Послание Врат Солнца,§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара, продолжение
Фото 1[1]. Монолит Лансон
Как известно, прототипом Бога Врат Солнца Тиауанако является Бог с жезлами (Улыбающийся бог), изображенный на стеле Раймонди. Однако слезный элемент ведет свое происхождение от змееподобных ресниц (и бровей?) другого идола этого бога – монолита Лансон (фото 1). Благодаря еще одному изображению Улыбающегося бога (фото 2) можно заключить, что в виде змей на его лице изображены только ресницы и эти змеи – драконы. Ресницы такие длинные, что головы драконов-змей верхних ресниц закрывают брови. Следовательно, мои сомнения в том, что на лице Бога Врат изображены слезы, которые основывались, в частности, на том, что они вырезаны не только на его щеках, но и на бровях, оказались правомерны.
Фото 2[2]. Экспонат Национального музея Чавин-де-Уантара
Подтвердилась также моя гипотеза о том, что слезный элемент – знак мира предков, поскольку Улыбающийся бог, скорее всего, олицетворяет священного первопредка и, так или иначе, связан с миром предков и поклонением им. Следовательно, Бог Врат Солнца Тиауанако также является главным богом этого культа. А поскольку Улыбающийся бог – это верховный бог Чавина, то культ предков в Чавине был основным и, быть может, единственным, как и в Тиауанако, и империи Уари. Кроме того, андцы, видимо, считали своих первопредков не только божествами, сотворившими их самих, – праотцами, но и творцами мира, а вернее трех миров в соответствии с андским пониманием устройства вселенной, а также всего в ней сущего. Поэтому андская религия полагает священными все составляющие вселенной – от планет и звезд до гор и травы. Только в инкской империи культ предков сменило поклонение Инти как главному богу и богам более низкого ранга, в число которых входил и Сапа Инка. Но Виракоча, сотворивший миры и их обитателей, продолжал оставаться верховным богом.
Фото 3[3]
Однако возникает резонный вопрос: почему жрецы Чавин-де-Уантара также считались божествами? Думается, изначально жрецами-правителями, как и полагается в Андах, были сами пришельцы, которые могли надевать бутафорские головы драконов. О такой вероятности говорит не только монолит Лансон, но и стела с «медузой» (фото 3), где лицо божества, закрыто маской, а волосы, заплетены в косицы из змей. Боги во плоти руководили жизнью святыни и территорий сферы ее влияния. Впоследствии, когда они отправились на свою звездную родину, эта роль перешла к их преемниками, а вместе с ней и почитание их как божеств. На первых порах они, скорее всего, располагали и могуществом (техникой и знаниями) богов во плоти, что подкрепляло их божественное происхождение. Судя по тем каменным головам Кастильо, которые запечатлели жрецов в человеческом обличии (фото 4), они имели вполне земную внешность.
Фото 4[4]. Экспонат Музея Чавин-де-Уантара (2007)
Поскольку уровень чавинской цивилизации многие века оставался очень высоким, следует предположить, что присутствие пришельцев было долгим, а после себя они оставили адептов, которым передали, насколько это было возможно, свои знания, а также раскрыли секрет того, как с ними связаться. Я думаю, нельзя отрицать такой вероятности. Есть достаточно упоминаний о том, что человек был наделен способностью к телепатической связи, но со временем она была заблокирована. Наверное, для ее разблокирования наркотические вещества, содержащиеся в аяуаске, подходили наилучшим образом. Поэтому жрецы во время сеанса связи, который не мог не превратиться впоследствии в ритуал, ее и принимали. Практика применения шаманами Амазонии (и не только) наркотических растений и грибов для вхождения в контакт с божествами, есть и сейчас. Известно, что некоторые наркотические вещества способствуют пророческим видениям. Их, в частности, принимал Мишель де Нострадамус. Жрецы Чавин-де-Уантара также обладали этим знанием и навыками его применения. Входя в мистический транс во время ритуала, они общались с оракулом – идолом Улыбающегося бога и толковали его предсказания. Но вернемся к Вратам Солнца.
