2. Чуку

Посла­ние Врат Солнца,§ 6. Кем были пра­ви­тели Уари?, про­дол­же­ние


Фото 21[i]. Четы­рех­уголь­ная шапка. Высота 12 см. Шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Уари или про­вин­ци­аль­ное Уари. 750 – 850 гг. Сред­ний гори­зонт. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса (Dumbarton Oaks)», Вашингтон

Шапка с четырьмя углами (gorro de cuatro puntas), или чуку (ch’uku), несо­мненно, зани­мает важ­ное место в риту­аль­ном костюме жреца. Ведь она вен­чает его голову и завер­шает ком­по­зи­цию всего цере­мо­ни­аль­ного оде­я­ния. Сама форма шапки имеет сим­во­ли­че­ский смысл, в част­но­сти, четыре ее угла озна­чают четыре сто­роны света. Не менее зна­чимы и ее орнаменты.

Фото 22. Чуку куль­туры Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики[ii]. Общий план.
Фото 23. Вид сверху

Чуку пери­ода импе­рии Уари укра­шены анд­скими кре­стами, лест­нич­ным орна­мен­том, гри­фо­нами и др. Встре­ча­ются на них и антро­по­морф­ные боже­ства с одни и двумя жез­лами. Так, боже­ство с голо­вой дра­кона на чуку из кол­лек­ции Думбартон-Оакса (фото 21), кото­рое лишь условно можно назвать антро­по­морф­ным, дер­жит один жезл, а его поза напо­ми­нает позу спут­ника Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако, при этом крыло заме­нено на орна­мент с цвет­ком Инки. На дру­гом рас­про­стра­нен­ном орна­менте чуку (фото 22 и 23), хотя боже­ство и дер­жит два жезла, ника­кого сход­ства с Богом Врат оно не имеет.

Фото 24. Шапки. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Период: Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[iii]

На верх­нем чуку с фото 24 изоб­ра­жен гри­фон Пача­ка­мака, а на двух дру­гих – дино­завры с крыльями.

image048Фото 24а. Шапка с четырьмя углами. Раз­меры: 16,5×15,2 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Уари. VIIIX вв. н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]

Мотивы с дино­зав­рами явля­лись одними из самых рас­про­стра­нен­ных среди узо­ров на чуку. Дино­завры были кры­ла­тыми, как на чуку из Бруклин­ского музея (фото 24) и Метрополитен-музея (фото 24а), но чаще – без кры­льев, как на фото 24b – 24d.

image049Фото 24b. Шапка с четырьмя углами. Раз­меры: 11,4×47,5 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Уари, Сред­ний гори­зонт, 700 – 900 гг. н.э. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[v]

В ката­логе музея Бостона ска­зано, что на чуку, засня­том на фото 24b, изоб­ра­жен верблюдовый-птица. Но ведь у вер­блю­до­вых Южной Аме­рики нет горба, и хвост у них короткий.

4x5 originalФото 24c. Шапка с четырьмя углами. Раз­меры: 13,97×12,7×12,7 см. Перу, Южное побе­ре­жье, Уари, 600 – 800 гг. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[vi]

Такой же узор укра­шает чуку из Музея искусств округа Лос-Анджелес (фото 24c). На нем хорошо видно: то, что на чуку из музея Бостона (фото 24b) можно при­нять за четыре крыла, явля­ется ногами.

image053 image055Фото 24d. Шапка с четырьмя углами из шер­сти аль­паки на вяза­ной основе (вид с двух сто­рон). Южное побе­ре­жье Перу. Тек­стиль­ный музей, Вашинг­тон, США[vii]

Чуку из Тек­стиль­ного музея Вашинг­тона (фото 24d), похоже, дей­стви­тельно укра­шает дино­завр – пре­док совре­мен­ных вер­блю­до­вых в окру­же­нии своих без­гор­бых потом­ков, кото­рые изоб­ра­жены на узоре сверху.

Кстати, малень­кая фигурка дино­завра вывя­зана и на чульо совре­мен­ного жреца анд­ской рели­гии, кото­рый у кечу­а­нов назы­ва­ется пако (см. «Кечу­ан­ское чульо от Федо­сьи Óле­го­вой», фото 3).

