Обелиск Тельо

Посла­ние Врат Солнца, § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

Моно­литы, про­дол­же­ние

image046Обе­лиск Тельо

image001Фото 1[i]. Обе­лиск Тельо. Наци­о­наль­ный музей Чавина (2011)

Об обна­ру­же­нии обе­лиска нам известно со слов самого Хулио Тельо. Он пишет в своей книге «Чавин. Куль­тур­ная мат­рица анд­ской циви­ли­за­ции» («Chavín. Cultura matriz de la civilización andina», 1961):

«При­бли­зи­тельно в 1908 г. дон Три­ни­дад Аль­фаро (Trinidad Alfaro), кото­рый много лет обра­ба­ты­вал земель­ный уча­сток, кото­рый соот­вет­ствует пло­щади F (Боль­шой пря­мо­уголь­ной пло­щади – Ф.Ó.) храма Чавина, кото­рая обра­щена к стро­е­нию А (к Касти­льо – Ф.Ó.), понял, что батраки, кото­рые сажали куку­рузу, наткну­лись в 10 см ниже поверх­но­сти на угол теса­ного камня, у кото­рого было много фигур, выре­зан­ных на всех его четы­рех сто­ро­нах, и кото­рый ока­зался обе­лис­ком. Поэтому его пол­но­стью отко­пали и хотели взять к себе в дом, кото­рый нахо­дился по дру­гую сто­рону храма, или «касти­льо», на углу квар­тала «Раку», но име­ни­тые жители деревни во главе с доном Мар­ти­ном Бар­ро­ном, поме­шали ему и пере­несли его к две­рям церкви, где он оста­вался до начала 1919 г., когда автор обна­ру­жил его…»[ii].

В дру­гом абзаце книги мы узнаем точ­ное место находки обелиска:

«14 ноября 1940 года автор был на мест­но­сти с самим Аль­фаро, мети­сом с длин­ной взъеро­шен­ной боро­дой, 60 лет, кото­рый пока­зал ему место, где был най­ден обе­лиск, кото­рое нахо­дится вблизи пря­мо­уголь­ной кромки, обра­зу­ю­щей пло­щадь, и пери­метра куска камня, кото­рый имеет несколько круг­лых ям напо­до­бие сту­пок и одну квад­рат­ную выемку» (Тельо 1961:178).

image013Фото 1а[iia]. Вид сверху на Боль­шую пря­мо­уголь­ную пло­щадь (на перед­нем плане) и Новый и Ста­рый храмы (на зад­нем плане)

Камень, «кото­рый имеет несколько круг­лых ям напо­до­бие сту­пок и одну четы­рех­уголь­ную выемку», – это свя­щен­ный камень, кото­рый назы­ва­ется Чоке­чинчи (см.: «Пря­мо­уголь­ные утоп­лен­ные пло­щади», фото 3 и 4). Таким обра­зом, можно заклю­чить, что обе­лиск Тельо был най­ден где-то в зоне, кото­рая обо­зна­чена мной на фото 1а белой рам­кой. Однако четы­рех­уголь­ная выемка на камне Чоке­чинчи по своим раз­ме­рам соот­вет­ствует стеле Рай­монди. Могли ли обе свя­тыни – обе­лиск Тельо и стела Рай­монди изна­чально нахо­дится рядом или обе­лиск ока­зался там слу­чайно? Тем более что перу­ан­ский спе­ци­а­лист Кшиштоф Маков­ски (Krzysztof Makowski), глав­ный про­фес­сор Пап­ского като­ли­че­ского уни­вер­си­тета Перу, в своей работе «Боги храма Чавина: раз­мыш­ле­ния о рели­ги­оз­ной ико­но­гра­фии» («Dioses del templo de Chavín: reflexiones sobre la iconografía religiosa», 1977) утвер­ждает, что обе­лиск Тельо нахо­дился в цен­тре Круг­лой пло­щади[iib].

С 1919 г. обе­лиск хра­нился в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу Лимы. Почти через 90 лет – в 2008 г. он был пере­дан в Наци­о­наль­ный музей Чавина, кото­рый открылся рядом с ком­плек­сом в этом же году. Новый музей был построен при финан­со­вом содей­ствии Япо­нии[iii], т.е., как ска­зано на таб­личке у его входа, он явля­ется даром япон­ского народа.

image008Фото 2. Раз­вертка обе­лиска. Наци­о­наль­ный музей Чавина (2013)

Обе­лиск Тельо пред­став­ляет собой четы­рех­гран­ный моно­лит высо­той 2,52 м и шири­ной 0,32 м у осно­ва­ния. Резь­бой покрыты все его грани. Смысл ее до сих пор оста­ется загад­кой. Неко­то­рые иссле­до­ва­тели счи­тают, что на нем изоб­ра­жено боже­ство, состо­я­щее из двух кай­ма­нов. (Более сме­лые гово­рят, что это сои­тие кай­ма­нов как сим­вол пло­до­ро­дия.) Поэтому обе­лиск носит назва­ние дву­по­лого бога. По всей его поверх­но­сти выре­зано мно­же­ство дру­гих эле­мен­тов, в кото­рых уга­ды­ва­ются люди, птицы, змеи, коша­чьи и рас­те­ния (кабачки, перец, ара­хис, маниока и т.д.)[iv].