Фото 5 [5]. Абрис центральной части фриза Врат Солнца, сделанный Артуром Познански
Почему же драконы-змеи ресниц Улыбающегося бога стали выглядеть как слезы на лице Бога Врат? Несмотря на то, что маленькие круглые выемки под и над глазами действительно более всего похожи на слезы, я думаю, создатели фриза в них такого значения не вкладывали. Вместо драконов-змей на лице Бога Врат вырезаны две крылатых кошки-дракона (фото 5), которые, как и драконы-змеи Улыбающегося бога, олицетворяют силу полета и связь с обожествленными предками.
Фото 6[6]. Уарийский Бог с жезлами. Черепки керамического сосуда, найденные в Кончопате в 1977 г. командой археологов, возглавляемой американским специалистом У. Исбеллом
Но создатели фриза, очевидно, имели в виду не пуму, а ягуара, пятна которого в виде углублений они и вырезали на теле животного. Именно ягуар – божество раннего Чавина, а не пума, изображен на лице Бога с жезлами (фото 6) уарийского сосуда, композиция росписи которого в наибольшей мере близка композиции фриза врат. Брови, глаза, щеки и нос бога закрыты замысловатой конструкцией из двух ягуаров, которые, видимо, как и ватные шарики в носу, являются символом его связи с богом-ягуаром через ритуал, для осуществления которого принималась аяуаска. Однако, судя по предметам из золота позднего Тиауанако, пятна ягуара, место которого в пантеоне заняла пума, со временем стали восприниматься на лице Бога Врат как слезы. В углубления для них вставлялись голубые камни или они закрашивались голубой краской (фото 7). Интересно, камни какого цвета были на лице бога на самих вратах?
Рис. 7[7]. Тиауанакское головное украшение из золота. Музей доколумбовых драгоценных металлов, Ла-Пас, Боливия
Таким образом, тайна слезного элемента раскрыта. Изначально это были ресницы в виде драконов-змей Улыбающегося бога Чавина, которые стали знаком божественной силы. Впоследствии он был видоизменен и в первую очередь значительно упрощен. Уже на лице-маске керамической скульптуры («Керамика», фото 6 и 7) Чавин-де-Уантара змеи превращаются в длинные черные полосы. В царстве Моче слезный элемент почти не встречается. В царстве Найлампа он сводится к полосе, которая спускается от глаза по середине щеки («Легенда о Найлампе», рис. 16). Однако в период империи Уари сложный слезный элемент снова появляется. Его часто изображают в виде крылатых фигур с головами кошачьих, как на лице Бога Врат Солнца, или хищных птиц. А у лица на горлышке сосуда из Бруклинского музея слезный элемент выполнен в виде кондора. Как и ягуар на носу, птица написана довольно реалистично. На лицах персонажей, вырезанных на гранях монолитов Конко-Ванкане, слезный элемент принимает форму зигзагообразного «потока». А на лице Вилакалы – единственного монолита, у которого оно сохранилось, зигзаг имеет на конце стрелку, т.е. похож на знак молнии («Монолиты Конко-Ванкане», рис. 3). Размеры и формы слезный элемент имеет разные, но, всегда означает принадлежность к миру усопших – миру обожествленных предков, связь с ним.
Заново оценивая композицию Бога с жезлами уарийского сосуда (фото 6), я поняла, что, пожалуй, здесь нет ни одной пумы, так как то, что я принимала за пум из-за шарика на носу, на самом деле – драконы-змеи, тем более, что их губы выполнены в виде окаемки рта, как у драконов Чавин-де-Уантара. Сомнение, правда, вызывает принадлежность к драконам-змеям существ, которые прикреплены к поясу божества. У них только головы драконов-змей, а шеи и тела млекопитающего, скорее всего, верблюдового.
