Послание Врат Солнца, § 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Техника и технологии богов, продолжение
3. Галереи храмов и версии об их функциях
Ни одна из гипотез назначения гидротехнической системы Чавина не является доказанной. Ее тайна остается нераскрытой, так же, как и тайна галерей, построенных внутри пирамид.
О галереях было рассказано в статьях, посвященных Старому и Новому храмам. Поэтому здесь скажу о них вкратце.
Фото 1. План интерьеров Нового и Старого храмов (2010)[i]
Галереи являются внутренними помещениями пирамид, при этом практически единственными. Кроме того, три галереи находятся под поверхностью Атриума Лансона.
Лабиринты галерей – это узкие коридоры с каменными стенами, земляными полами и огромными каменными потолочными балками. Они поворачивают под прямым углом и ведут к небольшим комнатам и тупиковым нишам. Воздух поступает туда благодаря небольшим вентиляционным шахтам, которые выходят наружу. Эти галереи, кроме той, в которой находится монолит Лансон, пусты[ii].
По официальной версии, носителями и во многом авторами которой сейчас является Джон Рик и его коллеги по Проекту археологических исследований и сохранения Чавин-де-Уантара, галереи использовались в ритуальных целях. Одной из основных задач галерей было озвучивание церемоний, проходивших в комплексе. Это доказала работа Археоакустического проекта.
Представляет интерес также гипотеза о назначении галерей и всего комплекса в целом Андрея Склярова.
Фото 2. Реконструкционный макет Чавин-де-Уантара. Национальный музей Чавина[iii]
По мнению А. Скляров, храмы Чавина играли роль «наземного бункера с размещением в нем работающего в автономном режиме оборудования». Он пишет:
«Внешний вид сооружений комплекса Чавин-де-Уантара совершено не соответствует нашим представлениям о храмах, хоть они и имеют такие названия. Ну какие это храмы?.. Вот бассейн – сразу видно, что бассейн. Центральная площадь – она и есть площадь. Сомнений не возникает. А что это за храмы с абсолютно глухими стенами без каких-либо окон, да еще и со «входом» на крыше или сразу под ней?!
Немало вопросов вызывает и конструкция этих «храмов». Пространство внутри внешних стен сооружений Чавина заполнено землей и битым камнем, и уже эта толща пронизана многочисленными «подземными» (хотя основная часть их находится реально выше уровня земли) галереями. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами здесь есть довольно узкие шахты, предназначенные, скорее всего для вентиляции и стока воды. Коридоры снабжены нишами и лестницами и ведут в другие туннели или в небольшие помещения. Все это без искусственного освещения погрузилось бы в непроглядную тьму, и лишь кое-где через узкие вентиляционные отверстия пробивался бы редкий луч света.
Более того, стены и перекрытия сложены из очень грубо обработанных блоков, хотя и достигающих порой веса в несколько тонн. Да и кладка не очень хорошо выровнена. Возникает полное ощущение, что все это абсолютно несовместимо с понятием «жилое помещение», равно как и с понятием «место для богослужения».
Фото 3[iv]. Галерея Кастильо (2008)
Если и проводить какие-то аналогии в рамках привычных нам понятий, то внутренние коридоры, комнаты и ниши в целом больше похожи на какое-то складское или даже производственное помещение, из которого просто все вынесли. Причем помещение, которое не предназначено для непрерывного там пребывания (людей или богов – не важно), а сконструировано либо для длительного хранения чего-то типа «стратегического запаса», либо для размещения оборудования, работающего большей частью в автономном режиме и требующего лишь редкого периодического контроля за его функционированием. А если учесть особенности общей планировки внутренних помещений, то, пожалуй, наиболее подходит именно второй вариант – вариант помещения для работающего автономно оборудования.
