§ 6. Кем были правители Уари?

Посла­ние Врат Солнца,  про­дол­же­ние

[i]

Когда я кос­ну­лась тайн импе­рии Уари, мне пока­за­лось важ­ным узнать, как выгля­дели вла­сти­тели импе­рии и кем они явля­лись. Были ли они выход­цами из долины Аякучо или из дру­гих мест Земли и кос­моса? Оче­видно, что среди них были и зем­ляне, и боги во плоти, а также их детища. Воз­можно, кто-то из детищ богов похо­ро­нен в гроб­ни­цах Земли. Но экс­пер­тизы мумий на этот пред­мет, насколько я знаю, нико­гда не про­во­ди­лись. Были еди­нич­ные иссле­до­ва­ния с целью опре­де­лить гене­ти­че­ское сход­ство людей, похо­ро­нен­ных в гроб­ни­цах Сикана, с наро­дами Ста­рого света. Но в прин­ципе даже ана­лиз остан­ков древ­них перу­ан­цев с помо­щью визу­аль­ного осмотра и про­стых изме­ри­тель­ных инстру­мен­тов ред­кость. У мумий даже пол не все­гда бывает установлен.

В то же время на пред­ме­тах из кера­мики, бирюзы и золота, кото­рые отно­сят к куль­туре Уари, есть довольно боль­шое коли­че­ство изоб­ра­же­ний лиц без масок. Мно­гое можно узнать по унку мумий элиты, а еще больше – по их погре­баль­ным обла­че­ниям в целом. Важ­ную инфор­ма­цию о при­над­леж­но­сти к той или иной куль­туре дают орна­менты унку и чуку. Иссле­до­вать все эти сви­де­тель­ства в ком­плексе мне пред­став­ля­ется очень инте­рес­ным и полез­ным для пони­ма­ния сути пер­вой анд­ской импе­рии, ее дви­жу­щих сил и роли в ней Уари.

 

Сви­де­тель­ствуют ткани

В иссле­до­ва­ниях Анд­ского мира отсут­ствие пись­мен­ных сви­де­тельств вос­пол­няют не только мифы, архи­тек­тура, скульп­тура, кера­мика и изде­лия из дра­го­цен­ных метал­лов. Не менее гово­ря­щими явля­ются ткани. И у них есть для этого свой язык.

Счи­та­ется, что в отсут­ствии бук­вен­ной пись­мен­но­сти, помимо узел­ко­вого письма – кипу, вер­хушка анд­ского обще­ства поль­зо­ва­лась идео­гра­фи­че­ским пись­мом (от греч. idéa – идея, образ и grápho – пишу). Знаки такого типа письма (идео­граммы) обо­зна­чают не звуки и не слоги, как в зву­ко­вом и сло­го­вом письме, а целые слова или же зна­чи­мые части слов. Идеогра́мма (от греч. ’ιδέα – идея и греч. γράμμα – запись) – это пись­мен­ный знак или услов­ное изоб­ра­же­ние, рису­нок, соот­вет­ству­ю­щий опре­де­лён­ной идее автора, в отли­чие от пик­то­граммы, кото­рая обо­зна­чает изоб­ра­жён­ный ею объект.

В зна­чи­тель­ной мере идео­гра­фи­че­ский харак­тер имели древ­не­еги­пет­ская, шумер­ская и дру­гие ста­рей­шие системы письма.

Идео­граммы в Андах назы­ва­ются токапу или тукапу (кечуан. tukapu, исп. tocapu, англ. tokapu). Однако испан­ские мис­си­о­неры и хро­ни­сты часто пони­мали под сло­вом «токапу» рос­кош­ные одежды либо полотна.

Так, рас­ска­зы­вая одну из легенд о появ­ле­нии пер­вых инков, Педро Сьеса де Леон пишет: «Ска­зы­вают, что вышли эти люди в длин­ных накид­ках и рос­кош­ных оде­я­ниях из шер­сти, напо­до­бие рубах, только без ворот­ника и рука­вов, рас­кра­шен­ных мно­же­ством раз­но­об­раз­ных рисун­ков, назы­ва­е­мых токабо [токапу], что по нашему зна­чит «оде­я­ние коро­лей», и что один из этих мужей дер­жал в руке пращу из золота, с раз­ме­щен­ным в ней кам­нем. Жен­щины были одеты так же рос­кошно, как и муж­чины, и с боль­шим коли­че­ством золо­той утвари [или укра­ше­ний]»[ii].

Такое тол­ко­ва­ние поня­тия «токапу» суще­ствует до сих пор. Про­ис­хо­дит это потому, что по боль­шей части «бума­гой» для письма слу­жил именно рос­кош­ный тек­стиль, на кото­ром и тка­лись идеограммы.