Фото 8[8]. Центральная часть фриза Врат Солнца
А что, если и на Вратах Солнца изображены не пумы, а драконы? Резьба фриза Врат Солнца со временем утратила четкость, а центральная его часть с фигурой божества (фото 8) еще пострадала, как мне кажется, и от руки человека. Поэтому изображения фриза иногда с трудом поддаются идентификации, а для его изучения исследователи пользуются абрисами. Один из них сделан неизвестным мне автором (см. «Символика Врат Солнца», рис. 2), а второй – начерчен рукой самого Артура Познански (фото 5), так что вполне заслуживает доверия. Различия в них есть, но небольшие. Оба автора, думается, считают головы центральной части фриза головами пум.
Фото 9[9]. Голова дракона-змеи
Морда у чавинского дракона-змеи не плоская, а имеет достаточно выраженные лоб и пасть. На маленьких изображениях шарик, заполняющий пространство между ними, нивелирует ступеньку лба. В результате голова воспринимается как плоская, змеиная. А на крупных артефактах, таких, как каменная голова Кастильо (фото 9), которые позволяют рассмотреть детали, морда чудовища, имеющая выступающий лоб, действительно может быть расценена как кошачья. Жаль, что гребень у каменной головы не сохранился. Однако мое предположение о том, что у нее должен быть гребень, основывается в основном на росписях керамики Моче. Именно художники Моче рисовали драконов-змей с гребнем. Кроме того, гребень вместо волос-змей мы видим у Улыбающегося бога на фото 2. Но у китайских драконов на голове нет гребня, зато есть небольшие уши. Логично предположить, что драконов в Чавин-де-Уантаре изображали как с гребнем, так и без него, но с ушами. Следовательно, на чавинских стелах у драконов-змей могут быть вырезаны маленькие прижатые уши.
Художники других царств изображают на голове у кондора, в которого, надо думать, они переосмыслили дракона, небольшой сложенный хохолок, на который, как мне казалось, и был похож гребень каменной головы дракона-змеи, если смотреть на него сбоку. Впрочем, то, что осталось от завершения головы, имеет такую форму, что вполне можно предположить, что здесь были уши.
В результате получается, что по вырезанной на камне иконке совершенно невозможно определить, кого она изображает – змею-дракона или пуму-дракона. В этом я убедилась, глядя (в который уж раз!) на фриз Врат Солнца. И даже рты у пум здесь, как у чавинского дракона, – с губами в виде ровного окаймления. Только у некоторых из них вырезаны клыки вместо драконьих губ. Но и клыки свойственны чавинскому дракону-змее. Правда, в центре венца надо лбом Бога Врат расположена действительно голова пумы. Она изображена в отличие от других анфас, поэтому принять ее круглую морду с круглыми ушками за змеиную или даже драконью никак нельзя.
Что касается остальных голов, то только на уровне ощущений можно понять, что на Вратах Солнца мастер вырезал головы пум или, по крайней мере, думал, что он вырезает головы пум. То есть формально на Вратах Солнца изображены драконы-змеи Чавин-де-Уантара, которые выглядят как пумы. Вероятно, такова и была гениальная задумка разработчика этого фриза, который хотел, чтобы именно так их и воспринимали люди, особенно правители империи Уари, которые, конечно, были вправе рассчитывать на то, что одно из их главных божеств окажется на вратах нового главного храма Тиауанако. А на самом-то деле Врата Солнца утверждали господство не Уари, а новых богов во плоти, распространивших на Тиауанако свою религию, образы которой основывались на пантеоне и изображениях Чавин-де-Уантара.
Фото 10[10]
Лучше понять, что же изображено на фризе Врат Солнца и как выглядел сам Бог Врат можно по его копии (фото 10 и 11). Думается, что монолит, на котором она вырезана, также был частью портала, но меньшего размера, чем Врата Солнца. К сожалению, я не знаю, где был найден этот монолит – в Пума-Пунку или в самом Тиауанако. О том, к какому храму он принадлежал, у меня также нет сведений. Мне известно только, что фриз будто бы находится рядом со зданием музея Тиауанако. На фото 10 представлен монолит целиком с сохранением натурального цвета камня. На фото 11 показана только фигура божества при максимальной контрастности изображения, которая была достигнута в ущерб естественности цветов.
