Послание Врат Солнца, § 6. Кем были правители Уари?, продолжение
Фото 1[i]
Мне всегда очень хотелось увидеть портретные изображения древних андцев. Но такую возможность дают только керамические скульптурные головы Моче. Лица божеств на артефактах периода империи Уари часто закрыты антропо– или зооморфной маской. Впрочем, на керамике есть довольно много божеств с открытым лицом. Но бóльшая их часть – это обобщенный и затверженный каноном образ всеандского имперского божества (фото 1), как мне кажется, ничего общего не имеющий с реальными людьми и, скорее всего, относящийся к предпочтениям богов во плоти, которые опекали Уари.
Однако даже среди лиц всеандского имперского божества, расположенных на горлышках сосудов, встречаются те, которые отмечены индивидуальными чертами, возможно, правителя, к погребальным приношениям которого относился сосуд, или близки по типу лицам людей, в среде которых жил и работал мастер (фото 2 и 3).
Фото 4[iv]. Воины Уари. Национальный университет Сан-Антонио-Абад в Куско
Наиболее приближенными к реальности кажутся мне изображения людей, выполненных в виде фигурок из бирюзы. Производство мелкой пластики из этого камня было налажено в городе Уари. Вероятно, 80 фигурок (фото 4), которые были найдены в церемониальном тайнике в уарийском городе Пикильякте (Pikillacta), также были произведены в столице. Они различаются чертами лица, ростом и телосложением, одеждой и головными уборами, вследствие чего их нельзя отнести к одному народу и единой культуре. Вряд ли все эти люди были выходцами из Аякучо. Один из ведущих специалистов по Уари Анита Кук предположила, что они представляют «основателей империи Уари»[v]. Я бы с ней согласилась, но при условии, что под основателями империи Уари я бы понимала не этнических уарийцев, а лидеров царств, которые заключили между собой договор о союзе и таким образом создали то, что называется империей Уари.
Фото 5[vi]. Фигурка воина из бирюзы. Культура Уари. Национальный университет Сан-Антонио-Абад в Куско
Вполне реалистичным представляется изображение воина со щитом (фото 5). Его лицо очень юное и имеет слегка наивное выражение. Возможно, эта фигурка принадлежит к числу найденных в Пикильякте.
Фото 6[vii]. Фигурка из бирюзы. Культура Уари
К сожалению, информации о том, где была найдена и где хранится фигурка юноши (фото 6) с головой пумы в качестве шлема и какие священные предметы он держит в руках, у меня нет. Фигурка очень хороша. Просто маленький шедевр. Она могла бы служить символом Уари и его лучших намерений.
Фото 7. Статуэтка. Размеры: 3,2×1,3×1,9 см. Материал: бирюза. Культура: Уари. 700 – 1000 гг. Бруклинский музей[viii]
Также из бирюзы сделана статуэтка немолодого мужчины, сословие которого трудно определить. Можно только сказать, что это не воин, а, вероятнее всего, жрец, если судить по шапке. Как практически у всех фигурок из бирюзы, у этой очень большие глаза, которые так широко открыты, что верхних век почти не видно. От них остались только полоски, которые почти сливаются с бровями. Волосы на голове мужчины, кажется, отсутствуют полностью. Крупный нос слегка свернут на сторону, а тонкий рот перекошен. Вряд ли такие особенности лица появились случайно или из-за оплошности резчика. Скорее эта фигурка носит черты некоей исторической личности.
Фото 8. Копьеметатель (копьеметалка). Размеры: 8,9×2,9×8,3 см. Материал: камень. Место находки: Перу. Культура: Уари. 700 – 1000 гг. Период: Средний горизонт. Бруклинский музей[ix]
Похожий господин украшает объект, который я вначале приняла за сапожную лапу (фото 8). Но в каталоге Бруклинского музея он называется «копьеметатель (копьеметалка)» – по-английски «Spear Thrower». Это словосочетание можно перевести и как «дротикометатель (дротикометалка)». Неужели это разновидность атлатля или его часть? Каталог дает следующее описание экспоната: «Вырезанный из камня копьеметатель с коленопреклоненной человеческой фигурой (kneeling human figure), носящей четырехугольную шапку с клапанами, свисающими с боков и сзади (фото слева). Он несет лук и стрелы в одной руке и топор в другой. Камень янтарного цвета со следами красного пигмента вокруг шеи фигуры, нижней части ног и на объектах в руках». Видимо, фигура изображает жреца-воина. Но почему в каталоге написано, что он стоит на коленях? Очевидно, что он сидит. Ведь ступни его ног располагаются спереди, а колени – на уровне груди.