В письме губер­на­тора Перу Дона Фран­сиско де Толедо в Совет Индий, Куско, от 1 марта 1572 г. читаем: «Собран­ные вме­сте (индейцы, нота­риус, кор­ре­хи­дор Поло де Онде­гардо, пере­вод­чик и про­чие), выше­на­зван­ный аль­кальд Двора (Grabiel de Loarte), через выше­упо­мя­ну­того пере­вод­чика (Gonzalo Gómez Jiménez) полу­чил и при­нял от них клятву Гос­по­дом, по форме, и в виде кре­ста, совер­шен­ное их руками, о том, что они будут гово­рить правду, о чем знают и о том, что их будут спра­ши­вать; когда клятва была при­нята, выше­упо­мя­ну­тым индей­цам было про­чи­тано всё то, что было запи­сано и нари­со­вано на тех четы­рёх полот­нах, как об идо­лах Инков, так и об оже­ре­льях (medallas – „медали, оже­ре­лья“) у их жен­щин или родов (ayllos), и исто­рия из каё­мок (la historia de las cenefas) о том, что слу­чи­лось во вре­мена каж­дого Инки, и легенда [о нём] и при­ме­ча­тель­но­сти, раз­ме­щен­ные на пер­вом полотне, они гово­рят, что из Там­бо­токо [Инки или плотно?], и легенды [сказки] о дея­ниях Вира­кочи, иду­щие на каёмке пер­вого полотна по [его] осно­ва­нию и начало Исто­рии, каж­дое по отдель­но­сти…»[iii].

Токапу есть также и на дру­гих куль­то­вых пред­ме­тах, напри­мер, на керо и кера­мике как отдельно, так и в составе орна­мента унку пер­со­на­жей, изоб­ра­жен­ных на сосу­дах, а также на объ­ек­тах из дра­го­цен­ных метал­лов, рако­вин и дерева.

Пре­об­ла­дает мне­ние о том, что токапу имеет форму пря­мо­уголь­ника, в кото­рый встав­лен гео­мет­ри­че­ский мотив. Эти пря­мо­уголь­ники рас­по­ла­га­ются в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти по пря­мой гори­зон­таль­ной или вер­ти­каль­ной линии. Типич­ным образ­цом токапу счи­та­ется ткань инк­ского пери­ода, пред­став­лен­ная на фото 1.

Фото 1[iv]. Ткань инк­ского периода

Однако иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что суще­ствуют идео­граммы и не огра­ни­чен­ные рам­ками, кото­рые пред­став­ляют собой не только гео­мет­ри­че­ские фигуры, а и мотивы, ском­по­но­ван­ные из сим­во­лов рас­те­ний, живот­ных и людей.

Иссле­до­ва­ния фено­мена токапу далеки от сво­его завер­ше­ния. Пока уче­ным, насколько мне известно, не уда­лось рас­шиф­ро­вать ни одного их посла­ния. Но в Анд­ском мире есть и более зна­ко­мый нам язык сим­во­лов, кото­рый стал весьма раз­ви­тым в том числе и в резуль­тате отсут­ствия бук­вен­ной пись­мен­но­сти. Этот язык осно­ван на обра­зах, понят­ных людям всех вре­мен и наро­дов, таких, напри­мер, как птица – сим­вол полета. В то же время он имеет свои осо­бен­но­сти в связи со спе­ци­фи­кой анд­ского пони­ма­ния кос­моса. Образы испол­нены по опре­де­лен­ным кано­нам с исполь­зо­ва­нием соот­вет­ству­ю­щих ико­нок. Но их зна­че­ние ста­но­вится ясным по мере изу­че­ния исто­рии Анд. К тому же, язык сим­во­лов оди­на­ков для арте­фак­тов любого рода. На него я и опи­ра­юсь в своих изыс­ка­ниях вообще и в обла­сти анд­ской одежды в частности.

Фото 2. Туника. Раз­меры: 96,5×110,45 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых и хло­пок. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Музей искусств округа Лос-Анджелес[v]. Фото 3. Туника. Раз­меры: 102,2×102,2 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых и хло­пок. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Дал­лас­ский музей искусств[vi]

