Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Монолиты, продолжение
Фото 1[i]. Обелиск Тельо. Национальный музей Чавина (2011)
Об обнаружении обелиска нам известно со слов самого Хулио Тельо. Он пишет в своей книге «Чавин. Культурная матрица андской цивилизации» («Chavín. Cultura matriz de la civilización andina», 1961):
«Приблизительно в 1908 г. дон Тринидад Альфаро (Trinidad Alfaro), который много лет обрабатывал земельный участок, который соответствует площади F (Большой прямоугольной площади – Ф.Ó.) храма Чавина, которая обращена к строению А (к Кастильо – Ф.Ó.), понял, что батраки, которые сажали кукурузу, наткнулись в 10 см ниже поверхности на угол тесаного камня, у которого было много фигур, вырезанных на всех его четырех сторонах, и который оказался обелиском. Поэтому его полностью откопали и хотели взять к себе в дом, который находился по другую сторону храма, или «кастильо», на углу квартала «Раку», но именитые жители деревни во главе с доном Мартином Барроном, помешали ему и перенесли его к дверям церкви, где он оставался до начала 1919 г., когда автор обнаружил его…»[ii].
В другом абзаце книги мы узнаем точное место находки обелиска:
«14 ноября 1940 года автор был на местности с самим Альфаро, метисом с длинной взъерошенной бородой, 60 лет, который показал ему место, где был найден обелиск, которое находится вблизи прямоугольной кромки, образующей площадь, и периметра куска камня, который имеет несколько круглых ям наподобие ступок и одну квадратную выемку» (Тельо 1961:178).
Фото 1а[iia]. Вид сверху на Большую прямоугольную площадь (на переднем плане) и Новый и Старый храмы (на заднем плане)
Камень, «который имеет несколько круглых ям наподобие ступок и одну четырехугольную выемку», – это священный камень, который называется Чокечинчи (см.: «Прямоугольные утопленные площади», фото 3 и 4). Таким образом, можно заключить, что обелиск Тельо был найден где-то в зоне, которая обозначена мной на фото 1а белой рамкой. Однако четырехугольная выемка на камне Чокечинчи по своим размерам соответствует стеле Раймонди. Могли ли обе святыни – обелиск Тельо и стела Раймонди изначально находится рядом или обелиск оказался там случайно? Тем более что перуанский специалист Кшиштоф Маковски (Krzysztof Makowski), главный профессор Папского католического университета Перу, в своей работе «Боги храма Чавина: размышления о религиозной иконографии» («Dioses del templo de Chavín: reflexiones sobre la iconografía religiosa», 1977) утверждает, что обелиск Тельо находился в центре Круглой площади[iib].
С 1919 г. обелиск хранился в Национальном музее археологии, антропологии и истории Перу Лимы. Почти через 90 лет – в 2008 г. он был передан в Национальный музей Чавина, который открылся рядом с комплексом в этом же году. Новый музей был построен при финансовом содействии Японии[iii], т.е., как сказано на табличке у его входа, он является даром японского народа.
Фото 2. Развертка обелиска. Национальный музей Чавина (2013)
Обелиск Тельо представляет собой четырехгранный монолит высотой 2,52 м и шириной 0,32 м у основания. Резьбой покрыты все его грани. Смысл ее до сих пор остается загадкой. Некоторые исследователи считают, что на нем изображено божество, состоящее из двух кайманов. (Более смелые говорят, что это соитие кайманов как символ плодородия.) Поэтому обелиск носит название двуполого бога. По всей его поверхности вырезано множество других элементов, в которых угадываются люди, птицы, змеи, кошачьи и растения (кабачки, перец, арахис, маниока и т.д.)[iv].
В попытке постичь изображенное на обелиске было сделано несколько разверток его резьбы. Автор одной из них – сам Хулио Тельо (фото 2а). Он разделил резьбу обелиска на две части, объединив изображение каждой широкой грани с одной узкой.
