Тайна слез Бога Врат

Посла­ние Врат Солнца,§ 5. Дра­коны Чавин-де-Уантарапро­дол­же­ние

Фото 1[1]. Моно­лит Лансон

Как известно, про­то­ти­пом Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако явля­ется Бог с жез­лами (Улы­ба­ю­щийся бог), изоб­ра­жен­ный на стеле Рай­монди. Однако слез­ный эле­мент ведет свое про­ис­хож­де­ние от змее­по­доб­ных рес­ниц (и бро­вей?) дру­гого идола этого бога – моно­лита Лан­сон (фото 1). Бла­го­даря еще одному изоб­ра­же­нию Улы­ба­ю­ще­гося бога (фото 2) можно заклю­чить, что в виде змей на его лице изоб­ра­жены только рес­ницы и эти змеи – дра­коны. Рес­ницы такие длин­ные, что головы драконов-змей верх­них рес­ниц закры­вают брови. Сле­до­ва­тельно, мои сомне­ния в том, что на лице Бога Врат изоб­ра­жены слезы, кото­рые осно­вы­ва­лись, в част­но­сти, на том, что они выре­заны не только на его щеках, но и на бро­вях, ока­за­лись правомерны.

Фото 2[2]. Экс­по­нат Наци­о­наль­ного музея Чавин-де-Уантара

Под­твер­ди­лась также моя гипо­теза о том, что слез­ный эле­мент – знак мира пред­ков, поскольку Улы­ба­ю­щийся бог, ско­рее всего, оли­це­тво­ряет свя­щен­ного пер­во­предка и, так или иначе, свя­зан с миром пред­ков и покло­не­нием им. Сле­до­ва­тельно, Бог Врат Солнца Тиа­у­а­нако также явля­ется глав­ным богом этого культа. А поскольку Улы­ба­ю­щийся бог – это вер­хов­ный бог Чавина, то культ пред­ков в Чавине был основ­ным и, быть может, един­ствен­ным, как и в Тиа­у­а­нако, и импе­рии Уари. Кроме того, андцы, видимо, счи­тали своих пер­во­пред­ков не только боже­ствами, сотво­рив­шими их самих, – пра­от­цами, но и твор­цами мира, а вер­нее трех миров в соот­вет­ствии с анд­ским пони­ма­нием устрой­ства все­лен­ной, а также всего в ней сущего. Поэтому анд­ская рели­гия пола­гает свя­щен­ными все состав­ля­ю­щие все­лен­ной – от пла­нет и звезд до гор и травы. Только в инк­ской импе­рии культ пред­ков сме­нило покло­не­ние Инти как глав­ному богу и богам более низ­кого ранга, в число кото­рых вхо­дил и Сапа Инка. Но Вира­коча, сотво­рив­ший миры и их оби­та­те­лей, про­дол­жал оста­ваться вер­хов­ным богом.

Фото 3[3]

Однако воз­ни­кает резон­ный вопрос: почему жрецы Чавин-де-Уантара также счи­та­лись боже­ствами? Дума­ется, изна­чально жрецами-правителями, как и пола­га­ется в Андах, были сами при­шельцы, кото­рые могли наде­вать бута­фор­ские головы дра­ко­нов. О такой веро­ят­но­сти гово­рит не только моно­лит Лан­сон, но и стела с «меду­зой» (фото 3), где лицо боже­ства, закрыто мас­кой, а волосы, запле­тены в косицы из змей. Боги во плоти руко­во­дили жиз­нью свя­тыни и тер­ри­то­рий сферы ее вли­я­ния. Впо­след­ствии, когда они отпра­ви­лись на свою звезд­ную родину, эта роль пере­шла к их пре­ем­ни­ками, а вме­сте с ней и почи­та­ние их как божеств. На пер­вых порах они, ско­рее всего, рас­по­ла­гали и могу­ще­ством (тех­ни­кой и зна­ни­ями) богов во плоти, что под­креп­ляло их боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние. Судя по тем камен­ным голо­вам Касти­льо, кото­рые запе­чат­лели жре­цов в чело­ве­че­ском обли­чии (фото 4), они имели вполне зем­ную внешность.