В попытке постичь изоб­ра­жен­ное на обе­лиске было сде­лано несколько раз­вер­ток его резьбы. Автор одной из них – сам Хулио Тельо (фото 2а). Он раз­де­лил резьбу обе­лиска на две части, объ­еди­нив изоб­ра­же­ние каж­дой широ­кой грани с одной узкой.

image042Фото 2а[iva]. Рекон­струк­ция обе­лиска из книги Х. Тельо «Чавин. Куль­тур­ная мат­рица анд­ской циви­ли­за­ции» (1960)

Заслу­жи­вает вни­ма­ния рекон­струк­ция обе­лиска Тельо, сде­лан­ная Пите­ром Дж. Рое (Peter G. Roe), про­фес­со­ром кафедры антро­по­ло­гии Уни­вер­си­тета штата Дела­вэр, США, кото­рая была опуб­ли­ко­вана на его сайте в июне 2007 г. (фото 3). Кажется, что это – копия работы Х. Тельо. Видимо, так оно и есть. Но их отли­чает несколько иная ком­по­новка верх­ней части. П.Дж. Рое назы­вает обе­лиск «Каноэ кай­мана», и счи­тает, что он содер­жит изоб­ра­же­ние дракона-мужчины и дра­кона жен­щины. П.Дж. Рое сопро­во­дил оба рисунка про­стран­ными пояс­не­ни­ями на испан­ском и англий­ском язы­ках, кото­рые даны к каж­дой выре­зан­ной на моно­лите фигуре (см.: http://udel.edu/~roe/chavin.html#photo).

image017 image007Фото 3[v]. Рекон­струк­ция П.Дж. Рое «Каноэ кай­мана»: дракон-мужчина (слева) и дракон-женщина (справа). Или абрисы гра­ней № 1, 2 и № 3, 4 на раз­вертке (фото 2)

Говоря об «уди­ви­тель­ных и зага­доч­ных объ­ек­тах», най­ден­ных в Чавин-де-Уантаре, З. Сит­чин пишет:

«Один из них – это так назы­ва­е­мый обе­лиск Телло (рис. 92а и b, вид спе­реди и сзади), пора­жа­ю­щий вооб­ра­же­ние своей необы­чайно слож­ной резь­бой. На нем изоб­ра­жено нагро­мож­де­ние лиц и тел – чело­ве­че­ских, но с ког­ти­стыми коша­чьими лапами и кры­льями. Кроме того, на колонне можно уви­деть зве­рей, птиц, дере­вья, излу­ча­ю­щие сия­ние богов, и раз­но­об­раз­ные гео­мет­ри­че­ские фигуры. Что это – тотем, кото­рому покло­ня­лись, или попытка древ­него «Пикассо» вос­про­из­ве­сти все мифы и легенды на одной колонне? Удо­вле­тво­ри­тель­ного ответа на этот вопрос пока нет.

image009Рис. 92»[vi].

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели пони­мают обе­лиск Тельо как мета­фору миро­зда­ния. По их мне­нию, на нем выре­заны две яще­рицы – муж­чина и жен­щина, кото­рые живут каж­дый в своей поло­вине все­лен­ной. Они выра­жают свою волю, посы­лая на землю своих послан­ни­ков, таких, как ягуар и орел[vii].

IMG_6922Фото 4[viii]. Верх­няя часть грани № 1 на развертке

Вер­хов­ное боже­ство легче всего уви­деть, если повер­нуть изоб­ра­же­ние на 90о про­тив дви­же­ния часо­вой стрелки (фото 4 и 5).

image012Фото 5[ix]. Круп­ный план божества

Дума­ется, это – то же боже­ство, что и на моно­лите Лан­сон. У боже­ства тот же рот и те же ручки с длин­ными ног­тями, только нет кин­жаль­ных клы­ков. Зато их в избытке рядом. Однако эти клыки про­из­во­дят впе­чат­ле­ние не зубов, а метал­ли­че­ских зубьев, кото­рые, сомкнув­шись накрепко, соеди­нили обе части какого-то меха­низма. Это вос­при­я­тие обе­лиска как некоей машины уси­ли­вает изоб­ра­же­ние гаеч­ного ключа и шесте­ренки в рай­оне затылка божества.

IMG_6922-23 pan image016Фото 6[x] и 7[xi]. Ниж­няя часть грани № 1 на развертке

Однако в ниж­ней части этой грани обе­лиска (фото 6) пока­зана сильно при­плюс­ну­тая голова, поло­вину кото­рой зани­мает огром­ный рот уже с клы­ками. На ней стоит чело­ве­ко­по­доб­ное суще­ство с таким же клы­ка­стым ртом. К его спине некими отрост­ками при­со­еди­нена голова, как мне кажется без туло­вища, с круг­лым как у жре­цов на камен­ных голо­вах, носом. Голову клы­ка­стого суще­ства вен­чает нечто вроде ана­наса (фото 7).

На фото 8 – 11 (2013) после­до­ва­тельно пока­зана грань № 2 начи­ная с верха.

 image018 image020Фото 8[xii] и 9[xiii]

image022 image024Фото 10[xiv] и 11[xv]

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 22а | 22b | 22c | 23 |


[vi] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).

[vii] Lizardo Tavera. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>