Так, среди тек­стиля эпохи импе­рии Уари есть унку, сплошь покры­тые орна­мен­том (фото 2 и 3), одно­тип­ные мотивы кото­рого не могли быть нане­сены только для укра­ше­ния. Они, разу­ме­ется, имели сакраль­ное зна­че­ние, поскольку весь рос­кош­ный тек­стиль был так или иначе свя­зан с пра­вя­щей вер­хуш­кой обще­ства, в кото­ром глав­ную роль играли жрецы, а также с куль­том. Ведь искус­ство еще не было свет­ским, а раз­ви­ва­лось пока в тес­ной вза­и­мо­связи с рели­гией. Но не зная языка дан­ных моти­вов, я оста­вила такие унку за рам­ками сво­его иссле­до­ва­ния, сосре­до­то­чив­шись на тка­нях с обра­зами божеств, кото­рые, есте­ственно, изоб­ра­жа­ются одно­типно в неза­ви­си­мо­сти от того, кера­мика ли это или ткань. Как на унку с фото 4, фигуры божеств также часто испещ­рены услов­ными зна­ками, кото­рых я еще не знаю. Поэтому о тон­ко­стях «пере­вода» гово­рить пока не при­хо­дится, но общий смысл ком­по­зи­ций вполне может быть досту­пен. А ком­по­зи­ции с изоб­ра­же­ни­ями божеств, на мой взгляд, как нельзя лучше рас­ска­зы­вают о своей эпохе.

Фото 4[vii]. Туника. Раз­меры: 82,9×87 см. Мате­риал: шерсть. Куль­тура: Наска–Уари. Период: Сред­ний гори­зонт. 700 – 850 гг. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашингтон

Изго­тов­ле­ние тка­ней с цвет­ными гобе­ле­но­выми орна­мен­тами было очень тру­до­ем­ким и доро­го­сто­я­щим про­цес­сом. Он тре­бо­вал высо­ко­ка­че­ствен­ных кра­си­те­лей, порой при­воз­ных, воло­кон из луч­ших сор­тов хлопка и шер­сти, ниток тон­кого пря­де­ния, а также боль­шого мастер­ства худож­ни­ков и тка­чей. Поэтому ткани обла­дали боль­шой цен­но­стью и исполь­зо­ва­лись для жерт­во­при­но­ше­ний (инки, напри­мер, их сжи­гали), а также для одежды исклю­чи­тельно знати выс­шего уровня, в том числе жре­цов. Власть в Анд­ском мире сим­во­ли­зи­ро­вал рос­кош­ный текстиль.

Ткани и изде­лия из них в основ­ном нахо­дят в захо­ро­не­ниях. В тра­ди­циях таких куль­тур, как Пара­кас, Наска и Уари было при­нято обла­чать мумии в тор­же­ствен­ные одежды и затем запе­ле­ны­вать их боль­шим коли­че­ством тка­ней (см. «Гроб­ницу Дамы в маске»). В усло­виях перу­ан­ского высо­ко­го­рья тек­стиль и три­ко­таж в захо­ро­не­ниях плохо сохра­ни­лись, и поэтому пред­ме­тов обла­че­ния уарий­ской элиты из долины Аякучо до нас дошло мало. Ни одного унку из тех мест мне видеть не дове­лось. Усло­вия перу­ан­ского побе­ре­жья гораздо более щадящи к нату­раль­ным волок­нам. Вслед­ствие этого одежда, ткани, голов­ные уборы имеют под­час очень хоро­шую сохран­ность. Поэтому бóль­шая часть тек­стиля, отно­ся­ще­гося к импе­рии Уари и рас­смот­рен­ного в дан­ной ста­тье, про­ис­хо­дит с южного побе­ре­жья. Но, как и основ­ная масса арте­фак­тов, хра­ня­щихся в музеях, осо­бенно за пре­де­лами Перу и Боли­вии, пред­меты костюма пра­ви­те­лей Уари дати­ро­ваны весьма при­бли­зи­тельно, как при­бли­зи­тельны и ука­за­ния места находки, что, конечно, затруд­няет их исполь­зо­ва­ние в иссле­до­ва­ниях. Это свя­зано с тем, что, ско­рее всего, они были при­об­ре­тены у чер­ных копа­те­лей – уаке­рос.