Фото 4[4]. Экс­по­нат Музея Чавин-де-Уантара (2007)

Поскольку уро­вень чавин­ской циви­ли­за­ции мно­гие века оста­вался очень высо­ким, сле­дует пред­по­ло­жить, что при­сут­ствие при­шель­цев было дол­гим, а после себя они оста­вили адеп­тов, кото­рым пере­дали, насколько это было воз­можно, свои зна­ния, а также рас­крыли сек­рет того, как с ними свя­заться. Я думаю, нельзя отри­цать такой веро­ят­но­сти. Есть доста­точно упо­ми­на­ний о том, что чело­век был наде­лен спо­соб­но­стью к теле­па­ти­че­ской связи, но со вре­ме­нем она была забло­ки­ро­вана. Навер­ное, для ее раз­бло­ки­ро­ва­ния нар­ко­ти­че­ские веще­ства, содер­жа­щи­еся в аяуаске, под­хо­дили наи­луч­шим обра­зом. Поэтому жрецы во время сеанса связи, кото­рый не мог не пре­вра­титься впо­след­ствии в ритуал, ее и при­ни­мали. Прак­тика при­ме­не­ния шама­нами Ама­зо­нии (и не только) нар­ко­ти­че­ских рас­те­ний и гри­бов для вхож­де­ния в кон­такт с боже­ствами, есть и сей­час. Известно, что неко­то­рые нар­ко­ти­че­ские веще­ства спо­соб­ствуют про­ро­че­ским виде­ниям. Их, в част­но­сти, при­ни­мал Мишель де Ностра­да­мус. Жрецы Чавин-де-Уантара также обла­дали этим зна­нием и навы­ками его при­ме­не­ния. Входя в мисти­че­ский транс во время риту­ала, они обща­лись с ора­ку­лом – идо­лом Улы­ба­ю­ще­гося бога и тол­ко­вали его пред­ска­за­ния. Но вер­немся к Вра­там Солнца.

Фото 5 [5]. Абрис цен­траль­ной части фриза Врат Солнца, сде­лан­ный Арту­ром Познански

Почему же драконы-змеи рес­ниц Улы­ба­ю­ще­гося бога стали выгля­деть как слезы на лице Бога Врат? Несмотря на то, что малень­кие круг­лые выемки под и над гла­зами дей­стви­тельно более всего похожи на слезы, я думаю, созда­тели фриза в них такого зна­че­ния не вкла­ды­вали. Вме­сто драконов-змей на лице Бога Врат выре­заны две кры­ла­тых кошки-дракона (фото 5), кото­рые, как и драконы-змеи Улы­ба­ю­ще­гося бога, оли­це­тво­ряют силу полета и связь с обо­жеств­лен­ными предками.

Фото 6[6]. Уарий­ский Бог с жез­лами. Черепки кера­ми­че­ского сосуда, най­ден­ные в Кон­чо­пате в 1977 г. коман­дой архео­ло­гов, воз­глав­ля­е­мой аме­ри­кан­ским спе­ци­а­ли­стом У. Исбеллом

Но созда­тели фриза, оче­видно, имели в виду не пуму, а ягу­ара, пятна кото­рого в виде углуб­ле­ний они и выре­зали на теле живот­ного. Именно ягуар – боже­ство ран­него Чавина, а не пума, изоб­ра­жен на лице Бога с жез­лами (фото 6) уарий­ского сосуда, ком­по­зи­ция рос­писи кото­рого в наи­боль­шей мере близка ком­по­зи­ции фриза врат. Брови, глаза, щеки и нос бога закрыты замыс­ло­ва­той кон­струк­цией из двух ягу­а­ров, кото­рые, видимо, как и ват­ные шарики в носу, явля­ются сим­во­лом его связи с богом-ягуаром через ритуал, для осу­ществ­ле­ния кото­рого при­ни­ма­лась аяуаска. Однако, судя по пред­ме­там из золота позд­него Тиа­у­а­нако, пятна ягу­ара, место кото­рого в пан­теоне заняла пума, со вре­ме­нем стали вос­при­ни­маться на лице Бога Врат как слезы. В углуб­ле­ния для них встав­ля­лись голу­бые камни или они закра­ши­ва­лись голу­бой крас­кой (фото 7). Инте­ресно, камни какого цвета были на лице бога на самих вратах?