Если у персонажа, показанного на фото 7, широкое лицо, то у фигуры с фото 9 лицо узкое и сплюснутое с боков, как у рыбы. Такой же тип лица у одной из фигурок представителей империи Уари из тайника Пикильякты (на фото 4 четвертая слева). Следовательно, можно предположить, что подобным образом выглядел либо один из правителей, либо даже целый народ. Мне сразу же вспомнились фигурки, которые продаются в нашей время на рынке в районе озера Титикака (фото справа). Может быть, это – легендарный народ уру?
Фото 9[x] Статуэтка. Размеры: 4,1×1,3×2,9 см. Материал: бирюза. Культура: Уари. 700 – 1000 гг. Период: Средний горизонт. Бруклинский музей
Есть вероятность, что портретным изображением одного из жрецов-правителей Уари является фигура из листового золота с объемной головой (фото 10).
Фото 10[xi]. Экспонат Музея золота Перу, Лима
Лицо на горлышке сосуда из Бруклинского музея (фото 11) обладает поразительным сходством с лицом современного жителя Боливии (фото 12). Именно так в нашем представлении выглядит индеец, хотя в Перу и Боливии подобных лиц не так уж много.
Фото 11. Сосуд культуры Уари из Бруклинского музея. Фото 12[xii]. Лицо неизвестного. Тиауанако, Боливия, 21 января 2006 г. Первая индейская «инаугурация» Эво Моралеса
Такой же крючковатый нос, как у мужчин на фото 11 и 12, мы видим и на совсем еще юном лице скульптурной головы керамического сосуда, который показан на фото 13. Нос вполне андский, но на нем – проволочные очки! Ну, что тут скажешь? Богата земля андская сюрпризами. Интересно, что на шлеме молодого человека изображен листок. Сразу вспоминаются глиптолитические люди камней Ики и их венцы из листьев. Может быть, этот юноша один из них?
Фото 13. Бутыль ручка-мост (botella asa puente). Трофейная голова. Размеры: 150×160 мм. Материал: керамика. Культура: Уари. Горизонт Уари–Тиауанако. 700 – 1100 гг. Чилийский музей доколумбового искусства[xiii]
Лица правителей, жрецов и воинов, которые сохранили керамические сосуды, фигурки из бирюзы и золотые изделия, в основном очень условны, но все же имеют различия по своему типу. Они говорят о многоэтничности империи и о том, что среди лидеров территориальных объединений, входивших в ее состав, возможно, были и детища богов, такие, как представители народа уру. По лицу имперского божества на горлышке керамики можно было бы судить о типе лица самих богов во плоти. Но, скорее, эти изображения не имели отношения к внешности богов, а просто были призваны сформировать в сознании андцев именно такой их облик. По всей видимости, он был выбран потому, что отличался от облика самих андцев и, следовательно, мог без ревности быть принят всеми участниками имперского союза. Монголоидный тип внешности богов, которые изображены на артефактах Сипана и Сикана, не стал всеандским, вероятно, из-за того, что ассоциировался с этими конкретными царствами.
Как выглядели император Уари и его звездные советники, мы, наверное, никогда не узнаем. Этого не знали и народы, входившие в империю, потому что облачения уарийских властителей давали возможность полностью скрывать облик персоны, появлявшейся перед ними во время торжеств.
Я пришла к выводу о том, что в Андах вообще было принято скрывать свою внешность. Об этом свидетельствует гипотетический церемониальный костюм насканского наместника Уари, составленный по артефактам, относящимся в основном к южному и отчасти к северному побережью, который, возможно, был дополнен маской. Кроме того, нет ни одного артефакта, где человек был бы показан с непокрытой головой. Это, конечно, можно объяснить тем, что головной убор является олицетворением статуса персоны. Но для демонстрации высокого положения, по нашему разумению, вполне достаточно надеть царский венец на обнаженную голову. Оставив в стороне очень сложные золотые короны, которые похоронены вместе с их высокопоставленными владельцами, например, в гробницах Сикана, посмотрим на уборы персон статусом ниже, которые представлены на артефактах в более простом облачении, нежели правители Сикана. У них открыто, как правило, только лицо, остальное спрятано под тканью (Моче) или под волосами (Наска). Ели уши и ближайшие к ним зоны лица и не закрыты тканью, то их не видно за большими украшениями (фото 14). Изображения людей с открытым лицом и ушами тоже есть (см. фото 7), но их меньшинство.
