Послание Врат Солнца,§ 6. Кем были правители Уари?, продолжение
3. ПАРИКИ
Вместе с запеленатыми мумиями представителей элиты государства Уари, похороненными вдоль пустынных южных берегов Перу, были найдены головные уборы-парики. Они были размещены на верхней части головы запеленатых мумий, пол которых не устанавливался[i].
Фото 31. Головной убор-парик. Материал: хлопок, шерсть верблюдовых, человеческие волосы, лубяные волокна. Размеры: 91×22,2×6,4 см. Место находки: южное побережье Перу. Культура: прибрежное Уари. 600 – 1000 гг. Период: Средний горизонт. Бруклинский музей[ii]
Верхняя часть головного убора-парика из Бруклинского музея (фото 31) представляет собой шапку, связанную крючком. Белые ряды выполнены из хлопка, а остальные – из неокрашенной шерсти верблюдовых. К шапке прикреплены тонкие косы из человеческих волос. Концы каждой косицы обмотаны шерстью верблюдовых, окрашенной в красный, белый, желтый и синий цвета[iii].
Фото 31а. Шапочка из шерсти и хлопка и косы из человеческих волос. Размеры: общая длина 60 см (шапочка 15 см, косы 45 см). Уари(?), Средний горизонт или позднее (500 – 800 гг. н.э. или позднее). Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон, США[iiiа]
Таким же париком, но с более короткими косами, владеет Музей изящных искусств Бостона (фото 31а).
Похожий головной убор-парик и парик из распущенных волос, прикрепленных к ленте, выставлены в Региональном музее Ики (фото 32, справа). На переднем плане показан женский череп с косами, длина которых составляет около 3 м[v].
Трудно сказать, какой смысл вкладывался в использование таких париков. Поскольку определение пола мумий, вместе с которыми они были найдены, не проводилось, парики могли принадлежать лицам обоего пола. Известно, что жрецами-правителями в Андах становились не только мужчины, но и женщины. Андцы одарены густыми черными волосами, которые способны вырастать очень длинными, особенно у женщин, судя по фото 32 и 33.
Фото 33[vi]. Захоронение культуры Наски в Чаучилье (Chauchilla). Снимок 2011 г.
Зачем же тогда нужен был парик? Может быть, его использовали жрецы преклонного возраста, у которых волосы на голове редели? Вряд ли. Надо думать, что волосы такого типа остаются густыми независимо от возраста, да и до преклонных лет доживали не многие. Более вероятно, что парики носили боги и их детища, у которых волосяной покров был другого типа, нежели у андцев, или его вообще не было. Есть также вероятность того, что париком скрывалось не только отсутствие волос, а и то, что народу видеть не полагалось. Логично также предположить, что, поскольку парик был частью облика божества во плоти, то впоследствии он стал частью костюма жреца-правителя и земного происхождения.
Как правило, на керамике Андского мира волосы у божеств, насколько я знаю, не изображаются вообще. Они почти всегда закрыты чем-то вроде ткани, которая или крепилась к головному убору, или одевалась под него (см. «2. Чуку», фото 30). И только на редких изображениях культуры Моче можно увидеть волосы длиной до плеч. На волосах появился акцент только в период империи Уари. Распущенные длинные и черные волосы стали атрибутом божества-воина. Примером могут служить росписи керамики Кончопаты (см. «Кончопата. Воины Уари»), а также сосудов лицо-на-горлышке (см. «Уарийская керамика», фото 6b). Особенно впечатляющей длины волосы у персоны сосуда из Бруклинского музея (фото 34).
Фото 34. Сосуд лицо-горлышко. Размер: 17,8×11,4×11,4 см. Культура: Уари. Сделано в центральной сьерре Перу. 650 – 1000 гг. Средний горизонт. Бруклинский музей
Если на человека надеть парик с множеством длинных косиц, а сверху – шапку на тростниковом каркасе (фото 25), которую снизу задрапировать материей, сделав тюрбан, то он будет выглядеть как монолиты Тиауанако и Конко-Ванкане. Напомню, что именно для культур Паракаса и Наски были характерны тюрбаны. А теперь выясняется, что культуре Наски свойственны еще и парики. В то же время у всеандского божества на горлышке сосуда волосы обычно обозначены, но они не длинные. Следовательно, длинные распущенные или заплетенные во множество косиц волосы следует считать характерными для жрецов южного побережья, что может свидетельствовать о том, что и монолит Понсе, как и монолит Беннетта, был сделан в соответствии с традициями побережья.
