3. Парики

Посла­ние Врат Солнца,§ 6. Кем были пра­ви­тели Уари?, про­дол­же­ние

3. ПАРИКИ

Вме­сте с запе­ле­на­тыми муми­ями пред­ста­ви­те­лей элиты госу­дар­ства Уари, похо­ро­нен­ными вдоль пустын­ных южных бере­гов Перу, были най­дены голов­ные уборы-парики. Они были раз­ме­щены на верх­ней части головы запе­ле­на­тых мумий, пол кото­рых не уста­нав­ли­вался[i].

Фото 31. Голов­ной убор-парик. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых, чело­ве­че­ские волосы, лубя­ные волокна. Раз­меры: 91×22,2×6,4 см. Место находки: южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура: при­бреж­ное Уари. 600 – 1000 гг. Период: Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[ii]

Верх­няя часть голов­ного убора-парика из Бруклин­ского музея (фото 31) пред­став­ляет собой шапку, свя­зан­ную крюч­ком. Белые ряды выпол­нены из хлопка, а осталь­ные – из неокра­шен­ной шер­сти вер­блю­до­вых. К шапке при­креп­лены тон­кие косы из чело­ве­че­ских волос. Концы каж­дой косицы обмо­таны шер­стью вер­блю­до­вых, окра­шен­ной в крас­ный, белый, жел­тый и синий цвета[iii].

image044Фото 31а. Шапочка из шер­сти и хлопка и косы из чело­ве­че­ских волос. Раз­меры: общая длина 60 см (шапочка 15 см, косы 45 см). Уари(?), Сред­ний гори­зонт или позд­нее (500 – 800 гг. н.э. или позд­нее). Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[iiiа]

Таким же пари­ком, но с более корот­кими косами, вла­деет Музей изящ­ных искусств Бостона (фото 31а).

Фото 32[iv]. Вит­рина Реги­о­наль­ного музея Ики

Похо­жий голов­ной убор-парик и парик из рас­пу­щен­ных волос, при­креп­лен­ных к ленте, выстав­лены в Реги­о­наль­ном музее Ики (фото 32, справа). На перед­нем плане пока­зан жен­ский череп с косами, длина кото­рых состав­ляет около 3 м[v].

Трудно ска­зать, какой смысл вкла­ды­вался в исполь­зо­ва­ние таких пари­ков. Поскольку опре­де­ле­ние пола мумий, вме­сте с кото­рыми они были най­дены, не про­во­ди­лось, парики могли при­над­ле­жать лицам обо­его пола. Известно, что жрецами-правителями в Андах ста­но­ви­лись не только муж­чины, но и жен­щины. Андцы ода­рены густыми чер­ными воло­сами, кото­рые спо­собны вырас­тать очень длин­ными, осо­бенно у жен­щин, судя по фото 32 и 33.

Фото 33[vi]. Захо­ро­не­ние куль­туры Наски в Чаучи­лье (Chauchilla). Сни­мок 2011 г.

Зачем же тогда нужен был парик? Может быть, его исполь­зо­вали жрецы пре­клон­ного воз­раста, у кото­рых волосы на голове редели? Вряд ли. Надо думать, что волосы такого типа оста­ются густыми неза­ви­симо от воз­раста, да и до пре­клон­ных лет дожи­вали не мно­гие. Более веро­ятно, что парики носили боги и их детища, у кото­рых воло­ся­ной покров был дру­гого типа, нежели у анд­цев, или его вообще не было. Есть также веро­ят­ность того, что пари­ком скры­ва­лось не только отсут­ствие волос, а и то, что народу видеть не пола­га­лось. Логично также пред­по­ло­жить, что, поскольку парик был частью облика боже­ства во плоти, то впо­след­ствии он стал частью костюма жреца-правителя и зем­ного происхождения.

