Послание Врат Солнца,§ 6. Кем были правители Уари?, продолжение
При исследовании церемониального костюма уарийских правителей никак нельзя обойти вниманием украшения. Ведь это один из важнейших показателей статуса персоны, рода ее деятельности и пр.
5.1. Мозаичные подвески
Считается, что для культуры Уари были характерны украшения, изготовленные из сложных мозаик ярких цветов, наклеенных на различные носители. (Примером изделий такого рода является зеркало, о котором уже шла речь.) Эти украшения – большая редкость, их насчитываются единицы.
Фото 1. Мозаичное украшение с фигурой. Размеры: 6,60×3,60 см. Материалы: раковина, камень. Стиль Уари. 500 – 900 гг. Кливлендский музей искусств, США[i]
В Кливлендском музее искусств хранится артефакт (фото 1), который расценивается как украшение, правда, как его носили, неясно. Вот какая запись об артефакте есть в каталоге музея: «Мозаичный орнамент, прикрепленный к срезу белой раковины, является образом уарийского сановника. Он собран из тщательно вырезанных элементов. Фиолетовые и розовые элементы изготовлены из раковины, а зеленые – из змеевика. Кружки на тунике фигуры, – вероятно, пирит. Изначально они были гладкими и блестящими»[ii].
Более привычный образ уарийского правителя предстает перед нами на подвеске из Кимбелл-музея искусств (фото 2).
Фото 2. Подвеска в виде фигуры. Размеры: 10,2×6,4×2,5 см. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. Материалы: дерево, раковина, камень и серебро. Кимбелл-музей искусств, Форт-Уорт, США[iii]
Фигурка из Кимбелл-музея искусств, возможно, подвешивалась на ожерелье. «Одежда фигуры, видимо, представляет собой тунику из гобеленовой ткани, что, вместе с большими круглыми ушными украшениями определяет фигуру как знатного мужчину, – сказано в каталоге. – Диапазон материалов от серебра головного убора до цветных камней, таких, как лазурит, и раковин, в том числе устричных раковин спондилуса, имеет большое ритуальное значение и высокую стоимость»[iv].
Фото 3[v]. Церемониальная подвеска в форме фигуры. Размеры: 14,2×9,5 см. Материалы: раковина, камень, серебро, медь и хлопок. Прибрежные области Перу или горы Боливии. Культура: Тиауанако – Уари. 400 – 800 гг. Институт искусств Чикаго, США[vi]
Если первая мозаичная подвеска представляет собой, скорее всего, изображение жреца-правителя, то вторая – персоны в воинском облачении (фото 3). Об этом свидетельствуют металлические шлем и нагрудник. К шлему прикреплена пластина в форме туми, зубы воина оскалены, что позволяет отнести подвеску к неочавинскому стилю.
Фото 4. Ушные украшения (earflare). Размеры: высота 6 см, диаметр 4,6 см. Материалы: кость, раковина, камень. Культура: Уари. VI – IX вв. Метрополитен-музей искусств, США[vii]
Ансамбль с мозаичными подвесками составляют инкрустированные ушные украшения (фото 4), которые являлись атрибутом андских божеств и жрецов-правителей. На них изображены головы драконов (пум) с двухцветными чавинскими глазами и значки токапу.
Фото 5. Ожерелье из раковин. Размеры: 0,6×22,9×3,4 см. Вес: 74 г. Материал основы: раковина. Регион: Южное побережье. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[viii]
В коллекции Музея Рафаэля Ларко имеется и целое ожерелье из пластинок раковин, инкрустированных бирюзой, спондилусом и перламутром, которые, согласно каталогу, сделаны в виде змей с головами кошачьих (фото 5). Я же считаю, что ожерелье составлено из фигурок драконов.
5.2. Пластины из золота и серебра
В музеях сохранилось также несколько пластин (бляшек) из драгоценных металлов, которые, вероятнее всего, крепились к ткани. Серебряная пластина в виде кондора (фото 3) в Музее искусств округа Лос-Анджелес расценивается как редкий пример металлургии Уари. Кондор выполнен из листа серебра, тонкого, как фольга, методом чеканки. Следы ткани на тыльной стороне показывают, что пластина украшала унку вельможи.
Фото 6. Пластина в виде кондора. Размеры: 20×26,35 см. Материал: серебро. Перу, Южная сьерра. Культура: Уари, Тиауанако. 600 – 900 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[ix]
Каталог музея характеризует украшение как типичное для культуры Уари: «…Эта пластинка показывает ключевые характеристики искусства Уари, особенно использование им стилизованных форм и обтекаемого дизайна. Черты человека и животных были сведены к их существенным частям и переосмыслены в геометрические формы. Мотив шеврона в перьях хвоста и специфическое украшение глаза свойственны уарийскому стилю»[x].
