Послание Врат Солнца,§ 6. Кем были правители Уари?, продолжение
Фото 21[i]. Четырехугольная шапка. Высота 12 см. Шерсть верблюдовых, хлопок. Уари или провинциальное Уари. 750 – 850 гг. Средний горизонт. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса (Dumbarton Oaks)», Вашингтон
Шапка с четырьмя углами (gorro de cuatro puntas), или чуку (ch’uku), несомненно, занимает важное место в ритуальном костюме жреца. Ведь она венчает его голову и завершает композицию всего церемониального одеяния. Сама форма шапки имеет символический смысл, в частности, четыре ее угла означают четыре стороны света. Не менее значимы и ее орнаменты.
Фото 22. Чуку культуры Уари. Региональный музей Ики[ii]. Общий план.
Фото 23. Вид сверху
Чуку периода империи Уари украшены андскими крестами, лестничным орнаментом, грифонами и др. Встречаются на них и антропоморфные божества с одни и двумя жезлами. Так, божество с головой дракона на чуку из коллекции Думбартон-Оакса (фото 21), которое лишь условно можно назвать антропоморфным, держит один жезл, а его поза напоминает позу спутника Бога Врат Солнца Тиауанако, при этом крыло заменено на орнамент с цветком Инки. На другом распространенном орнаменте чуку (фото 22 и 23), хотя божество и держит два жезла, никакого сходства с Богом Врат оно не имеет.
Фото 24. Шапки. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. Период: Средний горизонт. Бруклинский музей[iii]
На верхнем чуку с фото 24 изображен грифон Пачакамака, а на двух других – динозавры с крыльями.
Фото 24а. Шапка с четырьмя углами. Размеры: 16,5×15,2 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Уари. VII – IX вв. н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]
Мотивы с динозаврами являлись одними из самых распространенных среди узоров на чуку. Динозавры были крылатыми, как на чуку из Бруклинского музея (фото 24) и Метрополитен-музея (фото 24а), но чаще – без крыльев, как на фото 24b – 24d.
Фото 24b. Шапка с четырьмя углами. Размеры: 11,4×47,5 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Уари, Средний горизонт, 700 – 900 гг. н.э. Музей изящных искусств, Бостон, США[v]
В каталоге музея Бостона сказано, что на чуку, заснятом на фото 24b, изображен верблюдовый-птица. Но ведь у верблюдовых Южной Америки нет горба, и хвост у них короткий.
Фото 24c. Шапка с четырьмя углами. Размеры: 13,97×12,7×12,7 см. Перу, Южное побережье, Уари, 600 – 800 гг. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[vi]
Такой же узор украшает чуку из Музея искусств округа Лос-Анджелес (фото 24c). На нем хорошо видно: то, что на чуку из музея Бостона (фото 24b) можно принять за четыре крыла, является ногами.
Фото 24d. Шапка с четырьмя углами из шерсти альпаки на вязаной основе (вид с двух сторон). Южное побережье Перу. Текстильный музей, Вашингтон, США[vii]
Чуку из Текстильного музея Вашингтона (фото 24d), похоже, действительно украшает динозавр – предок современных верблюдовых в окружении своих безгорбых потомков, которые изображены на узоре сверху.
Кстати, маленькая фигурка динозавра вывязана и на чульо современного жреца андской религии, который у кечуанов называется пако (см. «Кечуанское чульо от Федосьи Óлеговой», фото 3).
Фото 25. Шапка. Размеры: 17,0×14,0×14,0 см. Материал: хлопок, тростник, перья. Место находки: южное побережье Перу. Культура Уари. 650 – 1000 гг. Средний горизонт. Бруклинский музей[viii]
В коллекции Бруклинского музея есть весьма необычное чуку, которое посажено на каркас и сделано из перьев (фото 25). В каталоге музея оно описано следующим образом: «Квадратные шапки характерны для культуры Уари, но они обычно делаются из шерсти верблюдовых. На этой шапке перья были прикреплены к ткани и тростниковой основе и вмонтированы в мозаичный дизайн для создания головного убора исключительной яркости и красоты. Мотивы похожи на те, что помещаются на шерстяных шапках и другом текстиле Уари: профиль кошачьих голов чередуется с четырехсторонним дизайном, который состоит из квадратов и треугольников, повторяющихся на всех четырех сторонах. Уари, как и другие древние народы Анд, ценили птиц тропических лесов за их яркие, радужные перья. Они, вероятно, считали одежды из перьев, такие, как мантии, туники, и головные уборы, высокопрестижными, потому что перья и живые птицы должны были быть импортированы из далеких джунглей Амазонки. Этот головной убор с яркой мозаичной работой, возможно, носили в торжественных случаях».
Необходимо уточнить, что на этом чуку мы видим, конечно, головы не кошачьих, а драконов, а геометрическая фигура в прямоугольнике – это андский крест (чакана).
К культуре Уари Чилийский музей доколумбового искусства относит также головные уборы, которые было принято носить на южном побережье. Это тюрбаны.