Как пра­вило, на кера­мике Анд­ского мира волосы у божеств, насколько я знаю,  не изоб­ра­жа­ются вообще. Они почти все­гда закрыты чем-то вроде ткани, кото­рая или кре­пи­лась к голов­ному убору, или оде­ва­лась под него (см. «2. Чуку», фото 30). И только на ред­ких изоб­ра­же­ниях куль­туры Моче можно уви­деть волосы дли­ной до плеч. На воло­сах появился акцент только в период импе­рии Уари. Рас­пу­щен­ные длин­ные и чер­ные волосы стали атри­бу­том божества-воина. При­ме­ром могут слу­жить рос­писи кера­мики Кон­чо­паты (см. «Кон­чо­пата. Воины Уари»), а также сосу­дов лицо-на-горлышке (см. «Уарий­ская кера­мика», фото 6b). Осо­бенно впе­чат­ля­ю­щей длины волосы у пер­соны сосуда из Бруклин­ского музея (фото 34).

Фото 34. Сосуд лицо-горлышко. Раз­мер: 17,8×11,4×11,4 см. Куль­тура: Уари. Сде­лано в цен­траль­ной сьерре Перу. 650 – 1000 гг. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей

Если на чело­века надеть парик с мно­же­ством длин­ных косиц, а сверху – шапку на трост­ни­ко­вом кар­касе (фото 25), кото­рую снизу задра­пи­ро­вать мате­рией, сде­лав тюр­бан, то он будет выгля­деть как моно­литы Тиа­у­а­нако и Конко-Ванкане. Напомню, что именно для куль­тур Пара­каса и Наски были харак­терны тюр­баны. А теперь выяс­ня­ется, что куль­туре Наски свой­ственны еще и парики. В то же время у все­анд­ского боже­ства на гор­лышке сосуда волосы обычно обо­зна­чены, но они не длин­ные. Сле­до­ва­тельно, длин­ные рас­пу­щен­ные или запле­тен­ные во мно­же­ство косиц волосы сле­дует счи­тать харак­тер­ными для жре­цов южного побе­ре­жья, что может сви­де­тель­ство­вать о том, что и моно­лит Понсе, как и моно­лит Бен­нетта, был сде­лан в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­ями побережья.

 

4. НЕБОЛЬШИЕ АКСЕССУАРЫ

4.1. Пер­чатки

В кол­лек­ции Бруклин­ского музея есть весьма ред­кий арте­факт – тка­ная пер­чатка эпохи импе­рии Уари (фото 35). Вот ее опи­са­ние из ката­лога музея: «Пер­чатка из глад­ко­кра­ше­ного хлоп­ко­вого полотна с груп­пой гобе­ле­но­вых изоб­ра­же­ний из хлопка и окра­шен­ной шер­сти вер­блю­до­вых. Отделка вклю­чает в себя типич­ные эле­менты Уари, такие, как ноготь кон­чика пальца, коша­чьи фигуры с раз­де­лен­ными гла­зами и про­фили коша­чьих голов с изо­гну­тыми носами. Цен­траль­ная чело­ве­че­ская фигура изоб­ра­жен в стиле Моче с ножом туми на голов­ном уборе, поя­сом с голо­вами змей и бое­вой зад­ней наклад­кой (warrior backflap), а также щитом и цере­мо­ни­аль­ным куб­ком, кото­рые дер­жат руки фигуры».

Фото 35. Тка­ная пер­чатка. Раз­меры: 28,6×22,1 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Место находки: Уюхая (Ullujaya), долина Ики, Перу. Куль­тура Уари. 650 – 800 гг. н.э. Сред­ний гори­зонт. Бруклин­ский музей[vii]

На мой взгляд, верх­няя часть ком­по­зи­ции содер­жит фигуру дракона-человека с пти­чьим хво­стом, выпол­нен­ную в неоча­вин­ском стиле с осо­бен­но­стями манеры Моче. Она изоб­ра­жает воина со щитом и дро­ти­ками в пра­вой руке. В левой руке воин дер­жит пред­мет, кото­рый, судя по его форме, никак не может быть керо. Ско­рее всего, это дву­гла­вый туми. Из каж­дой части фигуры и из каж­дого ее атри­бута исхо­дят драконы-змеи, кото­рые запол­няют все сво­бод­ное про­стран­ство. Над вои­ном – в осно­ва­нии каж­дого пальца пер­чатки – рас­по­ло­жены драконы-ягуары.