Версия своеобразного наземного бункера с размещением в нем работающего в автономном режиме оборудования позволяет объяснить и определенную «небрежность» его внутренних помещений, то есть использование грубо обработанных блоков теми строителями, которым сделать ровные гранитные плиты не составляло никаких проблем. Тут в идеально ровных стенах и перекрытиях просто не было никакой необходимости – оборудованию для работы эстетики и красоты условий не требуется.
И последнее. В варианте такого бункера можно допустить и объяснить то отсутствие срединных участков лестниц, ведущих на верх Кастильо, о котором упоминалось ранее. Боги – то есть представители высокоразвитой цивилизации – были абсолютно не заинтересованы в том, чтобы оставленное в режиме автономной работы оборудование было потревожено какими-то любопытными «говорящими мартышками» в лице местных индейцев. А посему лестницы, ведущие наверх, не имели вообще никаких «срединных участков» – их начало так и «повисало в воздухе» с момента строительства, затрудняя доступ туда незваным гостям из числа местных обитателей.
Вполне возможно, что и столь труднодоступный горный район изначально выбирался в качестве места для строительства бункера с целью сведения к минимуму возможности проникновения сюда нежелательных лиц.
Но это так – лишь вольное развитие версии, в котором нет особой необходимости…
Единственное, что, на первый взгляд, смущает в версии строительства «бункера» цивилизацией богов – наличие явных признаков вторичного использования стройматериалов во внутренних помещениях. Во-первых, наряду с грубо обработанными каменными глыбами тут попадается несколько хорошо обработанных блоков. А во-вторых, в стенах есть блоки, на которых сохранились остатки барельефов, – эти блоки явно находятся не на своем «родном» месте.
Фото 4. «Ровные блоки и остатки барельефов в кладке внутренних помещений»[v]
Но этот «смущающий момент» вполне объясним в рамках версии, согласно которой индейцы не выстраивали полностью заново «храмы», а лишь провели их небольшой ремонт, использовав ровные блоки и блоки с остатками барельефов так, как им взбрело в голову.
Тогда получается, что бункер не был разрушен до самого своего основания. Основная часть его конструкций сохранилась.
То же, что индейцы затем использовали отремонтированный таким образом бункер для своих собственных нужд, сомнений не вызывает – в ходе археологических раскопок во внутренних помещениях Чавин-де-Уантара было найдено немало местной керамики. Но и было бы странным, если бы индейцы этого не делали. Есть хорошее сооружение – чего бы его не использовать. И не только в качестве действительно храма, но и просто для жизни.
Помимо индейцев над восстановлением «храмов» потрудились явно и современные реставраторы»[vi].
Посещение богами во плоти (и/или их ближайшими преемниками) Чавин-де-Уантара не вызывает сомнений. Они прибывали в Чавин несколькими волнами. Волн можно выделить, по крайней мере, две. Они соответствуют двум периодам в истории Чавина – эпохе Старого и эпохе Нового храмов. Принадлежали ли боги к одному или разным звездным домам, определять бессмысленно, учитывая андский принцип соблюдения преемственности в плане религиозной идеологии и ее отображения в предметах культа при переходе власти от одного рода к другому. Важны другие вопросы. Насколько долгим и ощутимым было присутствие богов? Был ли Чавин-де-Уантар убежищем для них или/и здесь действительно существовало какое-то производство?
Безусловным доказательством деятельности богов во плоти на территории определенного комплекса можно считать археологические свидетельства применения технологий, которых не могло быть у коренных народов на данном историческом этапе их развития, т.е. в глубокой древности. К таким свидетельствам следует отнести, прежде всего, строительные конструкции из камня, обработанного машиной. В Чавине таких свидетельств гораздо меньше, чем в Тиауанако, и они не столь очевидны. Правда, в резьбе по камню, которая по большей части сделана с применением инструментов богов, можно причислить многие изображения на каменных стелах. Здесь искусство Чавина достигло непревзойденных высот.