Рис. 7[7]. Тиа­у­а­нак­ское голов­ное укра­ше­ние из золота. Музей доко­лум­бо­вых дра­го­цен­ных метал­лов, Ла-Пас, Боливия

Таким обра­зом, тайна слез­ного эле­мента рас­крыта. Изна­чально это были рес­ницы в виде драконов-змей Улы­ба­ю­ще­гося бога Чавина, кото­рые стали зна­ком боже­ствен­ной силы. Впо­след­ствии он был видо­из­ме­нен и в первую оче­редь зна­чи­тельно упро­щен. Уже на лице-маске кера­ми­че­ской скульп­туры («Кера­мика», фото 6 и 7) Чавин-де-Уантара змеи пре­вра­ща­ются в длин­ные чер­ные полосы. В цар­стве Моче слез­ный эле­мент  почти не встре­ча­ется. В цар­стве Най­лампа он сво­дится к полосе, кото­рая спус­ка­ется от глаза по сере­дине щеки («Легенда о Най­лампе», рис. 16). Однако в период импе­рии Уари слож­ный слез­ный эле­мент снова появ­ля­ется. Его часто изоб­ра­жают в виде кры­ла­тых фигур с голо­вами коша­чьих, как на лице Бога Врат Солнца, или хищ­ных птиц. А у лица на гор­лышке сосуда из Бруклин­ского музея слез­ный эле­мент выпол­нен в виде кон­дора. Как и ягуар на носу, птица напи­сана довольно реа­ли­стично. На лицах пер­со­на­жей, выре­зан­ных на гра­нях моно­ли­тов Конко-Ванкане, слез­ный эле­мент при­ни­мает форму зиг­за­го­об­раз­ного «потока». А на лице Вила­калы – един­ствен­ного моно­лита, у кото­рого оно сохра­ни­лось, зиг­заг имеет на конце стрелку, т.е. похож на знак мол­нии («Моно­литы Конко-Ванкане», рис. 3). Раз­меры и формы слез­ный эле­мент имеет раз­ные, но, все­гда озна­чает при­над­леж­ность к миру усоп­ших – миру обо­жеств­лен­ных пред­ков, связь с ним.

Заново оце­ни­вая ком­по­зи­цию Бога с жез­лами уарий­ского сосуда (фото 6), я поняла, что, пожа­луй, здесь нет ни одной пумы, так как то, что я при­ни­мала за пум из-за шарика на носу, на самом деле – драконы-змеи, тем более, что их губы выпол­нены в виде ока­емки рта, как у дра­ко­нов Чавин-де-Уантара. Сомне­ние, правда, вызы­вает при­над­леж­ность к драконам-змеям существ, кото­рые при­креп­лены к поясу боже­ства. У них только головы драконов-змей, а шеи и тела мле­ко­пи­та­ю­щего, ско­рее всего, верблюдового.

Фото 8[8]. Цен­траль­ная часть фриза Врат Солнца

А что, если и на Вра­тах Солнца изоб­ра­жены не пумы, а дра­коны? Резьба фриза Врат Солнца со вре­ме­нем утра­тила чет­кость, а цен­траль­ная его часть с фигу­рой боже­ства (фото 8) еще постра­дала, как мне кажется, и от руки чело­века. Поэтому изоб­ра­же­ния фриза ино­гда с тру­дом под­да­ются иден­ти­фи­ка­ции, а для его изу­че­ния иссле­до­ва­тели поль­зу­ются абри­сами. Один из них сде­лан неиз­вест­ным мне авто­ром (см. «Сим­во­лика Врат Солнца», рис. 2), а вто­рой – начер­чен рукой самого Артура Познан­ски (фото 5), так что вполне заслу­жи­вает дове­рия. Раз­ли­чия в них есть, но неболь­шие. Оба автора, дума­ется, счи­тают головы цен­траль­ной части фриза голо­вами пум.

Фото 9[9]. Голова дракона-змеи

Морда у чавин­ского дракона-змеи не плос­кая, а имеет доста­точно выра­жен­ные лоб и пасть. На малень­ких изоб­ра­же­ниях шарик, запол­ня­ю­щий про­стран­ство между ними, ниве­ли­рует сту­пеньку лба. В резуль­тате голова вос­при­ни­ма­ется как плос­кая, зме­и­ная. А на круп­ных арте­фак­тах, таких, как камен­ная голова Касти­льо (фото 9), кото­рые поз­во­ляют рас­смот­реть детали, морда чудо­вища, име­ю­щая высту­па­ю­щий лоб, дей­стви­тельно может быть рас­це­нена как коша­чья. Жаль, что гре­бень у камен­ной головы не сохра­нился. Однако мое пред­по­ло­же­ние о том, что у нее дол­жен быть гре­бень, осно­вы­ва­ется в основ­ном на рос­пи­сях кера­мики Моче. Именно худож­ники Моче рисо­вали драконов-змей с греб­нем. Кроме того, гре­бень вме­сто волос-змей мы видим у Улы­ба­ю­ще­гося бога на фото 2. Но у китай­ских дра­ко­нов на голове нет гребня, зато есть неболь­шие уши. Логично пред­по­ло­жить, что дра­ко­нов в Чавин-де-Уантаре изоб­ра­жали как с греб­нем, так и без него, но с ушами. Сле­до­ва­тельно, на чавин­ских сте­лах у драконов-змей могут быть выре­заны малень­кие при­жа­тые уши.