Фото 7. Пластина, изображающая крылатое существо. Материал: золото. Размеры: 13×15,8 см. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. н.э. Этнологический музей, Берлин, Германия[xi]
Более проработанными представляются две другие пластины, также изображающие крылатых божеств (фото 7 и 8). Божество, показанное на фото 7, имеет очевидное сходство с крылатыми спутниками Бога Врат Солнца Тиауанако и является драконом-птицей.
Фото 8. Божество-птица. Металлическая пластина из чеканного золота (рисунок с оригинала). Высота 22,5 см, ширина 19 см. Уаура (Huaura), долина Чанкай (Chancay), Центральное побережье. Культура: Уари. Частная коллекция[xii]
О парных пластинах, продемонстрированных на фото 9, мне почти ничего не известно. Очевидно, что они сделаны из тонких листов золота, а несколько маленьких дырочек позволяют предположить, что они изначально были к чему-то прикреплены, но не являлись подвесками. На пластинах изображен спутник Бога Врат Солнца, но выполненный в типичной неочавинской манере, свойственной побережью, когда спутник имеет голову не птицы, а дракона (в прочтении уарийцев, возможно, пумы), и крыло показано в виде раскрытой кисти руки.
Фото 9[xiii]. Экспонат Музея Центрального резервного банка Перу
Серебряная пластина, заснятая на фото 10, сделана в форме воина с объемной головой, который несет топор и прямоугольный щит. Чуку, унку и щит персоны орнаментированы типичными для периода империи Уари мотивами, возможно, являющимися токапу. Его ступни сделаны по неочавинскому канону и поставлены во вторую позицию, что говорит о том, что он представляет собой божество высокого ранга.
Фото 10. Пластина в форме воина. Размеры: 25,7×19,7×2,5 см. Материал: серебро. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США[xiv]
Пару этой пластине составляет точно такая же пластина, но изготовленная не из серебра, а из золота (фото 11).
Фото 11[xv]. Экспонат Музея золота Перу, Лима
5.3. Головные уборы из драгоценных металлов
Из головных уборов, сделанных не из ткани, а из драгоценных металлов в эпоху Уари, мне известны только два (фото 12 и 13). Правда, толщина листа, из которого они изготовлены, – всего 1 мм.
Фото 12. Головной убор. Размеры: 16,0×0,1×14,4 см. Вес: 31 г. Материалы: сплав серебра, меди и золота. Регион: Северная сьерра. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко[xvi]
Круглая маска из сплава серебра, меди и золота (фото 12) была найдена в Северной сьерре. Она представляет собой, согласно каталогу, «голову кошачьего, с круглыми пластинками» и является украшением головного убора, которое помещалось на его фронтальной части. Рисунок маски, на мой взгляд, весьма необычен, особенно «очки» на глазах. Но, несомненно, она изображает голову дракона-человека. Об этом свидетельствуют, в частности, круглые подвески, которые символизируют чешую дракона.
Фото 13. Корона с блестками в форме полумесяца. Размеры: 13,0×0,1×49,8 см. Вес: 105 г. Материал: тумбага. Регион: Южная сьерра. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко[xvii]
Второе головное украшение каталогом Музея Рафаэля Ларко определяется как корона (фото 13). Оно сделано из тумбаги (tumbaga) – сплава золота с медью и покрыто подвесками (блестками) в форме полумесяца, которые символизируют чешую дракона. Драконья символика позволяет отнести и маску, и корону к неочавинскому стилю.
Я представила все украшения, которые нашла на сегодняшний день в каталогах музеев мира.
5.4. Металлические погребальные маски
Памятуя о том значении, которое в Андском мире придавалось погребальным принадлежностям усопшего, нельзя не оценить маски правителей Уари, хотя формально они не являются частью костюма, который представлял владельца при жизни. «Похоронные маски – важная часть погребения лидеров сообществ древнего Перу, – читаем в каталоге Музея Рафаэля Ларко. – Маски были важными символами личности умершего, который трансформировался в воссоздаваемый персонаж»[xviii].
Фото 14. Ложная голова с деревянной маской. Маска обтянута хлопчатобумажной тканью, к которой прикреплены перья и которая вышита шерстью верблюдовых. Голова покрыта накидкой из хлопка, вышитой шерстью верблюдовых. С обеих сторон накидка приколота шипами кактуса. Размеры: 28×25 см. Культура Наска–Уари. Чилийский музей доколумбового искусства[xix]
Как известно, погребальные маски захоронений Уари были сделаны из дерева (фото 14). Однако в Музее Рафаэля Ларко хранятся две маски из тумбаги (фото 15 и 16). Поскольку по краям масок есть дырочки, можно предположить, что они были прибиты к деревянной основе.