4. НЕБОЛЬШИЕ АКСЕССУАРЫ
4.1. Перчатки
В коллекции Бруклинского музея есть весьма редкий артефакт – тканая перчатка эпохи империи Уари (фото 35). Вот ее описание из каталога музея: «Перчатка из гладкокрашеного хлопкового полотна с группой гобеленовых изображений из хлопка и окрашенной шерсти верблюдовых. Отделка включает в себя типичные элементы Уари, такие, как ноготь кончика пальца, кошачьи фигуры с разделенными глазами и профили кошачьих голов с изогнутыми носами. Центральная человеческая фигура изображен в стиле Моче с ножом туми на головном уборе, поясом с головами змей и боевой задней накладкой (warrior backflap), а также щитом и церемониальным кубком, которые держат руки фигуры».
Фото 35. Тканая перчатка. Размеры: 28,6×22,1 см. Материал: хлопок, шерсть верблюдовых. Место находки: Уюхая (Ullujaya), долина Ики, Перу. Культура Уари. 650 – 800 гг. н.э. Средний горизонт. Бруклинский музей[vii]
На мой взгляд, верхняя часть композиции содержит фигуру дракона-человека с птичьим хвостом, выполненную в неочавинском стиле с особенностями манеры Моче. Она изображает воина со щитом и дротиками в правой руке. В левой руке воин держит предмет, который, судя по его форме, никак не может быть керо. Скорее всего, это двуглавый туми. Из каждой части фигуры и из каждого ее атрибута исходят драконы-змеи, которые заполняют все свободное пространство. Над воином – в основании каждого пальца перчатки – расположены драконы-ягуары.
Нижняя часть композиции, над которой возвышается дракон-человек, в середине имеет двух драконов-ягуаров, которые держат в лапах головы жрецов с характерными ноздрями так же, как на известном керамическом сосуде Моче из Музея Америк Мадрида (см. «Зооморфное божество-корабль», фото 20). Сверху и снизу композиция ограничена полосами, на которых изображены головы драконов-змей. Некоторые из них имеют спиралевидные носы.
Перчатка слишком большая и поэтому вряд ли позволяла совершать руками какие-либо сложные действия. Однако такие перчатки божества во плоти и/или их детища, а затем в подражание им и жрецы-правители Уари могли надевать во время церемониального выхода к народу, как надевали золотые перчатки жрецы-правители Сикана (Чиму).
Какой символ изображен в качестве ногтя на уарийской перчатке, понять мне не удалось. Но, когда я думала об этом, у меня было ощущение, что я где-то уже видела подобную перчатку. А когда я искала снимки современного космического скафандра, мне попалась вот эта фотография[i]. Возможно у звездных богов Анд были похожие перчатки. |
4.2. Сумка
Костюм жреца-правителя дополняла обычно маленькая сумка для листьев коки, подобная той, что заснята на фото 36. Она называется чуспа (chuspa).
Фото 36[viii]. Чуспа культуры Уари. Региональный музей Ики
Стоит напомнить, что в Перу и Боливии листья коки используются для ритуальных целей. Кока – священное растение, которое служит посредником между миром богов и миром людей, как и кактус Сан-Педро, или аяуаска, препараты из которого применяли для этой цели жрецы Чавин-де-Уантара (см. «Каменные головы»). Листья коки священники не только жуют, они обязательно включаются в деспачо.
Чуспы сейчас входят в состав традиционного костюма коренных народов Боливии. Они также являются принадлежностью церемониального облачения аймарского священника, в том числе и самого высокого ранга (фото 37). Сумку обычно вешают на шею и располагают на груди.
Фото 37[ix]. Церемония Willkakuti – праздника возвращения солнца. На переднем плане – жертвенник в Каласасайе. Тиауанако, 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймарскому летоисчислению
Заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на то, что коренные народы Анд продолжают жевать листья коки, как и их далекие предки, чуспа осталась в традиционном костюме лишь коренных народов Боливии и, как мне кажется, в основном только аймаров. Жители Перу, в том числе и долины Аякучо, которая была ядром империи Уари, не носят чуспы. Возможно, это говорит о том, что обычай использовать чуспы был характерен для побережья, а затем распространился по всей территории империи вплоть до Тиауанако, но прижился и остался в составе традиционного костюма только на землях современной Боливии.