Копия фриза Врат Солнца не полная. Она значительно меньше, и вырезанные на ней фигуры не совсем такие, а иногда и совсем не такие, как на оригинале. Левая сторона резьбы заметно отличается от правой, как будто ее делали разные мастера. Так, ноготь большого пальца правой руки божества больше похож на квадратик, тогда как на левой руке он имеет обычную форму человеческого ногтя с овальной лункой; на слезном элементе правой стороны лица божества у пумы рыбий рот, как на резьбе монолита Понсе, и т.д. Но поскольку в пантеоне царства Моче есть дракон-рыба (««Библиотека» образов Андского мира», фото 8), вполне возможно, что резчик не допустил ошибки, а на монолите Понсе изображены не рыбы (то-то меня всегда удивляло, что у них есть уши), а драконы-рыбы.
Вся композиция копии фриза выполнена в невысоком рельефе, тогда как фигура Бога Врат на оригинале возвышается над остальными фигурами, а его голова имеет наибольшую высоту относительно фона и выступает из него почти наполовину. Это дало возможность скульптору использовать для проработки головы несколько уровней, благодаря чему ему удалось вырезать венец и лицо так, чтобы их можно было читать как шлем с прозрачной лицевой частью. Скрытый смысл, вложенный скульптором в свое творение, был доступен, разумеется, не каждому. Он сохранялся в строжайшей тайне, которая, видимо, была не сообщена резчику, делавшему копию фриза. Посему на нем нет уже божества в космическом шлеме, а есть божество, от лица которого во все стороны исходят лучи, что создает образ заросшего волосами и бородой человека. Это, конечно, и могло породить легенду о бородатых людях, построивших Тиауанако. Зато на копии можно увидеть лицо божества, и надо сказать, оно выглядит гораздо приятнее, чем почти уничтоженное лицо Бога Врат Солнца. «Капли слез» на слезном элементе копии отсутствуют.
Тайная сущность «морской царевны», как я назвала ранее фигуру в центре груди Бога Врат и в центре пирамиды, на которой он стоит, здесь тоже утрачена. На копии у нее вид рыбки. Только благодаря абрису А. Познански, попавшему мне в руки совсем недавно, я поняла, что она означает. У А. Познански «морская царевна» имеет голову пумы, такую же, как та, что находится в центре венца Бога Врат, но повернутую на 180о. Учитывая цветок Инки на хвосте «царевны», можно трактовать эту фигуру как знак божества-корабля. Знак в прямоугольной рамке с исходящими из него головами кондоров (соколов) на длинных шеях, на котором покоится «царевна», и четыре таких же знака, расположенные по бокам от него, мне расшифровать не удалось.
Поскольку «морская царевна», т.е. иконка божества-корабля, включена в композицию, размещенную внутри пирамиды, на которой возвышается Бог Врат, то, конечно, композицию нельзя прочесть как символическое изображение «дренажной системы» Акапаны, как я думала раньше. Тем более что слева и справа от нее вырезаны две увенчанные цветком Инки головы пумы, которые означают огненную мощь летающего корабля. Следовательно, пирамида – это основа силы полета Бога Врат, другими словами, она является символом силовой установки корабля. Недаром же композиция так напоминает чертеж. Нелишне при этом вспомнить, что Бог с жезлами на уарийском сосуде (фото 6) не стоит на пирамиде, а парит над ней.
Конечно, очень бы хотелось узнать с помощью копии фриза, какие у Бога Врат стопы. Но, к сожалению, они здесь также отсутствуют.
И еще одно. Вглядываясь в изображения фриза, я заметила, какие большие глаза у пум на верхней части венца. А у кондоров на жезлах они просто огромные. При этом на копии фриза глаза кондоров даже имеют форму прямоугольника со скругленными углами, как у стекол защитной маски.
[2] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4444824180/in/photostream/
[3] http://www.flickr.com/photos/ramtyns/2551630137/in/photostream/
[4] http://www.flickr.com/photos/24707095@N03/2335853973/in/photostream/