С раз­ви­тием в Перу и Боли­вии архео­ло­гии мно­гие поле­вые иссле­до­ва­ния стали про­во­диться на науч­ной основе и их общее число зна­чи­тельно уве­ли­чи­лось. Важно и то, что в них при­ни­мают уча­стие веду­щие зару­беж­ные спе­ци­а­ли­сты по доинк­скому пери­оду исто­рии Анд, а также моло­дые уче­ные и сту­денты, а бла­го­тво­ри­тель­ными фон­дами заин­те­ре­со­ван­ных стран, осо­бенно США и Япо­нии, выде­ля­ются денеж­ные сред­ства на их про­ве­де­ние. Арте­факты, най­ден­ные во время науч­ных рас­ко­пок, не только не выво­зятся из страны, но и имеют все воз­мож­но­сти быть пра­вильно дати­ро­ван­ными и иден­ти­фи­ци­ро­ван­ными, что, конечно, повы­шает их цен­ность как исто­ри­че­ских сви­де­тельств. Поэтому нельзя было никак обойти вни­ма­нием унку из недавно откры­тых гроб­ниц Уари в архео­ло­ги­че­ском ком­плексе Уаки Пук­льяны (Huaca Pucllana), тем более что они пред­став­ляют уарий­ские захо­ро­не­ния цен­траль­ного побе­ре­жья. Дру­гими сло­вами, эти унку могли носить уарийцы, пра­вив­шие тер­ри­то­рией, кото­рая до их втор­же­ния имела куль­туру, назы­ва­е­мую куль­ту­рой Лимы. К ней отно­си­лась и свя­тыня Пача­ка­мака, играв­шая очень важ­ную роль в импе­рии Уари. Там уарийцы также хоро­нили пред­ста­ви­те­лей своей знати. А тек­стиль цен­траль­ного побе­ре­жья мне ни разу не встре­чался. Унку из Уаки Пук­льяны могут помочь соста­вить более пол­ное пред­став­ле­ние о тек­стиле пери­ода импе­рии Уари и пра­вильно оце­нить его куль­тур­ную принадлежность.

Я попро­бо­вала собрать ком­плект цере­мо­ни­аль­ного обла­че­ния жреца-правителя Уари. Но поскольку в моем рас­по­ря­же­нии ока­за­лись унку и аксес­су­ары, отно­ся­щи­еся в основ­ном к куль­туре южного и север­ного побе­ре­жья, то стало воз­можно пофан­та­зи­ро­вать только о том, как мог выгля­деть намест­ник Уари, пра­вив­ший, ска­жем, в Ике.

 

ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ ОБЛАЧЕНИЕ ЖРЕЦОВ-ПРАВИТЕЛЕЙ УАРИ

1. УНКУ

1.1. Унку без рукавов

Фото 1 и 2. Фото­ре­про­дук­ция унку. Куль­тура Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики[1]

Реги­о­наль­ный музей Ики не вла­деет боль­шими тка­ными объ­ек­тами пери­ода импе­рии Уари. В нем экс­по­ни­ру­ются только чуку. А в вит­рине музея выстав­лена лишь фото­ре­про­дук­ция унку (фото 1 и 2). Орна­мент его сло­жен для вос­при­я­тия. Он вклю­чает в себя головы кон­до­ров и ска­ля­щи­еся головы кошачьих.

Фото 3. Туника. Раз­меры: 100×98×96 см. Мате­ри­алы: пряжа из шер­сти вер­блю­до­вых, хлоп­ча­то­бу­маж­ная пряжа, кра­си­тели. Тех­ники: кра­ше­ние, гобе­лен, сши­ва­ние. Куль­тура: воз­можно, Уари или Моче. Дата созда­ния: 700 – 900 гг. н.э. Место: Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[2]

244999.000Сотруд­ники Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев не смогли опре­де­лить точно при­над­леж­ность унку, засня­того на фото 3. Видимо, сде­лать это было затруд­ни­тельно по сле­ду­ю­щим при­чи­нам. Унку отно­сится к пери­оду импе­рии Уари, на нем выткано боже­ство по канону, близ­кому к канону спут­ника Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако: вся фигура пока­зана в про­филь, в одной руке – жезл, а дру­гая пред­став­ляет собой крыло. Однако этот канон пере­дан в интер­пре­та­ции Моче.

В кол­лек­ции Бруклин­ского музея целых унку (туник в соот­вет­ствии с тер­ми­но­ло­гией ката­лога), отно­ся­щихся к эпохе импе­рии, не так много. В основ­ном пред­став­лены фраг­менты тка­ней раз­ной сте­пени сохран­но­сти, по боль­шей части ветхие.

Фото 4. Туника. Раз­меры: 99×111 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[3]

Орна­мент унку, засня­того на фото 4, плохо чита­ется, но все же можно раз­гля­деть боже­ство, напо­ми­на­ю­щее кен­тавра, с запро­ки­ну­той ска­ля­щейся голо­вой пря­мо­уголь­ных очер­та­ний и телом, веро­ятно, коша­чьего. Боже­ство дер­жит в руке жезл с голо­вами хищ­ной птицы и пумы.

Фото 5. Гобе­ле­но­вое панно. Раз­меры: 99,7×105,1 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Место находки: Перу. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Период: Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[4]

Изна­чально ткань, пред­став­лен­ная на фото 5, не замыс­ли­ва­лась как рубаха. Но в свое время в ее цен­тре было про­ре­зано отвер­стие, а бока сшиты, и она стала унку. Как мне пред­став­ля­ется, на нем изоб­ра­жены камен­ные головы Нового храма Чавин-де-Уантара. На неко­то­рых из них – уарий­ское чуку с кисточками.