Фото 14. Керамический сосуд – портрет правителя Моче. 100 г. до н.э. – 500 г. н.э. Институт искусств Чикаго[xiv]
Однако манеру закрывать голову и шею и носить крупные ушные украшения легко можно списать на холодный или жаркий климат и вкусовые предпочтения коренных народов. Но особенности головного убора жреца-воина на копьеметалке (см. фото 8) нельзя объяснить лишь функцией предохранять голову от погодных явлений. Под шапкой у него уже не просто кусок материи, а что-то вроде второго головного убора, который имеет большой клапан, закрывающий затылок, шею и часть спины, и клапаны поменьше, закрывающие уши и часть лица. То есть мы видим, что требования (традиция) закрывать тем или иным способом бóльшую часть головы, привели к созданию ф а с о н а головного убора.
Фото 15[xv]. Камень Ики
Еще глядя на сюжеты камней Ики, я отметила, что уши, ближайшая к ним часть лица и затылок с шеей у их персонажей всегда закрыты (фото 15). Эту тенденцию отражают и традиционные головные уборы андцев – чульо. При этом они часто выполняют функцию головного убора внутреннего слоя, на который надевается второй убор. Сейчас поверх чульо надевают, как и в старину, монтеры, а также войлочные шляпы, которые были переняты у белых и привнесены в традицию (см. статью «Традиционная одежда кечуанов Перу»). Среди шляп большой популярностью пользуется федора, фасон которой был изобретен в 80-х гг. XIX в. (фото 16). Носить два головных убора – один внутренний, который, облегая, закрывает все, кроме лица, а поверх него второй – более жесткой конструкции, является андской традицией. Она, я думаю, ведет свое начало с древних времен. Об этом говорят головные уборы жреца на копьеметалке (фото 8) и эквадорского космонавта (фото 17).
Фото 16[xvi]. Коренной житель Боливии в чульо и федоре, заснятый во время празднования Willkakuti в Тиауанако 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймарскому летоисчислению
Поскольку на камнях Ики изображены детища богов, которые, как свидетельствуют гравюры, были созданы из земноводных, то логично было бы предположить, что их головной убор скрывает какие-то следы данного эксперимента, например, отсутствие ушей, волос или, напротив, наличие неких органов, не свойственных людям. В то же время головным убором могли быть замаскированы не только особенности строения головы, но и технические устройства, как вживленные в головы детищ, так и являющиеся частью снаряжения богов во плоти на артефактах, изображающих самих богов. На такие мысли наводит скульптура эквадорского космонавта (фото 17) – подробнее см. комментарии к фото 13 в «Божественном драконе».
Фото 17. Стоящая фигура. Эквадор. Культура Хама-Коаке. 1 – 600 гг. н.э. Бруклинский музей[xvii]
Судя по фигуркам, относящимся к царствам Моче и Сикана, детища богов низкого роста с очень большой головой и широким лицом вполне могли жить там (см. § 2. Легенда о Найлампе. Ваки в облике людей, рис. 87 и 88). Но для изображений на артефактах остальной части империи Уари не характерны такие типажи. Был ли персонаж, вырезанный на копьеметалке (фото 8), детищем богов? Кто знает? Но если подобные головные уборы носили боги и их детища, то и следующие после них по рангу – правители с земной физиологией – разве могли надеть что-то другое, если они претендовали на статус богов, полубогов?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 | 33 |34 |
[iv] http://kennethgarrett.photoshelter.com/gallery-image/Wari-Huari-Tiwanaku-Tiahuanaco/G0000yC.QS3dap6w/I0000tbUhcscX4gY/C0000S6meOV9vTSQ
[vi] http://kennethgarrett.photoshelter.com/gallery-image/Wari-Huari-Tiwanaku-Tiahuanaco/G0000yC.QS3dap6w/I0000WwbP5f7cNFQ/C0000S6meOV9vTSQ