Фото 26[ix]. Лента. Размеры: 430×45 мм. Материал: текстиль. Культура Уари. 700 – 1100 гг. Чилийский музей доколумбового искусства
На фото 26 показан фрагмент довольно узкой и длинной ленты. Из таких полос материи представители культур Паракаса и Наски формировали тюрбаны, а насканцы также наматывали их поверх тюрбана из более широкой ткани (см. конец статьи «К вопросу о тюрбане» и фото 32 в продолжении данного параграфа). На ленте выткано божество, неоднократно встречающееся на унку. Оно изображено в соответствии с неочавинским каноном спутника Бога Врат Солнца Тиауанако с крылом вместо руки, но в шлеме дракона, головами дракона-змеи и цветком Инки на жезле и венце. Венец также имеет вариант, где голова дракона-змеи заменена на голову хищной птицы.
Фото 27. Шапка-тюрбан. Размер: 28 см в высоту. Материал: текстиль. Культура: Наска. 700 – 1000 гг. Горизонт Уари–Тиауанако. Чилийский музей доколумбового искусства[x]
На фото 27 заснят головной убор культуры Наски периода империи Уари, который Чилийский музей доколумбового искусства определяет как шапку-тюрбан. Полоса ткани, из которой он сделан, формирует головной убор, близкий по форме к чуку. Можно предположить, что фасон чуку стал настолько престижным для местной элиты этой провинции империи, что даже повлиял на манеру укладывать материю тюрбана.
Фото 28. Шапка-шлем. Размеры: 233 мм. Материал: текстиль. Культура: Уари. 700 – 1100 гг. Горизонт Уари–Тиауанако. Чилийский музей доколумбового искусства[xi]
К культуре Уари Чилийский музей отнес и типичный шлем из ткани культуры Моче, который можно видеть на известной фигурке мочикского воина (фото 29). Подобные шлемы покрывают также головы персонажей инсталляции в музее Сипана (фото 30).
Фото 29[xii]. Фигурка воина. Культура Моче. Британский музей
Фото 30[xiii]. Фрагмент инсталляции торжественного выхода властителя Сипана в музее «Царские гробницы Сипана»
Среди изображений божеств на унку и чуку нет образа Бога Врат Солнца Тиауанако, который легко узнать по ленте меандрового орнамента, обрамляющей лицо. Нет и ни одного божества в позе Бога Врат, т.е. верховного бога с двумя жезлами, когда вся фигура показана фронтально, стопы ног – во второй позиции. В основном среди антропоморфных божеств присутствуют божества более низкого ранга, нежели бог, соотносимый по силе и статусу с Богом Врат. Для них, как правило, используется канон, при котором голова или конечности божества, а часто и то и другое показаны сбоку. Если прибегнуть к аналогии с фризом Врат Солнца, то это – его спутники, т.е. обслуживающие божества.
Изображение божества, созданное по неочавинскому канону спутника Бога Врат, или его помощника, является основным на текстиле периода империи Уари. Оно представляет собой дракона-человека, а не птицу-человека.
Неочавинский канон помощника воспроизводится в двух вариантах. В первом, как и на фризе Врат Солнца, одна рука заменена крылом (фото слева), а во втором, который более употребителен, вместо крыла изображен орнамент, завершающийся цветком Инки.
То, что ни на унку, ни на чуку изображений Бога Врат нет, еще раз подтверждает мысль о том, что на горлышке уарийских сосудов изображен не правитель Уари, который вознес себя выше Бога Врат Солнца, а имперский всеандский бог. Думается, что поместить свой портрет выше образа Бога Врат на кувшине и одеться в унку и чуку, на которых он выткан, вряд ли мог себе позволить даже император.
Используя одеяния с образами спутников бога, наместники Уари, похоже, считали себя, если не выше, то равными им. Получается, что уарийским правителям было дозволено ассоциировать себя с младшими божествами – помощниками Бога Врат. Однако считать жрецов-правителей богами или полубогами было обычной практикой как в Андском, так и во многих других мирах древности.
В одеянии правителей Уари уарийским можно считать только фасон чуку – шапки с четырьмя углами, да и то, что она была частью традиционного костюма жрецов долины Аякучо, у меня вызывает большие сомнения. К тому же некоторые уарийские наместники носили и традиционно прибрежные головные уборы – насканские тюрбаны и мочикские каски.
Таким образом, жрецы-правители облачались в одеяния, вытканные на южном и, возможно, северном побережье и орнаментированные в соответствии с неочавинской иконографией.
Думается, искусство изготовления церемониальных тканей – не менее, если не более сложное, нежели искусство изготовления ритуальной керамики. Поэтому ремесленники метрополии уарийской империи в долине Аякучо не смогли бы в короткие сроки его освоить. Видимо, даже наладить ткацкое производство с помощью мастеров из провинций побережья, как это было сделано с керамическим производством в Кончопате и городе Уари, не удалось. Свидетельств о его существовании не найдено. Следовательно, тезис о том, что инки переняли искусство ткачества у Уари, неверен. Оно, я думаю, зародилось на побережье, в частности во времена культуры Паракаса, и поддерживалось мастерами культуры Наски.
Отличительные особенности декора унку Пукльяны позволяют говорить о том, что они имеют признаки самостоятельной культуры, возникшей и существовавшей под покровительством богов во плоти, которые происходили из другого звездного дома, нежели покровители северного и южного побережий периода империи Уари.
[ii] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/05–02-cultura-Wari-Huari-tejidos.html