Уарийцы без маски

Посла­ние Врат Солнца, § 6. Кем были пра­ви­тели Уари?, про­дол­же­ние


Фото 1[i]

Мне все­гда очень хоте­лось уви­деть порт­рет­ные изоб­ра­же­ния древ­них анд­цев. Но такую воз­мож­ность дают только кера­ми­че­ские скульп­тур­ные головы Моче. Лица божеств на арте­фак­тах пери­ода импе­рии Уари часто закрыты антропо– или зооморф­ной мас­кой. Впро­чем, на кера­мике есть довольно много божеств с откры­тым лицом. Но бóль­шая их часть – это обоб­щен­ный и затвер­жен­ный кано­ном образ все­анд­ского импер­ского боже­ства (фото 1), как мне кажется, ничего общего не име­ю­щий с реаль­ными людьми и, ско­рее всего, отно­ся­щийся к пред­по­чте­ниям богов во плоти, кото­рые опе­кали Уари.

Фото 2[ii] и 3[iii]

Однако даже среди лиц все­анд­ского импер­ского боже­ства, рас­по­ло­жен­ных на гор­лыш­ках сосу­дов, встре­ча­ются те, кото­рые отме­чены инди­ви­ду­аль­ными чер­тами, воз­можно, пра­ви­теля, к погре­баль­ным при­но­ше­ниям кото­рого отно­сился сосуд, или близки по типу лицам людей, в среде кото­рых жил и рабо­тал мастер (фото 2 и 3).

Фото 4[iv]. Воины Уари. Наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет Сан-Антонио-Абад в Куско

Наи­бо­лее при­бли­жен­ными к реаль­но­сти кажутся мне изоб­ра­же­ния людей, выпол­нен­ных в виде фигу­рок из бирюзы. Про­из­вод­ство мел­кой пла­стики из этого камня было нала­жено в городе Уари. Веро­ятно, 80 фигу­рок (фото 4), кото­рые были най­дены в цере­мо­ни­аль­ном тай­нике в уарий­ском городе Пики­льякте (Pikillacta), также были про­из­ве­дены в сто­лице. Они раз­ли­ча­ются чер­тами лица, ростом и тело­сло­же­нием, одеж­дой и голов­ными убо­рами, вслед­ствие чего их нельзя отне­сти к одному народу и еди­ной куль­туре. Вряд ли все эти люди были выход­цами из Аякучо. Один из веду­щих спе­ци­а­ли­стов по Уари Анита Кук пред­по­ло­жила, что они пред­став­ляют «осно­ва­те­лей импе­рии Уари»[v]. Я бы с ней согла­си­лась, но при усло­вии, что под осно­ва­те­лями импе­рии Уари я бы пони­мала не этни­че­ских уарий­цев, а лиде­ров царств, кото­рые заклю­чили между собой дого­вор о союзе и таким обра­зом создали то, что назы­ва­ется импе­рией Уари.

Фото 5[vi]. Фигурка воина из бирюзы. Куль­тура Уари. Наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет Сан-Антонио-Абад в Куско

Вполне реа­ли­стич­ным пред­став­ля­ется изоб­ра­же­ние воина со щитом (фото 5). Его лицо очень юное и имеет слегка наив­ное выра­же­ние. Воз­можно, эта фигурка при­над­ле­жит к числу най­ден­ных в Пикильякте.

Фото 6[vii]. Фигурка из бирюзы. Куль­тура Уари

К сожа­ле­нию, инфор­ма­ции о том, где была най­дена и где хра­нится фигурка юноши (фото 6) с голо­вой пумы в каче­стве шлема и какие свя­щен­ные пред­меты он дер­жит в руках, у меня нет. Фигурка очень хороша. Про­сто малень­кий шедевр. Она могла бы слу­жить сим­во­лом Уари и его луч­ших намерений.

Фото 7. Ста­ту­этка. Раз­меры: 3,2×1,3×1,9 см. Мате­риал: бирюза. Куль­тура: Уари. 700 – 1000 гг. Бруклин­ский музей[viii]

Также из бирюзы сде­лана ста­ту­этка немо­ло­дого муж­чины, сосло­вие кото­рого трудно опре­де­лить. Можно только ска­зать, что это не воин, а, веро­ят­нее всего, жрец, если судить по шапке. Как прак­ти­че­ски у всех фигу­рок из бирюзы, у этой очень боль­шие глаза, кото­рые так широко открыты, что верх­них век почти не видно. От них оста­лись только полоски, кото­рые почти сли­ва­ются с бро­вями. Волосы на голове муж­чины, кажется, отсут­ствуют пол­но­стью. Круп­ный нос слегка свер­нут на сто­рону, а тон­кий рот пере­ко­шен. Вряд ли такие осо­бен­но­сти лица появи­лись слу­чайно или из-за оплош­но­сти рез­чика. Ско­рее эта фигурка носит черты некоей исто­ри­че­ской личности.