Худож­ники дру­гих царств изоб­ра­жают на голове у кон­дора, в кото­рого, надо думать, они пере­осмыс­лили дра­кона, неболь­шой сло­жен­ный хохо­лок, на кото­рый, как мне каза­лось, и был похож гре­бень камен­ной головы дракона-змеи, если смот­реть на него сбоку. Впро­чем, то, что оста­лось от завер­ше­ния головы, имеет такую форму, что вполне можно пред­по­ло­жить, что здесь были уши.

В резуль­тате полу­ча­ется, что по выре­зан­ной на камне иконке совер­шенно невоз­можно опре­де­лить, кого она изоб­ра­жает – змею-дракона или пуму-дракона. В этом я убе­ди­лась, глядя (в кото­рый уж раз!) на фриз Врат Солнца. И даже рты у пум здесь, как у чавин­ского дра­кона, – с губами в виде ров­ного окайм­ле­ния. Только у неко­то­рых из них выре­заны клыки вме­сто дра­ко­ньих губ. Но и клыки свой­ственны чавин­скому дракону-змее. Правда, в цен­тре венца надо лбом Бога Врат рас­по­ло­жена дей­стви­тельно голова пумы. Она изоб­ра­жена в отли­чие от дру­гих анфас, поэтому при­нять ее круг­лую морду с круг­лыми ушками за зме­и­ную или даже дра­ко­нью никак нельзя.

Что каса­ется осталь­ных голов, то только на уровне ощу­ще­ний можно понять, что на Вра­тах Солнца мастер выре­зал головы пум или, по край­ней мере, думал, что он выре­зает головы пум. То есть фор­мально на Вра­тах Солнца изоб­ра­жены драконы-змеи Чавин-де-Уантара, кото­рые выгля­дят как пумы. Веро­ятно, такова и была гени­аль­ная задумка раз­ра­бот­чика этого фриза, кото­рый хотел, чтобы именно так их и вос­при­ни­мали люди, осо­бенно пра­ви­тели импе­рии Уари, кото­рые, конечно, были вправе рас­счи­ты­вать на то, что одно из их глав­ных божеств ока­жется на вра­тах нового глав­ного храма Тиа­у­а­нако. А на самом-то деле Врата Солнца утвер­ждали гос­под­ство не Уари, а новых богов во плоти, рас­про­стра­нив­ших на Тиа­у­а­нако свою рели­гию, образы кото­рой осно­вы­ва­лись на пан­теоне и изоб­ра­же­ниях Чавин-де-Уантара.

Фото 10[10]

Лучше понять, что же изоб­ра­жено на фризе Врат Солнца и как выгля­дел сам Бог Врат можно по его копии (фото 10 и 11). Дума­ется, что моно­лит, на кото­ром она выре­зана, также был частью пор­тала, но мень­шего раз­мера, чем Врата Солнца. К сожа­ле­нию, я не знаю, где был най­ден этот моно­лит – в Пума-Пунку или в самом Тиа­у­а­нако. О том, к какому храму он при­над­ле­жал, у меня также нет све­де­ний. Мне известно только, что фриз будто бы нахо­дится рядом со зда­нием музея Тиа­у­а­нако. На фото 10 пред­став­лен моно­лит цели­ком с сохра­не­нием нату­раль­ного цвета камня. На фото 11 пока­зана только фигура боже­ства при мак­си­маль­ной кон­траст­но­сти изоб­ра­же­ния, кото­рая была достиг­нута в ущерб есте­ствен­но­сти цветов.

Фото 11

Копия фриза Врат Солнца не пол­ная. Она зна­чи­тельно меньше, и выре­зан­ные на ней фигуры не совсем такие, а ино­гда и совсем не такие, как на ори­ги­нале. Левая сто­рона резьбы заметно отли­ча­ется от пра­вой, как будто ее делали раз­ные мастера. Так, ноготь боль­шого пальца пра­вой руки боже­ства больше похож на квад­ра­тик, тогда как на левой руке он имеет обыч­ную форму чело­ве­че­ского ногтя с оваль­ной лун­кой; на слез­ном эле­менте пра­вой сто­роны лица боже­ства у пумы рыбий рот, как на резьбе моно­лита Понсе, и т.д. Но поскольку в пан­теоне цар­ства Моче есть дракон-рыба (««Биб­лио­тека» обра­зов Анд­ского мира», фото 8), вполне воз­можно, что рез­чик не допу­стил ошибки, а на моно­лите Понсе изоб­ра­жены не рыбы (то-то меня все­гда удив­ляло, что у них есть уши), а драконы-рыбы.