Фото 6. Фраг­мент ткани. Раз­меры: 57×14 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[5]

Необык­но­венно кра­сив и насы­щен сим­во­ли­кой орна­мент с круп­ными фигу­рами дракона-ягуара, кото­рый выткан на ткани, пока­зан­ной на фото 6. Дра­кон цели­ком покрыт метал­ли­че­ской чешуей, кото­рая на туло­вище и конеч­но­стях изоб­ра­жена в виде шев­рона уголь­ной формы, или гераль­ди­че­ского знака «стро­пило». Его голова имеет пря­мо­уголь­ные очер­та­ния и также покрыта чешуей, но из малень­ких пря­мо­уголь­ни­ков, а глаз выпол­нен в форме шести­уголь­ника. Неко­то­рые из сим­во­лов мне незна­комы. К ним отно­сятся согну­тая под пря­мым углом «кури­тель­ная трубка», исхо­дя­щая изо рта дра­кона, а также фигуры, напо­ми­на­ю­щие птен­цов хищ­ных птиц, кото­рые поме­щены на гори­зон­таль­ной ленте узора над дра­ко­ном и под ним. Справа от головы дра­кона выткан ягуар, на вер­ти­каль­ных лен­тах, содер­жа­щих повто­ря­ю­щий узор – головы кон­до­ров в про­филь и головы дра­ко­нов анфас, а также инте­рес­ный вари­ант амару в виде латин­ской буквы «S», но отра­жен­ной по гори­зон­тали. Такие фигуры из линий, изо­гну­тых плавно или под пря­мым углом, довольно часто встре­ча­ются в орна­мен­тах и, похоже, они сим­во­ли­зи­руют нечто очень важ­ное. А здесь зна­че­ние фигуры уси­лено еще и тем, что она изоб­ра­жена как амару.

Среди фигур, состав­ля­ю­щих узор, кото­рый обрам­ляет с обеих сто­рон дракона-ягуара, я уви­дела фигуру, напо­ми­на­ю­щую одно­гор­бого вер­блюда. Но у анд­ских вер­блю­дов нет гор­бов. И тут меня осе­нило. Это же дино­завр! Каж­дый, зна­ко­мый с кам­нями Ики, со мной согласится.

Фото 7. Фраг­мент накидки. Раз­меры: 38,0×37,5 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: при­бреж­ное Уари. 600 – 1000 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[6]

На мате­рии пред­по­ло­жи­тельно фраг­мента накидки (фото 7) вытканы ска­ля­щи­еся головы дра­кона. Как и на дру­гих тка­нях, они имеют пря­мо­уголь­ные очер­та­ния. Головы отли­ча­ются друг от друга в основ­ном вен­цами, состав­лен­ными как из голов хищ­ных птиц, так и из цве­тов Инки. В зубах головы дра­кона также дер­жат нечто, похо­жее на кури­тель­ную трубку. Воз­можно, этот сим­вол имеет в своей основе дыха­тель­ную трубку ныряль­щика или аква­лан­ги­ста. Кроме голов, на ткани в одном из пря­мо­уголь­ни­ков изоб­ра­жено суще­ство, кото­рое объ­еди­няет в себе черты ягу­ара (хвост и пятна на шкуре) и вер­блю­до­вого (шею и ноги).

 

1.2. Унку с рукавами

1.2.1. Бруклин­ский музей

Музей имеет и два пре­красно сохра­нив­шихся унку. Они несут на себе хорошо чита­ю­щи­еся орна­менты, состав­лен­ные непло­хими худож­ни­ками и выпол­нен­ные искус­ными тка­чами с при­ме­не­нием доро­гих кра­си­те­лей и тонко спря­ден­ной шер­сти и хлопка высо­кого качества.

Фото 8. Туника. Раз­меры: 97×144,9 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Место находки: южная сьерра Перу. Куль­тура Уари. 650 – 1000 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[7]

Пер­вое унку (фото 8) – муж­ское. Оно поно­шено в обла­сти выреза гор­ло­вины и имеет при­знаки того, что его чинили. Сле­до­ва­тельно, унку не явля­ется только погре­баль­ной одеж­дой, его носили при жизни. На унку чере­ду­ются узор­ча­тые и крас­ные полосы. Узор­ча­тые полосы содер­жат повто­ря­ю­щи­еся про­фили фигуры спут­ника Бога Врат с жез­лом, выпол­нен­ные в неоча­вин­ской манере. На венце пер­со­нажа изоб­ра­жены две пти­чьи головы, а жезл закан­чи­ва­ется голо­вой дра­кона и цвет­ком Инки. Кры­льев у спут­ника нет. Их заме­няет слож­ная фигура, завер­ша­ю­ща­яся цвет­ком Инки.