Складывается впечатление, что боги Чавин-де-Уантара не обладали в полном объеме теми технологиями, которые имелись у богов Тиауанако и применялись в строительстве собственно Тиауанако и Пума-Пунку. Так, в Чавине мы не встретим гигантских многотонных каменных плит с отшлифованными гранями, которые служили фундаментами храмов, и плит меньшего размера, которые составляли стены сооружений, а также многогранных блоков удивительной конструкции с точно выбранными прямоугольными углублениями Пума-Пунку и прочих чудес.
Из каменных блоков машинной обработки в Чавин-де-Уантаре сделаны лестницы Большой прямоугольной площади, из них состояли также кладка и облицовка стен Кастильо. В то же время стены всех внутренних помещения – галерей и подземных каналов – выложены необработанным камнем и небольшими каменными прямоугольными блоками, которые не имеют идеально ровных поверхностей и граней, т.е. обработаны вручную. Другими словами, только внешняя, парадная часть комплекса, та, которую видели паломники и местные жители, выполнена из блоков машинной обработки, причем не таких впечатляющих размеров, как в Тиауанако. В то же время в Тиауанако даже внутренний туннель Акапаны облицован огромными плитами с идеально отшлифованными поверхностями. Очевидно, что если строители обладают мощной техникой и энергетическими ресурсами, то им гораздо проще, быстрее и надежнее использовать ее на всех этапах и во всех видах работ, а не доверять их выполнение ручному труду местных жителей. Но у богов Чавин-де-Уантара, эти возможности явно были минимальны.
Каковы были фасады Старого храма, из-за его плачевного состояния понять трудно. Между тем, галереи комнаты Лансона облицованы необработанным камнем. А они были сооружены вместе с первым зданием Пирамиды Лансона, если согласиться с версией о том, что Лансон вначале стоял посреди открытого двора, а затем вокруг него был насыпан холм для пирамиды. То есть боги во плоти в строительстве самого первого варианта Пирамиды Лансона участия своей техникой не принимали. Галереи и подземные туннели всего храмового комплекса, скорее всего, также были сооружены без применения техники богов. Если считать, что туннели относятся к эпохе Старого храма, а по логике вещей так оно и есть, то получается, что камнерезной техникой обладали только те властители, которые прибыли в Чавин в начале эпохи Нового храма. А это говорит о том, что и вся высококачественная резьба по камню, включая резьбу монолита Лансона и стел Круглой площади, относится к этому же времени.
Следов какого-либо производства в галереях и туннелях не найдено. Если пустота туннелей гидросистемы комплекса понятна, то пустота галерей заставляет задуматься. Судя по тому, что галереи Кастильо надстраивались вместе с тем, как надстраивалась сама его пирамида, они были необходимы. Причем они были необходимы не на определенном этапе, а на протяжении долгого времени, и при этом их содержали пустыми. Неужели и в самом деле они служили только для создания акустических эффектов во время церемоний? В это как-то не верится.
Фото 5[1]. Абрис раковины, найденной археологами под террасой Круглой площади Старого храма
В итоге остается лишь одна версия назначения Чавина, которая на первый взгляд кажется самой фантастической: Чавин-де-Уантар был энергетической установкой, как египетские пирамиды. Здесь роль пирамиды играли пики гор, которые в глубокой древности, несомненно, были гораздо выше, и/или каменное «копье», ставшее спустя века вырезанным в камне божеством Лансоном. Галереи также были построены по указанию богов и использовались ими. Об этом говорят их прямолинейные и прямоугольные линии и формы. Для нужд культа такая строгая геометрия не представляется необходимой. А если посмотреть на резьбу, украшающую одну из раковин (фото 5), где изображение галерей, заполненных какими-то трубами сложной конфигурации, сопровождается устрашающими масками, то становится понятно, что вход в них посторонним был строжайше запрещен. Поэтому-то они и оставались пустыми и туда жрецы, памятуя указания богов, никого не пускали. Чем были галереи? Частью энергетической установки? Местом размещения аппаратуры богов, как считает А. Скляров? На эти вопросы, конечно, сейчас ответить нельзя, если только не понять, на что похожи эти фигурные трубы.