Фото 8. Копье­ме­та­тель (копье­ме­талка). Раз­меры: 8,9×2,9×8,3 см. Мате­риал: камень. Место находки: Перу. Куль­тура: Уари. 700 – 1000 гг. Период: Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[ix]

Похо­жий гос­по­дин укра­шает объ­ект, кото­рый я вна­чале при­няла за сапож­ную лапу (фото 8). Но в ката­логе Бруклин­ского музея он назы­ва­ется «копье­ме­та­тель (копье­ме­талка)» – по-английски «Spear Thrower». Это сло­во­со­че­та­ние можно пере­ве­сти и как «дро­ти­ко­ме­та­тель (дро­ти­ко­ме­талка)». Неужели это раз­но­вид­ность атлатля или его часть? Ката­лог дает сле­ду­ю­щее опи­са­ние экс­по­ната: «Выре­зан­ный из камня копье­ме­та­тель с коле­но­пре­кло­нен­ной чело­ве­че­ской фигу­рой (kneeling human figure), нося­щей четы­рех­уголь­ную шапку с кла­па­нами, сви­са­ю­щими с боков и сзади (фото слева). Он несет лук и стрелы в одной руке и топор в дру­гой. Камень янтар­ного цвета со сле­дами крас­ного пиг­мента вокруг шеи фигуры, ниж­ней части ног и на объ­ек­тах в руках». Видимо, фигура изоб­ра­жает жреца-воина. Но почему в ката­логе напи­сано, что он стоит на коле­нях? Оче­видно, что он сидит. Ведь ступни его ног рас­по­ла­га­ются спе­реди, а колени – на уровне груди.

Если у пер­со­нажа, пока­зан­ного на фото 7, широ­кое лицо, то у фигуры с фото 9 лицо узкое и сплюс­ну­тое с боков, как у рыбы. Такой же тип лица у одной из фигу­рок пред­ста­ви­те­лей импе­рии Уари из тай­ника Пики­льякты (на фото 4 чет­вер­тая слева). Сле­до­ва­тельно, можно пред­по­ло­жить, что подоб­ным обра­зом выгля­дел либо один из пра­ви­те­лей, либо даже целый народ. Мне сразу же вспом­ни­лись фигурки, кото­рые про­да­ются в нашей время на рынке в рай­оне озера Тити­кака (фото справа). Может быть, это – леген­дар­ный народ уру?

Фото 9[x] Ста­ту­этка. Раз­меры: 4,1×1,3×2,9 см. Мате­риал: бирюза. Куль­тура: Уари. 700 – 1000 гг. Период: Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей

Есть веро­ят­ность, что порт­рет­ным изоб­ра­же­нием одного из жрецов-правителей Уари явля­ется фигура из листо­вого золота с объ­ем­ной голо­вой (фото 10).

Фото 10[xi]. Экс­по­нат Музея золота Перу, Лима

Лицо на гор­лышке сосуда из Бруклин­ского музея (фото 11) обла­дает пора­зи­тель­ным сход­ством с лицом совре­мен­ного жителя Боли­вии (фото 12). Именно так в нашем пред­став­ле­нии выгля­дит индеец, хотя в Перу и Боли­вии подоб­ных лиц не так уж много.

Фото 11. Сосуд куль­туры Уари из Бруклин­ского музея. Фото 12[xii]. Лицо неиз­вест­ного. Тиа­у­а­нако, Боли­вия, 21 января 2006 г. Пер­вая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво Мора­леса

Такой же крюч­ко­ва­тый нос, как у муж­чин на фото 11 и 12, мы видим и на совсем еще юном лице скульп­тур­ной головы кера­ми­че­ского сосуда, кото­рый пока­зан на фото 13. Нос вполне анд­ский, но на нем – про­во­лоч­ные очки! Ну, что тут ска­жешь? Богата земля анд­ская сюр­при­зами. Инте­ресно, что на шлеме моло­дого чело­века изоб­ра­жен листок. Сразу вспо­ми­на­ются глип­то­ли­ти­че­ские люди кам­ней Ики и их венцы из листьев. Может быть, этот юноша один из них?