Судя по све­де­ниям из ката­лога музея, унку было най­дено в южном высо­ко­го­рье Перу. Сле­до­ва­тельно, его носил и в нем был похо­ро­нен уарий­ский пра­ви­тель  этих мест. Но если верно утвер­жде­ние о том, что ткачи гор­ной части ткали унку без рука­вов, а мастера побе­ре­жья – унку с рука­вами, то можно заклю­чить, что дан­ное унку было сде­лано на побе­ре­жье. Об этом сви­де­тель­ствует и его неоча­вин­ский орнамент.

Фото 9. Мини­а­тюр­ная туника. Раз­меры: 22,1×31,8 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Место находки: Перу. Куль­тура Уари. 500 – 800 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[8]

Вто­рое унку (фото 9) совсем малень­кое. В ката­логе музея ска­зано, что «эта мини­а­тюр­ная туника с корот­кими рука­вами, веро­ятно, была цере­мо­ни­аль­ным тек­сти­лем, поме­щен­ным в гроб­ницу важ­ного лица», поскольку ее «рукава слиш­ком узки для того, чтобы слу­жить дет­ской одеж­дой»[9]. Боже­ства, выткан­ные на унку, имеют чело­ве­че­ское тело и ска­ля­щу­юся голову, а ско­рее, маску дра­кона с раз­де­лен­ными на чер­ные и белые поло­винки гла­зами и с шари­ком на пере­но­сице. Слез­ный эле­мент на маске изоб­ра­жен в виде ска­ля­щихся фигур схо­жей формы в синем и жел­том вариантах.

Фото 10. Маска из Ниге­рии[10]

Поза пер­со­на­жей почти пол­но­стью повто­ряет позу спут­ни­ков Бога Врат, отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью кото­рой явля­ется поло­же­ние ног, кото­рым изоб­ра­жа­ется бег или же пре­кло­не­ние на одно колено. Головы божеств смот­рят вверх, как и у спут­ни­ков в мас­ках кон­до­ров. Однако на унку они имеют маски дра­ко­нов. Впро­чем, в пред­став­ле­нии евро­пей­цев маска – это пред­мет, закры­ва­ю­щий только лицо. Здесь же мы видим кон­струк­цию, кото­рая сродни бута­фор­ской голове от костюма арти­ста, игра­ю­щего живот­ное, чудо­вище и пр. Такие соору­же­ния харак­терны для Африки (фото 10). Странно, но их тоже почему-то назы­вают мас­ками. Факт при­ме­не­ния таких масок с наго­лов­ни­ком в Андах не под­твер­жда­ется архео­ло­ги­че­скими находками.

Дра­ко­нья голова у божеств на унку очень мас­сив­ная и не имеет шеи. Ее про­филь пред­став­ляет собой почти пол­ный квад­рат с пря­мыми лини­ями и чет­кими углами, чем наме­ренно под­чер­ки­ва­ется ее искус­ствен­ное, руко­твор­ное про­ис­хож­де­ние. Подоб­ная форма головы, харак­тер­ная для боль­шин­ства божеств, выткан­ных на рас­смат­ри­ва­е­мых унку, поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что худож­ник таким обра­зом пере­дал очер­та­ния шлема, наде­того на боже­ство. Именно шлема, а не маски, сиречь бута­фор­ской головы. Ведь для того чтобы пред­стать в образе, ска­жем пумы, андец не исполь­зо­вал ее маску, а наки­ды­вал себе на спину шкуру вме­сте с голо­вой, кото­рая, есте­ственно, наде­ва­лась как голов­ной убор. Об этом сви­де­тель­ствует фигурка из бирюзы куль­туры Уари (фото 11). А более циви­ли­зо­ван­ные мочикцы щего­ляли в голов­ных убо­рах с изоб­ра­же­нием головы пумы по центру.

Фото 11[11]. Фигурка из бирюзы. Куль­тура Уари

Венец шле­мов божеств состоит из иконки цветка Инки (посе­ре­дине) и двух ико­нок кла­виш пульта управ­ле­ния по бокам. Их кры­лья, как и у дру­гих божеств, подоб­ных спут­ни­кам Бога Врат Солнца, на иссле­ду­е­мых унку заме­нены гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том, что очень харак­терно для ико­но­гра­фии побе­ре­жья. Здесь орна­мент пред­став­ляет собой полосу с цвет­ком Инки на конце. Жезлы божеств закан­чи­ва­ются голо­вой кон­дора сверху и куку­ру­зой снизу. Знак куку­рузы имеет вид дву­гла­вого топора.