На каком-то этапе содержание и обслуживание установки было поручено доверенным лицам богов во плоти. С течением времени Чавин потерял свои возможности и перестал использоваться по прямому назначению, превратившись в храм, как это было со всеми сооружениями богов во плоти, а люди, отвечавшие за установку, стали жрецами. Они включили в свои ритуалы ту схему действий, которая была указана им богами для обслуживания установки, хотя со временем она и перестала работать. Или не перестала?
Еще одним аргументом в пользу непродолжительного присутствия богов во плоти в Чавин-де-Уантаре является то, что здесь не были найдены тупу – простейшие астрономические инструменты, которые во множестве были обнаружены в Тиауанако и на территории Империи Уари. Конечно, нельзя только на основе этого делать вывод о полном отсутствии или слабости астрономической науки в Чавине, но мысль такая возникает.
О том, что жители конкретного региона видели богов, что не могло не отпечататься в памяти их потомков, говорят, как правило, изображения машин богов, в основном летательных аппаратов, которые достаточно хорошо узнаваемы. При этом чем меньше в них элементов, переданных с помощью понятных и привычных местным жителям фигур, взятых из окружающего мира живой природы, тем более близким следует считать изображение к моменту контакта. Соответственно, наоборот, чем больше в изображениях символики, тем более отдалены они по времени от встречи с богами. Примером могут служить изображения богов с помощью геометрических форм и линий на раннем этапе культуры Паракаса (см.: «Ткани коричневой гаммы»), которые подчеркивают машинную составляющую божества. В результате оно выглядит как металлический робот. В более позднюю эпоху эти же характеристики божества стали передаваться с помощью плавных линий и форм, взятых из живой природы (см.: «Текстиль в стиле Некрополя»). В итоге божество приобрело антропо– или зооморфный вид и стало сопровождаться фигурами животных и птиц, символизирующими его могущество. А его составляли, в частности, умение существовать и передвигаться в водной и воздушной средах, т.е. способности богов во плоти в их соответствующем снаряжении и/или в соответствующих аппаратах.
Исходя из данного критерия, можно сделать вывод, что композиции обелиска Тельо наиболее древние, поскольку они содержат узнаваемое изображение летательного аппарата богов во плоти, вернее два похожих изображения. Они хорошо читаются людьми XXI в., хотя их и нельзя назвать «зарисовкой с натуры», поскольку обе ракеты составлены из фигур людей, животных и их частей, в частности зубов, которые более всего выглядят как нечто неживое, механическое. Поэтому резонно предположить, что контакт, следствием которого стали композиции на обелиске Тельо, случился достаточно давно, настолько, чтобы силы корабля на изображении превратились в силы божества и были заменены символическими фигурами и маленькими композициями, даже сценками. Чего стоит только один крошечный рисунок сидящего в тесном пространстве человечка-птицы, хвост и крылья которого составлены из кончиков пальцев с красивыми ногтями!
Впрочем, учитывая очень высокий уровень мастерства, изощренный и сложный изобразительный язык рельефов, можно допустить, что они были созданы человеком, посвященным в тайны богов. Сложность изобразительного языка обелиска может говорить о том, что послание о корабле богов было зашифровано намеренно. Послание обелиска Тельо весьма красноречиво и подробно. Оно повествует о корабле богов, показывая его внешний контур и сообщая отдельными фигурами и сценками информацию о возможностях корабля. Оно рассказывает о дарах богов местным жителям в виде растений и др., а также о них самих. При этом оно уникально в том числе и для Чавина, что свидетельствует о том, что жрец-художник, который был автором композиции, и его окружение могли прибыть в Чавин-де-Уантар из другой святыни и быть носителями тех религиозных представлений и художественных стилей и приемов, которые сложились совсем не в Чавин-де-Уантаре.