Вся ком­по­зи­ция копии фриза выпол­нена в невы­со­ком рельефе, тогда как фигура Бога Врат на ори­ги­нале воз­вы­ша­ется над осталь­ными фигу­рами, а его голова имеет наи­боль­шую высоту отно­си­тельно фона и высту­пает из него почти напо­ло­вину. Это дало воз­мож­ность скуль­птору исполь­зо­вать для про­ра­ботки головы несколько уров­ней, бла­го­даря чему ему уда­лось выре­зать венец и лицо так, чтобы их можно было читать как шлем с про­зрач­ной лице­вой частью. Скры­тый смысл, вло­жен­ный скуль­пто­ром в свое тво­ре­ние, был досту­пен, разу­ме­ется, не каж­дому. Он сохра­нялся в стро­жай­шей тайне, кото­рая, видимо, была не сооб­щена рез­чику, делав­шему копию фриза. Посему на нем нет уже боже­ства в кос­ми­че­ском шлеме, а есть боже­ство, от лица кото­рого во все сто­роны исхо­дят лучи, что создает образ зарос­шего воло­сами и боро­дой чело­века. Это, конечно, и могло поро­дить легенду о боро­да­тых людях, постро­ив­ших Тиа­у­а­нако. Зато на копии можно уви­деть лицо боже­ства, и надо ска­зать, оно выгля­дит гораздо при­ят­нее, чем почти уни­что­жен­ное лицо Бога Врат Солнца. «Капли слез» на слез­ном эле­менте копии отсутствуют.

Тай­ная сущ­ность «мор­ской царевны», как я назвала ранее фигуру в цен­тре груди Бога Врат и в цен­тре пира­миды, на кото­рой он стоит, здесь тоже утра­чена. На копии у нее вид рыбки. Только бла­го­даря абрису А. Познан­ски, попав­шему мне в руки совсем недавно, я поняла, что она озна­чает. У А. Познан­ски «мор­ская царевна» имеет голову пумы, такую же, как та, что нахо­дится в цен­тре венца Бога Врат, но повер­ну­тую на 180о. Учи­ты­вая цве­ток Инки на хво­сте «царевны», можно трак­то­вать эту фигуру как знак божества-корабля. Знак в пря­мо­уголь­ной рамке с исхо­дя­щими из него голо­вами кон­до­ров (соко­лов) на длин­ных шеях, на кото­ром поко­ится «царевна», и четыре таких же знака, рас­по­ло­жен­ные по бокам от него, мне рас­шиф­ро­вать не удалось.

Поскольку «мор­ская царевна», т.е. иконка божества-корабля, вклю­чена в ком­по­зи­цию, раз­ме­щен­ную внутри пира­миды, на кото­рой воз­вы­ша­ется Бог Врат, то, конечно, ком­по­зи­цию нельзя про­честь как сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние «дре­наж­ной системы» Ака­паны, как я думала раньше. Тем более что слева и справа от нее выре­заны две увен­чан­ные цвет­ком Инки головы пумы, кото­рые озна­чают огнен­ную мощь лета­ю­щего корабля. Сле­до­ва­тельно, пира­мида – это основа силы полета Бога Врат, дру­гими сло­вами, она явля­ется сим­во­лом сило­вой уста­новки корабля. Неда­ром же ком­по­зи­ция так напо­ми­нает чер­теж. Нелишне при этом вспом­нить, что Бог с жез­лами на уарий­ском сосуде (фото 6) не стоит на пира­миде, а парит над ней.

Конечно, очень бы хоте­лось узнать с помо­щью копии фриза, какие у Бога Врат стопы. Но, к сожа­ле­нию, они здесь также отсутствуют.

И еще одно. Вгля­ды­ва­ясь в изоб­ра­же­ния фриза, я заме­тила, какие боль­шие глаза у пум на верх­ней части венца. А у кон­до­ров на жез­лах они про­сто огром­ные. При этом на копии фриза глаза кон­до­ров даже имеют форму пря­мо­уголь­ника со скруг­лен­ными углами, как у сте­кол защит­ной маски.

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |29| 30 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>