Фото 25. Шапка. Раз­меры: 17,0×14,0×14,0 см. Мате­риал: хло­пок, трост­ник, перья. Место находки: южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура Уари. 650 – 1000 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[viii]

В кол­лек­ции Бруклин­ского музея есть весьма необыч­ное чуку, кото­рое поса­жено на кар­кас и сде­лано из перьев (фото 25). В ката­логе музея оно опи­сано сле­ду­ю­щим обра­зом: «Квад­рат­ные шапки харак­терны для куль­туры Уари, но они обычно дела­ются из шер­сти вер­блю­до­вых. На этой шапке перья были при­креп­лены к ткани и трост­ни­ко­вой основе и вмон­ти­ро­ваны в моза­ич­ный дизайн для созда­ния голов­ного убора исклю­чи­тель­ной ярко­сти и кра­соты. Мотивы похожи на те, что поме­ща­ются на шер­стя­ных шап­ках и дру­гом тек­стиле Уари: про­филь коша­чьих голов чере­ду­ется с четы­рех­сто­рон­ним дизай­ном, кото­рый состоит из квад­ра­тов и тре­уголь­ни­ков, повто­ря­ю­щихся на всех четы­рех сто­ро­нах. Уари, как и дру­гие древ­ние народы Анд, ценили птиц тро­пи­че­ских лесов за их яркие, радуж­ные перья. Они, веро­ятно, счи­тали одежды из перьев, такие, как ман­тии, туники, и голов­ные уборы, высо­ко­пре­стиж­ными, потому что перья и живые птицы должны были быть импор­ти­ро­ваны из дале­ких джун­глей Ама­зонки. Этот голов­ной убор с яркой моза­ич­ной рабо­той, воз­можно, носили в тор­же­ствен­ных случаях».

Необ­хо­димо уточ­нить, что на этом чуку мы видим, конечно, головы не коша­чьих, а дра­ко­нов, а гео­мет­ри­че­ская фигура в пря­мо­уголь­нике – это анд­ский крест (чакана).

К куль­туре Уари Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства отно­сит также голов­ные уборы, кото­рые было при­нято носить на южном побе­ре­жье. Это тюрбаны.

Фото 26[ix]. Лента. Раз­меры: 430×45 мм. Мате­риал: тек­стиль. Куль­тура Уари. 700  – 1100 гг.  Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искусства

На фото 26 пока­зан фраг­мент довольно узкой и длин­ной ленты. Из таких полос мате­рии пред­ста­ви­тели куль­тур Пара­каса и Наски фор­ми­ро­вали тюр­баны, а насканцы также нама­ты­вали их поверх тюр­бана из более широ­кой ткани (см. конец ста­тьи «К вопросу о тюр­бане» и фото 32 в про­дол­же­нии дан­ного пара­графа). На ленте выткано боже­ство, неод­но­кратно встре­ча­ю­ще­еся на унку. Оно изоб­ра­жено в соот­вет­ствии с неоча­вин­ским кано­ном спут­ника Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако с кры­лом вме­сто руки, но в шлеме дра­кона, голо­вами дракона-змеи и цвет­ком Инки на жезле и венце. Венец также имеет вари­ант, где голова дракона-змеи заме­нена на голову хищ­ной птицы.

Фото 27. Шапка-тюрбан. Раз­мер: 28 см в высоту. Мате­риал: тек­стиль. Куль­тура: Наска. 700 – 1000 гг. Гори­зонт Уари–Тиауанако. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[x]

На фото 27 заснят голов­ной убор куль­туры Наски пери­ода импе­рии Уари, кото­рый Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства опре­де­ляет как шапку-тюрбан. Полоса ткани, из кото­рой он сде­лан, фор­ми­рует голов­ной убор, близ­кий по форме к чуку. Можно пред­по­ло­жить, что фасон чуку стал настолько пре­стиж­ным для мест­ной элиты этой про­вин­ции импе­рии, что даже повлиял на манеру укла­ды­вать мате­рию тюрбана.

Фото 28. Шапка-шлем. Раз­меры: 233 мм. Мате­риал: тек­стиль. Куль­тура: Уари. 700 – 1100 гг. Гори­зонт Уари–Тиауанако. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xi]

К куль­туре Уари Чилий­ский музей отнес и типич­ный шлем из ткани куль­туры Моче, кото­рый можно видеть на извест­ной фигурке мочик­ского воина (фото 29). Подоб­ные шлемы покры­вают также головы пер­со­на­жей инстал­ля­ции в музее Сипана (фото 30).