Фото 2а[iva]. Реконструкция обелиска из книги Х. Тельо «Чавин. Культурная матрица андской цивилизации» (1960)
Заслуживает внимания реконструкция обелиска Тельо, сделанная Питером Дж. Рое (Peter G. Roe), профессором кафедры антропологии Университета штата Делавэр, США, которая была опубликована на его сайте в июне 2007 г. (фото 3). Кажется, что это – копия работы Х. Тельо. Видимо, так оно и есть. Но их отличает несколько иная компоновка верхней части. П.Дж. Рое называет обелиск «Каноэ каймана», и считает, что он содержит изображение дракона-мужчины и дракона женщины. П.Дж. Рое сопроводил оба рисунка пространными пояснениями на испанском и английском языках, которые даны к каждой вырезанной на монолите фигуре (см.: http://udel.edu/~roe/chavin.html#photo).
Фото 3[v]. Реконструкция П.Дж. Рое «Каноэ каймана»: дракон-мужчина (слева) и дракон-женщина (справа). Или абрисы граней № 1, 2 и № 3, 4 на развертке (фото 2)
Говоря об «удивительных и загадочных объектах», найденных в Чавин-де-Уантаре, З. Ситчин пишет:
«Один из них – это так называемый обелиск Телло (рис. 92а и b, вид спереди и сзади), поражающий воображение своей необычайно сложной резьбой. На нем изображено нагромождение лиц и тел – человеческих, но с когтистыми кошачьими лапами и крыльями. Кроме того, на колонне можно увидеть зверей, птиц, деревья, излучающие сияние богов, и разнообразные геометрические фигуры. Что это – тотем, которому поклонялись, или попытка древнего «Пикассо» воспроизвести все мифы и легенды на одной колонне? Удовлетворительного ответа на этот вопрос пока нет.
Рис. 92»[vi].
Некоторые исследователи понимают обелиск Тельо как метафору мироздания. По их мнению, на нем вырезаны две ящерицы – мужчина и женщина, которые живут каждый в своей половине вселенной. Они выражают свою волю, посылая на землю своих посланников, таких, как ягуар и орел[vii].
Фото 4[viii]. Верхняя часть грани № 1 на развертке
Верховное божество легче всего увидеть, если повернуть изображение на 90о против движения часовой стрелки (фото 4 и 5).
Фото 5[ix]. Крупный план божества
Думается, это – то же божество, что и на монолите Лансон. У божества тот же рот и те же ручки с длинными ногтями, только нет кинжальных клыков. Зато их в избытке рядом. Однако эти клыки производят впечатление не зубов, а металлических зубьев, которые, сомкнувшись накрепко, соединили обе части какого-то механизма. Это восприятие обелиска как некоей машины усиливает изображение гаечного ключа и шестеренки в районе затылка божества.
Фото 6[x] и 7[xi]. Нижняя часть грани № 1 на развертке
Однако в нижней части этой грани обелиска (фото 6) показана сильно приплюснутая голова, половину которой занимает огромный рот уже с клыками. На ней стоит человекоподобное существо с таким же клыкастым ртом. К его спине некими отростками присоединена голова, как мне кажется без туловища, с круглым как у жрецов на каменных головах, носом. Голову клыкастого существа венчает нечто вроде ананаса (фото 7).
На фото 8 – 11 (2013) последовательно показана грань № 2 начиная с верха.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 22а | 22b | 22c | 23 |
[ii] Цит. по: El descubrimiento del Obelisco Tello (http://chavin24.blogspot.ru/2011/08/el-descubrimiento-del-obelisco-tello.html).
[iia] http://i88.photobucket.com/albums/k180/cbrescia/articulos/photograph-of-chavin-de-huantar-taken-from-the-southeast.jpg
[iib] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm).
[iv] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[iva] http://www.academia.edu/1538346/Chavin_de_Huantar_y_la_Definicion_de_un_Estado_Teocratico_Andino
[vi] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[vii] Lizardo Tavera. Opus cit.