Узор на чуспе с фото 36 напоминает завитки композиций Чавин-де-Уантара. Он похож на иероглиф и наверняка имеет сакральный смысл.
Сумка, показанная на фото 38, также предназначалась для листьев коки. Но она единственная в своем роде. Ее дизайн можно назвать уникальным. Эта чуспа сделана из кожи ламы или альпаки и дополнена декоративной панелью с трехмерным лицом человека, одетого в унку. У него даже есть волосы, настоящие, человеческие. Лицо, шапка и унку персонажа расписаны в стиле сосудов лицо-на-горлышке из Пачеко, Рио-Гранде-де-Наска (см. фото 6 – 6b статьи «Уарийская керамика»).
Фото 38. Сумка с человеческим лицом для хранения листьев коки. Размеры: высота сумки 26 см, с ремнем 64,7 см. Материалы: кожа альпаки или ламы, человеческий волос, пигмент, хлопок. Культура: Уари. 600 – 1000 гг. Кливлендский музей искусств, США[x]
4.3. Зеркало
Принадлежностью облачения жреца периода империи Уари был также предмет, который называют зеркалом (фото 39).
Фото 39. Мозаичное зеркало. Задняя сторона. Размеры: 23,9×12×2 см. Материалы: раковина, пирит, бирюза. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»[xi]
Сайт института «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса» сопровождает фотографию данного артефакта следующей информацией:
«Это зеркало является одним из немногих андских предметов, поверхность которых полностью покрыта мозаикой. Оранжевые, красные, фуксиевые, фиолетовые и бледно-зеленые вставки на задней стороне зеркала сделаны из раковин, т.е. из перламутра выполнен бордюр ручки и центральной панели на передней и задней сторонах зеркала. Инкрустации из камня включают в себя бирюзу и халцедон. Мозаика установлена на раме из древесины ольхи. Передняя часть зеркала, не видимая на этом снимке, имеет гладкую прямоугольную поверхность, сделанную из нарезанных кусочков пирита.
Доколумбовые зеркала использовались в основном в церемониальных контекстах, где они служили, чтобы отражать и направлять свет. Такое зеркало имело в комплекте, по некоторым сообщениям, маленькую медную ложечку (не в коллекции Думбартон-Оакса), и его пиритовая поверхность могла дублировать дощечку для приготовления изменяющих сознание веществ, используемых для общения со сверхъестественными силами.
Зеркало украшено атрибутами двух животных, часто ассоциируемых с божествами, – кошачьего и змеи. Основное изображение на задней стороне зеркала представляет собой прямоугольное лицо с чертами кошачьих и слезными мотивами на щеках. Оно обрамлено с обеих сторон двумя фигурами из змей, которые выходят из верхней и нижней частей лица и встречаются. Ромбовидный рисунок на ручке также имитирует кожу змеи, ручка заканчивается скульптурной зооморфной головой со вставками, вероятно, представляющей кошачьих. Эти мощные хищники, возможно, были посредниками между людьми и богами. Само зеркало могло использоваться в ритуалах».
Если мысленно собрать все перечисленные части церемониального костюма жреца-правителя – широкое унку, парик с косами, шапку поверх него, перчатки и, возможно, маску – и представить себе человека, одетого подобным образом, становится понятно, что во время церемониальных выходов властители Уари, как и правители Сикана (Чиму), могли быть полностью скрыты под облачением. На церемонии погребения посмотреть, как выглядели властители, также не представлялось возможным, поскольку их мумии захоранивались в фардо (см. «Гробницу Дамы в маске»). Лица погребальных масок (фото 40) были на редкость условны и примитивны, поэтому искать в них сходства с мумией, к которой они прилагались, даже не приходит в голову.
Фото 40[x]. Погребальная маска (голова). Культура Уари. Музей Уаки Уальямарки (Huaca Huallamarca), Сан-Исидоро, Лима, Перу
Все перечисленное говорит о том, что облачение правителя Уари как нельзя лучше подходило для того, чтобы скрыть тайну личности его обладателя.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20a | 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 | 33 | 34 |
[iii] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/51694/Wig_Headdress#
[iiiа] http://www.mfa.org/collections/object/cap-and-human-hair-braids-36620
[v] Скляров А. Перу и Боливия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov1.htm).