Стела Раймонди – вершина искусства передачи образа божества-корабля символическими средствами. При всей внешней схожести ее образов с другими резными изображениями Чавин-де-Уантара она представляется мне чуждой им по манере передачи и компоновке деталей композиции. (В ней мне видится что-то индийское, хотя, наверное, это что-то следует считать месоамериканским.) Ближе всего по стилю стеле Раймонди монолит Лансон, который, думается, был покрыт резным изображением в эпоху Нового храма, а не во времена Старого храма, как это принято считать. Но изобразительный ряд обоих этих объектов отличается от иконографии стел, которыми были облицованы Прямоугольная и Круглая площади, таких, как божество с раковины, божество с кактусом и божество-обезьяна. А именно они стали каноническим для последующих культур. Однако необходимо учитывать, что Чавин-де-Уантар не раз менял своих хозяев.
Новые владельцы соблюдали андский принцип преемственности религиозной идеологии и ее визуального воплощения на объектах культа. Но они все же старались в той степени, которая была допустима и не нарушала традицию явно, утвердить и подчеркнуть свою власть и изменить визуальный ряд объектов культа соответственно изменениям в религиозных представлениях и в нормах передачи образа божества. К старым постройкам комплекса очередные властители добавляли новые. Старые сооружения подновлялись, и прежние изображения частично заменялись современными, которые отражали очередной этап изменений во власти и религии. Поэтому однозначно сказать, что все стелы Круглой площади и монолит Лансон относятся к эпохе Старого храма только на основании того, что эти артефакты находятся в пределах этого храма, нельзя. Тем более что по технике резьбы стела, изображающая божество с раковинами, которая входила в облицовку Большой прямоугольной площади и соответственно была отнесена к эпохе Нового храма, очень близка к стеле с божеством, держащим кактус, Круглой площади.
На артефактах периода Нового храма, к которым с большой долей уверенности нужно отнести резьбу Портала соколиных, мы уже не найдем очертаний аппаратов богов. Их силы переданы в гораздо более условной манере. Единственным «изображением с натуры» остались лишь костюмы крылатых божеств, в которых легко угадываются комбинезоны богов во плоти.
Отсутствие объектов, изображающих летательные аппараты «с натуры», и всего один объект (обелиск Тельо), где летательный аппарата есть, но он сделан уже в условной манере, говорит о том, что боги во плоти, прибывшие в Чавин, не имели кораблей. Причин тому могло быть несколько. Например, они могли утратить летательные аппараты потому, что их колония не имела связи со своим звездным домом, а техника пришла в негодность со временем. Или же они были вынуждены покинуть свою базу как побежденные в «войне богов», оставив там имущество. В противном случае боги во плоти не преминули бы продемонстрировать свое могущество для поддержания и укрепления власти над чавинцами. То же, скорее всего, произошло и с мощной строительной техникой (если она, конечно, у них была изначально).
Вполне вероятно, что относительно Чавина можно говорить даже не о богах во плоти, а об их земных потомках и/или доверенных лицах, унаследовавших знания и оставшуюся технику богов, которая сводилась к камнерезным и шлифовальным инструментам. Возможно, эти потомки и стали теми жрецами, каменные головы которых были размещены на фасадах Кастильо. Поэтому-то они наряду с Улыбающимся богом почитались божествами Чавин-де-Уантара, хотя более низкими по рангу, нежели Улыбающийся бог, являвшийся оракулом, которому они служили и сообщения которого транслировали.