Дан­ные унку, оче­видно, при­над­ле­жали знати импе­рии Уари. Их декор гово­рит о том, что на одежде пра­ви­тели импе­рии носили сим­во­лику, выпол­нен­ную по кано­нам побе­ре­жья (южного и север­ного). Осо­бенно пока­за­те­лен декор малень­кого унку. Он более круп­ный, поэтому у худож­ника была воз­мож­ность больше уде­лить вни­ма­ние дета­лям – атри­бу­там пер­со­на­жей. На малень­ком унку вытканы фигуры по канону, близ­кому к канону спут­ни­ков Бога Врат Солнца. Однако канон соблю­ден только отно­си­тельно позы пер­со­на­жей. Смыс­ло­вое напол­не­ние образа дан­ных божеств отчет­ливо неоча­вин­ское и они явля­ются драконами-людьми без крыльев.

 

1.2.2. Музей Уаки Пукльяны

Фото 12[12]. Пер­вое унку. Общий план

В уарий­ских гроб­ни­цах Пук­льяны архео­логи нашли шесть унку. Все они были сотканы из хлоп­ко­вых ниток и пряжи из шер­сти аль­паки[13]. На сайте музея Пук­льяны выло­жены фото­гра­фии трех унку. Они сохра­ни­лись не луч­шим обра­зом, и два из них были реста­ври­ро­ваны совре­мен­ными специалистами.

Фото 13[14]. Пер­вое унку. Фраг­мент каймы подола. Фото 14[15]. Фраг­мент рукава

У пер­вого унку (фото 12 – 14) цен­траль­ный орна­мент состоит из боль­ших вытя­ну­тых тре­уголь­ни­ков корич­не­вого и беже­вого цве­тов, видимо, соткан­ных из некра­ше­ной шер­сти. Он пред­став­ля­ется мне слиш­ком про­стым. В пря­мо­уголь­ни­ках орна­мента, кото­рый рас­по­ло­жен в верх­ней части унку, изоб­ра­жено боже­ство в позе вер­хов­ного бога, т.е. оно пол­но­стью пока­зано анфас. Его руки под­няты вверх, ладони рас­крыты и обра­щены тоже вверх так, как будто боже­ство дер­жит ими амару, выгнув­шу­юся аркой над его голо­вой. Опре­де­лить, к какой куль­туре отно­сится это боже­ство, я затруд­ня­юсь. Однако туми, вен­ча­ю­щий голову кон­дора на рукаве унку, и пояс боже­ства, кото­рый пред­по­ло­жи­тельно пред­став­ляет собой амару, ука­зы­вают на воз­мож­ную связь с север­ным побе­ре­жьем (Моче или Сипаном).

Фото 15[16]. Вто­рое унку. Общий план. Фото 16[17]. Фраг­мент рукава

У вто­рого унку (фото 15 – 18), напро­тив, цен­траль­ная ком­по­зи­ция весьма сложна и насы­щена сим­во­ли­кой. Она вклю­чает в себя две схо­жие антро­по­морф­ные фигуры в мас­ках (шле­мах). Боже­ство, кото­рое мы видим на фото 17 и 18, никак не назо­вешь чело­ве­ком. Такому вос­при­я­тию образа спо­соб­ствует шлем, кото­рый невоз­можно при­нять за голову. Худож­ник поста­рался под­черк­нуть это чет­кими углами кон­ту­ров шлема, его  вели­чи­ной, бес­смыс­лен­ным выра­же­нием маски с ром­бо­вид­ными гла­зами. Нос, рот и зубы изоб­ра­жены так, будто бы они сде­ланы из металла. Видимо, худож­ник знал, что он рисует, и мастер­ски пере­дал свои ощу­ще­ния от этого объ­екта как от машины, робота. В то же время две малень­кие фигуры, кото­рые изоб­ра­жены на унку боже­ства, вроде бы пока­зан­ные еще более при­ми­тив­ными сред­ствами, без сомне­ния чита­ются как люди.