Фото 13. Бутыль ручка-мост (botella asa puente). Тро­фей­ная голова. Раз­меры: 150×160 мм. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Уари. Гори­зонт Уари–Тиауанако. 700 – 1100 гг. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xiii]

 

Лица пра­ви­те­лей, жре­цов и вои­нов, кото­рые сохра­нили кера­ми­че­ские сосуды, фигурки из бирюзы и золо­тые изде­лия, в основ­ном очень условны, но все же имеют раз­ли­чия по сво­ему типу. Они гово­рят о мно­го­эт­нич­но­сти импе­рии и о том, что среди лиде­ров тер­ри­то­ри­аль­ных объ­еди­не­ний, вхо­див­ших в ее состав, воз­можно, были и детища богов, такие, как пред­ста­ви­тели народа уру. По лицу импер­ского боже­ства на гор­лышке кера­мики можно было бы судить о типе лица самих богов во плоти. Но, ско­рее, эти изоб­ра­же­ния не имели отно­ше­ния к внеш­но­сти богов, а про­сто были при­званы сфор­ми­ро­вать в созна­нии анд­цев именно такой их облик. По всей види­мо­сти, он был выбран потому, что отли­чался от облика самих анд­цев и, сле­до­ва­тельно, мог без рев­но­сти быть при­нят всеми участ­ни­ками импер­ского союза. Мон­го­ло­ид­ный тип внеш­но­сти богов, кото­рые изоб­ра­жены на арте­фак­тах Сипана и Сикана, не стал все­анд­ским, веро­ятно, из-за того, что ассо­ци­и­ро­вался с этими кон­крет­ными царствами.

Как выгля­дели импе­ра­тор Уари и его звезд­ные совет­ники, мы, навер­ное, нико­гда не узнаем. Этого не знали и народы, вхо­див­шие в импе­рию, потому что обла­че­ния уарий­ских вла­сти­те­лей давали воз­мож­ность пол­но­стью скры­вать облик пер­соны, появ­ляв­шейся перед ними во время торжеств.

Я при­шла к выводу о том, что в Андах вообще было при­нято скры­вать свою внеш­ность. Об этом сви­де­тель­ствует гипо­те­ти­че­ский цере­мо­ни­аль­ный костюм наскан­ского намест­ника Уари, состав­лен­ный по арте­фак­там, отно­ся­щимся в основ­ном к южному и отча­сти к север­ному побе­ре­жью, кото­рый, воз­можно, был допол­нен мас­кой. Кроме того, нет ни одного арте­факта, где чело­век был бы пока­зан с непо­кры­той голо­вой. Это, конечно, можно объ­яс­нить тем, что голов­ной убор явля­ется оли­це­тво­ре­нием ста­туса пер­соны. Но для демон­стра­ции высо­кого поло­же­ния, по нашему разу­ме­нию, вполне доста­точно надеть цар­ский венец на обна­жен­ную голову. Оста­вив в сто­роне очень слож­ные золо­тые короны, кото­рые похо­ро­нены вме­сте с их высо­ко­по­став­лен­ными вла­дель­цами, напри­мер, в гроб­ни­цах Сикана, посмот­рим на уборы пер­сон ста­ту­сом ниже, кото­рые пред­став­лены на арте­фак­тах в более про­стом обла­че­нии, нежели пра­ви­тели Сикана. У них открыто, как пра­вило, только лицо, осталь­ное спря­тано под тка­нью (Моче) или под воло­сами (Наска). Ели уши и бли­жай­шие к ним зоны лица и не закрыты тка­нью, то их не видно за боль­шими укра­ше­ни­ями (фото 14). Изоб­ра­же­ния людей с откры­тым лицом и ушами тоже есть (см. фото 7), но их меньшинство.