Считается, что Чавин-де-Уантар был центром цивилизации. Судя по организации и сложности строительных работ, которые производились с предварительным планированием, высокому уровню развития ремесел и сельского хозяйства, многие знания богов были сохранены и применялись на практике. Наверное, и за этими знаниями в том числе приходили сюда паломники отовсюду, а не только, чтобы услышать пророчества оракула. О безоговорочной власти Чавина говорит отсутствие у него армии. Влияние Чавина, по мнению некоторых ученых и, в частности, Джона Рика, базировалось на убедительности церемоний, которые здесь так мастерски совершались и, главное, были привязаны к оракулу.
Но был ли Чавин-де-Уантар главным религиозным центром и господствовал ли он над другими центрами своей эпохи? Положительный ответ на этот вопрос кажется мне теперь не столь очевидным. И не только из-за сравнительно слабого присутствия богов во плоти в истории сайта. Археологические находки, сделанные в других комплексах чавинской культуры на территории нынешнего Перу, а главное, недавние находки в Эквадоре и выводы ученых проекта Самора-Чинчипе, руководимого археологом Франсиско Вальдесом, говорят о том, что не Чавин был создателем основных элементов той матрицы, которой он стал, по мнению Хулио Тельо, для последующих андских культур. Возможно, истинный центр андской религии находился в другом месте в то время и не на территории Перу. А может быть, в Андском мире той поры не было системы подчиненности центров и отсутствовала борьбы за власть между ними, а существовало только взаимодействие, базировавшееся на приверженности одной религии, – по сути, почитании богов во плоти, которая и была основой власти в каждом отдельно взятом регионе?
Идея взаимодействия, высказанная Франсиско Вальдесом, очень многое ставит на свои места и заслуживает серьезного осмысления. Так, из нее следует, что Чавин-де-Уантар и другие центры чавинской культуры на территории нынешнего Перу были частью цивилизации, которая имела гораздо более широкие территориальные рамки и была гораздо древнее их. В то же время важность и влиятельность Чавин-де-Уантара необходимо признать очевидными.
Ко всем загадкам Чавина нужно добавить еще одну. Обычно представление о культуре по большей части составляется на основе исследования погребального приданого ее захоронений. Известны такие гробницы чавинской культуры, как, например, Куписнике, Тембладера, и др. Но о захоронениях чавинского периода в самом Чавине я не имею никаких сведений. Вряд ли они были разрушены народами последующих доколумбовых культур. Хотя они могли быть разграблены уакеро нового времени. Но сами погребальные сооружения в таких случаях, как правило, остаются на своих местах. Скорее всего, на территории комплекса ни одной элитной чавинской гробницы обнаружено не было. Где же Чавин хоронил своих властителей? Уж не в Паракасе ли?
В данной связи интересен тот факт, что стела Раймонди и стела Яуи равноценно смотрятся отраженными по вертикали. Только меняется образ представленного божества. Персонаж стелы Раймонди из стоящего божества-дракона с двумя жезлам, если повернуть ее абрис на 180о, превращается в летящее божество-дракона с несколькими головами (фото 6). А такая подача персонажа – характерный прием художников Паракаса. Боле того, среди мотивов вышивок периода Некрополя Паракаса есть те, что были созданы по схожему канону (см.: «Божества-чудовища», с. 26 материала «Паракас»).
Фото 6[2]. Абрис стелы Раймонди в противоположных ракурсах
Хулио Тельо считал, что влияние чавинской культуры на другие культуры Андского мира особенно очевидно проявляется в Паракасе. Но, исходя из того, что Чавин и Паракас сосуществовали друг с другом на некотором временном этапе, я думаю, что влияние могло быть взаимным.
6 января 2014 г.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 18a | 18b | 18с | 18d | 18e | 19 | 19а | 20 | 20а | 20b | 20c | 21 |
[ii] Kolar M. The Code of the Conch. How the science of sound explained an ancient Peruvian oracle. October 17, 2013 (http://nautil.us/issue/6/secret-codes/the-code-of-the-conch).
[v] Скляров А. Перу и Боливия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov3.htm).
[vi] Скляров А. Указ. соч.