педро, это изоб­ра­же­ние поме­щает кошку в место, подоб­ное пещере, в бок пред­по­ло­жи­тельно тыквы, выра­щен­ной в сетке, чтобы при­дать ей форму, кото­рую можно видеть здесь (Джу­ниус Бёрд, лич­ное сооб­ще­ние). Эти живот­ные из семей­ства коша­чьих Купис­нике сильно сти­ли­зо­ваны, как в этом при­мере: три когтя, несколько круп­ных круг­лых пятен, клы­ка­стый рот с под­ня­той верх­ней губой и соеди­нен­ные брови, кото­рые идут отчет­ли­вой линией к нозд­рям. Обычно они смот­рят впе­ред или назад по направ­ле­нию к под­ня­тому хво­сту, как здесь. Почти повсюду в Южной Аме­рике, и в насто­я­щее время, основ­ным шаман­ским аль­тер эго явля­ется круп­ное коша­чье»[ix].

image075Фото 36. Бутыль ручка-стремя: кошачье-змея. Раз­меры: 25,8×26,3 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Купис­нике, Чавин­ский гори­зонт. 700 – 400 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[x]

Еще боль­шее число при­ме­ров имеют сосуды, где ягуар пока­зан в соеди­не­нии со змеей. Сосуд в стиле Купис­нике, засня­тый на фото 36, изоб­ра­жает двух оди­на­ко­вых коша­чьих с оска­лен­ной пастью, тело кото­рых почти пре­вра­ти­лось в зме­и­ное. Оно укра­шено сверху узо­ром из пере­пле­та­ю­щихся полос. Суще­ствует также сосуд в форме головы ягуара-змеи (фото 37).

image077Фото 37. Кера­ми­че­ский сосуд в форме коша­чьей головы. Куль­тура: Купис­нике. Музей на реке (Museum aan de Stroom), Ант­вер­пен, Бель­гия[xi]

На сосу­дах, пока­зан­ных на фото 36 и 37, ягуар легко узна­ваем, и о том, что он соеди­нен со змеей, можно дога­даться не сразу. А в суще­ствах, изоб­ра­жен­ных на сосу­дах, кото­рые засняты на фото 38 – 42, больше от змеи, и они еще силь­нее сти­ли­зо­ваны. Поэтом здесь уже о при­сут­ствии ягу­ара можно судить только по нали­чию его харак­тер­ных сим­во­лов – кружков.

image079 image081Фото 38[xii]. Скульп­тур­ная бутыль ручка-стремя со змеей с коша­чьими атри­бу­тами. Куль­тура: Купис­нике. Фор­ма­ци­он­ный период (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Музей доко­лум­бо­вого искус­ства, Куско, Перу[xiii]. Фото 39. Скульп­тур­ная бутыль ручка-стремя со змеей с коша­чьими атри­бу­тами. Куль­тура: Купис­нике. Музей доко­лум­бо­вого искус­ства, Куско[xiv]

На сосуде из Тембла­деры (фото 40) у змéя–коша­чьего на горле выгра­ви­ро­вана фигура в форме кре­ста, кото­рая может озна­чать летя­щую птицу.

image083Фото 40. Бутыль ручка-стремя в форме змеи. Мате­риал: кера­мика. Тех­ники: изго­тов­ле­ние по образцу (modeled), гра­ви­ро­ва­ние. Дата созда­ния: 500 – 100 гг. до н.э. Место: Тембла­дера, про­вин­ция Кон­ту­маса (Contumazá), регион Каха­марка (Cajamarca), Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[xv]

Сосуд, засня­тый на фото 41 и 42, хотя уче­ные и отно­сят его к чавин­ской куль­туре, на мой взгляд, при­ве­зен был в Тембла­деру изда­лека. Сосуд резко отли­ча­ется от осталь­ных гон­чар­ных изде­лий, най­ден­ных на сай­тах куль­туры Чавина. Оче­видно, что он укра­шен иеро­гли­фом, выпол­нен­ным в виде змéя–ягу­ара. Навер­ное, это при­но­ше­ние было сде­лано послан­ни­ком (гостем) какого-либо народа из Месоамерики.

image084 image086Фото 41 и 42. Бутыль с голо­вой коша­чьего. Высота: 16,8 см. Перу, Тембла­дера. IX – V вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[xvi]

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 24а | 24b | 25 | 26 |



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>