Фото 29[xii]. Фигурка воина. Куль­тура Моче. Бри­тан­ский музей

Фото 30[xiii]. Фраг­мент инстал­ля­ции тор­же­ствен­ного выхода вла­сти­теля Сипана в музее «Цар­ские гроб­ницы Сипана»

 

                                                                                         Среди изоб­ра­же­ний божеств на унку и чуку нет образа Бога Врат Солнца Тиа­у­а­нако, кото­рый легко узнать по ленте меанд­ро­вого орна­мента, обрам­ля­ю­щей лицо. Нет и ни одного боже­ства в позе Бога Врат, т.е. вер­хов­ного бога с двумя жез­лами, когда вся фигура пока­зана фрон­тально, стопы ног – во вто­рой пози­ции. В основ­ном среди антро­по­морф­ных божеств при­сут­ствуют боже­ства более низ­кого ранга, нежели бог, соот­но­си­мый по силе и ста­тусу с Богом Врат. Для них, как пра­вило, исполь­зу­ется канон, при кото­ром голова или конеч­но­сти боже­ства, а часто и то и дру­гое пока­заны сбоку. Если при­бег­нуть к ана­ло­гии с фри­зом Врат Солнца, то это – его спут­ники, т.е. обслу­жи­ва­ю­щие божества.

Изоб­ра­же­ние боже­ства, создан­ное по неоча­вин­скому канону спут­ника Бога Врат, или его помощ­ника, явля­ется основ­ным на тек­стиле пери­ода импе­рии Уари. Оно пред­став­ляет собой дракона-человека, а не птицу-человека.

Неоча­вин­ский канон помощ­ника вос­про­из­во­дится в двух вари­ан­тах. В пер­вом, как и на фризе Врат Солнца, одна рука заме­нена кры­лом (фото слева), а во вто­ром, кото­рый более упо­тре­би­те­лен, вме­сто крыла изоб­ра­жен орна­мент, завер­ша­ю­щийся цвет­ком Инки.

То, что ни на унку, ни на чуку изоб­ра­же­ний Бога Врат нет, еще раз под­твер­ждает мысль о том, что на гор­лышке уарий­ских сосу­дов изоб­ра­жен не пра­ви­тель Уари, кото­рый воз­нес себя выше Бога Врат Солнца, а импер­ский все­анд­ский бог. Дума­ется, что поме­стить свой порт­рет выше образа Бога Врат на кув­шине и одеться в унку и чуку, на кото­рых он выткан, вряд ли мог себе поз­во­лить даже император.

Исполь­зуя оде­я­ния с обра­зами спут­ни­ков бога, намест­ники Уари, похоже, счи­тали себя, если не выше, то рав­ными им. Полу­ча­ется, что уарий­ским пра­ви­те­лям было доз­во­лено ассо­ци­и­ро­вать себя с млад­шими боже­ствами – помощ­ни­ками Бога Врат. Однако счи­тать жрецов-правителей богами или полу­бо­гами было обыч­ной прак­ти­кой как в Анд­ском, так и во мно­гих дру­гих мирах древности.

В оде­я­нии пра­ви­те­лей Уари уарий­ским можно счи­тать только фасон чуку – шапки с четырьмя углами, да и то, что она была частью тра­ди­ци­он­ного костюма жре­цов долины Аякучо, у меня вызы­вает боль­шие сомне­ния. К тому же неко­то­рые уарий­ские намест­ники носили и тра­ди­ци­онно при­бреж­ные голов­ные уборы – наскан­ские тюр­баны и мочик­ские каски.

Таким обра­зом, жрецы-правители обла­ча­лись в оде­я­ния, выткан­ные на южном и, воз­можно, север­ном побе­ре­жье и орна­мен­ти­ро­ван­ные в соот­вет­ствии с неоча­вин­ской иконографией.

Дума­ется, искус­ство изго­тов­ле­ния цере­мо­ни­аль­ных тка­ней – не менее, если не более слож­ное, нежели искус­ство изго­тов­ле­ния риту­аль­ной кера­мики. Поэтому ремес­лен­ники мет­ро­по­лии уарий­ской импе­рии в долине Аякучо не смогли бы в корот­кие сроки его осво­ить. Видимо, даже нала­дить ткац­кое про­из­вод­ство с помо­щью масте­ров из про­вин­ций побе­ре­жья, как это было сде­лано с кера­ми­че­ским про­из­вод­ством в Кон­чо­пате и городе Уари, не уда­лось. Сви­де­тельств о его суще­ство­ва­нии не най­дено. Сле­до­ва­тельно, тезис о том, что инки пере­няли искус­ство тка­че­ства у Уари, неве­рен. Оно, я думаю, заро­ди­лось на побе­ре­жье, в част­но­сти во вре­мена куль­туры Пара­каса, и под­дер­жи­ва­лось масте­рами куль­туры Наски.

Отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти декора унку Пук­льяны поз­во­ляют гово­рить о том, что они имеют при­знаки само­сто­я­тель­ной куль­туры, воз­ник­шей и суще­ство­вав­шей под покро­ви­тель­ством богов во плоти, кото­рые про­ис­хо­дили из дру­гого звезд­ного дома, нежели покро­ви­тели север­ного и южного побе­ре­жий пери­ода импе­рии Уари.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>