Фото 14. Кера­ми­че­ский сосуд – порт­рет пра­ви­теля Моче. 100 г. до н.э. – 500 г. н.э. Инсти­тут искусств Чикаго[xiv]

Однако манеру закры­вать голову и шею и носить круп­ные ушные укра­ше­ния легко можно спи­сать на холод­ный или жар­кий кли­мат и вку­со­вые пред­по­чте­ния корен­ных наро­дов. Но осо­бен­но­сти голов­ного убора жреца-воина на копье­ме­талке (см. фото 8) нельзя объ­яс­нить лишь  функ­цией предо­хра­нять голову от погод­ных явле­ний. Под шап­кой у него уже не про­сто кусок мате­рии, а что-то вроде вто­рого голов­ного убора, кото­рый имеет боль­шой кла­пан, закры­ва­ю­щий заты­лок, шею и часть спины, и кла­паны поменьше, закры­ва­ю­щие уши и часть лица. То есть мы видим, что тре­бо­ва­ния (тра­ди­ция) закры­вать тем или иным спо­со­бом бóль­шую часть головы, при­вели к созда­нию ф а с о н а   голов­ного убора.

Фото 15[xv]. Камень Ики

Еще глядя на сюжеты кам­ней Ики, я отме­тила, что уши, бли­жай­шая к ним часть лица и заты­лок с шеей у их пер­со­на­жей все­гда закрыты (фото 15). Эту тен­ден­цию отра­жают и тра­ди­ци­он­ные голов­ные уборы анд­цев – чульо. При этом они часто выпол­няют функ­цию голов­ного убора внут­рен­него слоя, на кото­рый наде­ва­ется вто­рой убор. Сей­час поверх чульо наде­вают, как и в ста­рину, мон­теры, а также вой­лоч­ные шляпы, кото­рые были пере­няты у белых и при­вне­сены в тра­ди­цию (см. ста­тью «Тра­ди­ци­он­ная одежда кечу­а­нов Перу»). Среди шляп боль­шой попу­ляр­но­стью поль­зу­ется федора, фасон кото­рой был изоб­ре­тен в 80-х гг. XIX в. (фото 16). Носить два голов­ных убора – один внут­рен­ний, кото­рый, обле­гая, закры­вает все, кроме лица, а поверх него вто­рой – более жест­кой кон­струк­ции, явля­ется анд­ской тра­ди­цией. Она, я думаю, ведет свое начало с древ­них вре­мен. Об этом гово­рят голов­ные уборы жреца на копье­ме­талке (фото 8) и эква­дор­ского кос­мо­навта (фото 17).

Фото 16[xvi]. Корен­ной житель Боли­вии в чульо и федоре, засня­тый во время празд­но­ва­ния Willkakuti в Тиа­у­а­нако 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймар­скому летоисчислению

Поскольку на кам­нях Ики изоб­ра­жены детища богов, кото­рые, как сви­де­тель­ствуют гра­вюры, были созданы из зем­но­вод­ных, то логично было бы пред­по­ло­жить, что их голов­ной убор скры­вает какие-то следы дан­ного экс­пе­ри­мента, напри­мер, отсут­ствие ушей, волос или, напро­тив, нали­чие неких орга­нов, не свой­ствен­ных людям. В то же время голов­ным убо­ром могли быть замас­ки­ро­ваны не только осо­бен­но­сти стро­е­ния головы, но и тех­ни­че­ские устрой­ства, как вжив­лен­ные в головы детищ, так и явля­ю­щи­еся частью сна­ря­же­ния богов во плоти на арте­фак­тах, изоб­ра­жа­ю­щих самих богов. На такие мысли наво­дит скульп­тура эква­дор­ского кос­мо­навта (фото 17)  – подроб­нее см. ком­мен­та­рии к фото 13 в «Боже­ствен­ном дра­коне».

Фото 17. Сто­я­щая фигура. Эква­дор. Куль­тура Хама-Коаке. 1 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей[xvii]

Судя по фигур­кам, отно­ся­щимся к цар­ствам Моче и Сикана, детища богов низ­кого роста с очень боль­шой голо­вой и широ­ким лицом вполне могли жить там (см. § 2. Легенда о Най­лампе. Ваки в облике людей, рис. 87 и 88). Но для изоб­ра­же­ний на арте­фак­тах осталь­ной части импе­рии Уари не харак­терны такие типажи. Был ли пер­со­наж, выре­зан­ный на копье­ме­талке (фото 8), дети­щем богов? Кто знает? Но если подоб­ные голов­ные уборы носили боги и их детища, то и сле­ду­ю­щие после них по рангу – пра­ви­тели с зем­ной физио­ло­гией – разве могли надеть что-то дру­гое, если они пре­тен­до­вали на ста­тус богов, полубогов?

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 | 33 |34 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>