Фото 15. Погребальная маска. Размеры: 15,7×1,5×19,0 см. Вес: 62 г. Материалы: тумбага, красный пигмент киновари (сульфид ртути). Регион: Южная сьерра. Долина: Мосна. Место: Чавин-де-Уантар. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко[xx]
Обе маски были найдены в Чавин-де-Уантаре. Что-либо определенное сказать об этих артефактах трудно, поскольку они слишком лаконичны и не содержат каких-либо признаков, по которым их можно было бы отнести к конкретному стилю. Более всего они напоминают погребальные маски Моче. Поскольку маски сделаны из листа тумбаги, хотя и тонкого, но все же большей толщины, чем у головных уборов (15 и 25 мм против 1 мм), и имеют вид золота, можно заключить, что усопшие при жизни обладали значительной властью и богатством.
Фото 16. Погребальная маска. Размеры: 16,0×2,5×14,8 см. Вес: 60 г. Материал: тумбага. Регион: Южная сьерра. Долина: Мосна. Место: Чавин-де-Уантар. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко[xxi]
Третья и последняя из металлических погребальных масок Музея Рафаэля Ларко сделана менее искусно, чем первые две, и к тому же выполнена из листа меди. Черты лица еще более расплывчаты. Место ее находки неизвестно. Но поскольку металлических погребальных масок очень мало, необходимо было учесть все, чтобы иметь основание сказать, что маски и головные уборы из металлов и драгоценных металлов, в частности, для правителей Уари были скорее исключением, чем правилом.
Фото 17. Погребальная маска. Размеры: 15,1×0,1×16,6 см. Вес: 97 г. Материал: медь. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Музей Рафаэля Ларко[xxii]
Правда, в витрине Музея Рафаэля Ларко выставлено погребальное фардо одного из правителей Уари в еще одной золотой маске. Кроме нее в фардо входит шапка из перьев, парик из человеческих волос, заплетенных в косы, и унку. Думается, это фардо демонстрирует максимум возможной роскоши.
Фото 18. Погребальное фардо с золотой маской, головным убором из перьев и унку с геометрическим узором из завитков. Размеры: 117×59×72 см. Культура/стиль: Уари. Хронология по Рафаэлю Ларко: Фузионная эпоха (800 – 1300 гг. н.э.), по Джону Роу: Средний горизонт (600 – 1000 гг. н.э.). Регион: Южная сьерра. Музей Рафаэля Ларко[xxiii]
Фото 19[xxiv]. Верхняя часть фардо Уари крупным планом
*
Таким образом, металлических артефактов, и особенно предметов роскоши, в том числе из драгоценных металлов, культуры Уари в музеях мира практически нет. Особенно удивляет отсутствие жезлов и даже недекорированных медных туми. Речь о золотых туми даже не идет. В то же время аналогичных объектов из гробниц северного побережья сравнительно много, не говоря уже о сокровищах правителей и даже простолюдинов царств, существовавших на территории современной Колумбии (см. «Золотые туми Колумбии»). И только недавно – в 2010 г. были найдены серебряные украшения, пектораль, маска и пр. в гробнице Властителя Уари. До этого были известны лишь чеканные металлические пластинки, из них почти все представлены в этой статье. Их можно пересчитать по пальцам. Мастерство исполнения пластинок, несомненно, высоко, но все они сделаны из тонких листов, практически из фольги, т.е. драгоценного металла пошло на них мало. Также тонки листы тумбаги, из которой изготовлены погребальные маски периода Уари. Их всего две. Скорее всего, они относятся к культуре Моче и, конечно, не идут ни в какое сравнение с погребальными масками Сикана. То же можно сказать и о головных украшениях.
В результате следует констатировать почти полное отсутствие украшений из драгоценных металлов в захоронениях Уари. Это является еще одним свидетельством низкого уровня уарийской цивилизации, у которой, по-видимому, не было золотого и серебряного запаса, у которой не была развита металлургия и, в частности, не существовало ремесленного производства ювелирных изделий из драгоценных металлов. Скорее всего, и мозаичные предметы, которые так же немногочисленны, как и металлические, тоже не могли быть сделаны уарийцами, поскольку техника их изготовления не менее сложна. Кроме того, не обладая собственным ремесленным производством предметов роскоши, уарийские правители, очевидно, не имели и средств на их приобретение. Все это говорит о невысоком положении правителей Уари относительно властителей Сикана, которые просто купались в золоте, судя по похоронным принадлежностям. И погребальные маски у них были произведением ювелирного искусства, а не деревянными, как у уарийцев. В то время как правители Сикана носили золотые короны, правители Уари могли позволить себе только чуку. Верхом роскоши у них были унку из гобеленовых тканей, иногда даже из перьев экзотических птиц, а также мозаичные аксессуары и украшения.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 | 33 | 34 |
[i] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas
[ii] http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&searchoption=1&csearch=Department:Art%20of%20the%20Americas