Фото 17[18]. Вто­рое унку. Фраг­мент цен­траль­ной композиции

Поза божеств пер­вого и вто­рого унку оди­на­кова. На пер­вом унку боже­ство как бы под­дер­жи­вает амару, не при­ка­са­ясь к ней. На вто­ром унку оно таким же обра­зом под­дер­жи­вает две головы без тела в шле­мах (мас­ках), кото­рые соеди­нены одно­вре­менно с голов­ным убо­ром боже­ства и с ост­рым кон­цом его длин­ного пояса, укра­шен­ного голо­вами чавин­ских драконов-змей. Концы пояса идут от талии боже­ства вверх, обрам­ляя его с боков, и, соеди­ня­ясь с голо­вами без тела, обра­зуют замкну­тое про­стран­ство вокруг боже­ства. Веро­ятно, пояс явля­ется амару, а маски – ее голо­вами. В довер­ше­нии всего голову боже­ства вен­чает нечто, с тру­дом под­да­ю­ще­еся опи­са­нию. Я бы назвала это двумя цве­тами бушу­ю­щей чистой энер­гии. В целом ком­по­зи­ция, без­условно, пред­став­ляет собой образ корабля. Пара чело­веч­ков на унку вос­при­ни­ма­ется как его пас­са­жиры. Такой образ божества-корабля я вижу впер­вые. Важно, что он повто­ря­ется на дру­гом унку при этом в упро­щен­ном вари­анте. Это гово­рит о том, что такая ком­по­зи­ция не была еди­нич­ным явле­нием, а стала каноном.

Фото 18[19]. Вто­рое унку. Фраг­мент цен­траль­ной композиции

На рука­вах вто­рого унку раз­ме­щена гори­зон­таль­ная лента из узо­ров в пря­мо­уголь­ных рам­ках кото­рые, видимо, и явля­ются токапу. А тот, что пока­зан на фото 16, содер­жит значки, как мне кажется, даже более про­дви­ну­того типа письма.

От тре­тьего унку остался только кусок ткани (фото 19 и 20). О том, что он был когда-то руба­хой, поз­во­ляют гово­рить бахрома снизу и неболь­шой раз­рез сверху, кото­рый мог быть частью щели горловины.

Фото 19[20]. Тре­тье унку

На ткани изоб­ра­жено неви­дан­ное мною ранее боже­ство, кото­рое даже не под­да­ется опре­де­ле­нию. Оно не похоже ни на живот­ное, ни на чело­века. Его зуба­стый рот широко открыт и имеет гигант­ски раз­меры. Тело напо­ми­нает срез ракушки. Пальцы ног (лап) с квад­рат­ными белыми ног­тями нере­ально длин­ные и похожи бахрому.

Фото 20[21]. Фраг­мент тре­тьего унку

Постро­е­ние орна­мен­тов и ком­по­зи­ци­он­ное реше­ние декора унку Пук­льяны рази­тельно отли­ча­ются от того, что мы видим на унку южного и север­ного побе­ре­жья. Орна­мент послед­них в основ­ном состав­лен из вари­ан­тов одного мотива в пря­мо­уголь­ном поле. Пря­мо­уголь­ники моти­вов ском­по­но­ваны в вер­ти­каль­ные полосы на одно­цвет­ном фоне или, как моза­ика, покры­вают все унку. На двух унку из Пук­льяны ленты пря­мо­уголь­ни­ков орна­мента рас­по­ло­жены по гори­зон­тали и обрам­ляют сверху и снизу боль­шое поле посе­ре­дине рубахи, кото­рое имеет круп­ный орна­мент, не повто­ря­ю­щий узоры гори­зон­таль­ных полос. Орна­мент тре­тьего унку состав­лен из одной фигуры не встре­чав­шейся мне ранее кон­фи­гу­ра­ции. Она прак­ти­че­ски не имеет вари­а­ций формы и цвета и раз­ме­щена вверх и вниз голо­вой попе­ре­менно по всему полю рубахи.

Кроме несколь­ких ико­нок, таких, как, напри­мер, головы дракона-змеи,  унку Пук­льяны не содер­жат, на мой взгляд, обра­зов, типич­ных для неоча­вин­ской куль­туры в целом и для ком­по­зи­ции фриза Врат Солнца Тиа­у­а­нако в част­но­сти. Орна­менты и образы унку Пук­льяны само­бытны, а ком­по­зи­ция божества-корабля и его образ, став­ший кано­ном для Пук­льяны, уникальны.

 | 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20  |20a 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 | 31 |



[vii] http://museum.doaks.org/Obj23047?sid=16429&x=96028&port=2642


 

Один комментарий: § 6. Кем были правители Уари?

  1. Peru Grand Travel говорит:

    What an interesting article on clothing in Andean culture! I love how you have detailed the different aspects of clothing and its cultural significance. The way you connect clothing with the identity and traditions of the region is really fascinating.

    I also appreciate the images that accompany the text, as they help to visualise the rich diversity of the costumes. It is wonderful to see how dress reflects not only aesthetics, but also the history and heritage of a people. Thank you for sharing this valuable information, it has definitely inspired me to learn more about Andean culture!

Добавить комментарий для Peru Grand Travel Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>