Ниж­няя часть ком­по­зи­ции, над кото­рой воз­вы­ша­ется дракон-человек, в сере­дине имеет двух драконов-ягуаров, кото­рые дер­жат в лапах головы жре­цов с харак­тер­ными нозд­рями так же, как на извест­ном кера­ми­че­ском сосуде Моче из Музея Аме­рик Мад­рида (см. «Зооморф­ное божество-корабль», фото 20). Сверху и снизу ком­по­зи­ция огра­ни­чена поло­сами, на кото­рых изоб­ра­жены головы драконов-змей. Неко­то­рые из них имеют спи­ра­ле­вид­ные носы.

Пер­чатка слиш­ком боль­шая и поэтому вряд ли поз­во­ляла совер­шать руками какие-либо слож­ные дей­ствия. Однако такие пер­чатки боже­ства во плоти и/или их детища, а затем в под­ра­жа­ние им и жрецы-правители Уари могли наде­вать во время цере­мо­ни­аль­ного выхода к народу, как наде­вали золо­тые пер­чатки жрецы-правители Сикана (Чиму).

Какой сим­вол изоб­ра­жен в каче­стве ногтя на уарий­ской пер­чатке, понять мне не уда­лось. Но, когда я думала об этом, у меня было ощу­ще­ние, что я где-то уже видела подоб­ную пер­чатку. А когда я искала снимки совре­мен­ного кос­ми­че­ского ска­фандра, мне попа­лась вот эта фото­гра­фия[i]. Воз­можно у звезд­ных богов Анд  были похо­жие перчатки.


[i] http://www.polit.ru/news/2011/02/18/

 

4.2. Сумка

 Костюм жреца-правителя допол­няла обычно малень­кая сумка для листьев коки, подоб­ная той, что заснята на фото 36. Она назы­ва­ется чуспа (chuspa).

Фото 36[viii]. Чуспа куль­туры Уари. Реги­о­наль­ный музей Ики

Стоит напом­нить, что в Перу и Боли­вии листья коки исполь­зу­ются для риту­аль­ных целей. Кока – свя­щен­ное рас­те­ние, кото­рое слу­жит посред­ни­ком между миром богов и миром людей, как и как­тус Сан-Педро, или аяуаска, пре­па­раты из кото­рого при­ме­няли для этой цели жрецы Чавин-де-Уантара (см. «Камен­ные головы»). Листья коки свя­щен­ники не только жуют, они обя­за­тельно вклю­ча­ются в дес­пачо.

Чуспы сей­час вхо­дят в состав тра­ди­ци­он­ного костюма корен­ных наро­дов Боли­вии. Они также явля­ются при­над­леж­но­стью цере­мо­ни­аль­ного обла­че­ния аймар­ского свя­щен­ника, в том числе и самого высо­кого ранга (фото 37). Сумку обычно вешают на шею и рас­по­ла­гают на груди.

Фото 37[ix]. Цере­мо­ния Willkakuti – празд­ника воз­вра­ще­ния солнца. На перед­нем плане – жерт­вен­ник в Кала­са­сайе. Тиа­у­а­нако, 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймар­скому летоисчислению

Заслу­жи­вает вни­ма­ния тот факт, что, несмотря на то, что корен­ные народы Анд про­дол­жают жевать листья коки, как и их дале­кие предки, чуспа оста­лась в тра­ди­ци­он­ном костюме лишь корен­ных наро­дов Боли­вии и, как мне кажется, в основ­ном только айма­ров. Жители Перу, в том числе и долины Аякучо, кото­рая была ядром импе­рии Уари, не носят чуспы. Воз­можно, это гово­рит о том, что обы­чай исполь­зо­вать чуспы был харак­те­рен для побе­ре­жья, а затем рас­про­стра­нился по всей тер­ри­то­рии импе­рии вплоть до Тиа­у­а­нако, но при­жился и остался в составе тра­ди­ци­он­ного костюма только на зем­лях совре­мен­ной Боливии.

Узор на чуспе с фото 36 напо­ми­нает завитки ком­по­зи­ций  Чавин-де-Уантара. Он похож на иеро­глиф и навер­няка имеет сакраль­ный смысл.

Сумка, пока­зан­ная на фото 38, также пред­на­зна­ча­лась для листьев коки. Но она един­ствен­ная в своем роде. Ее дизайн можно назвать уни­каль­ным. Эта чуспа сде­лана из кожи ламы или аль­паки и допол­нена деко­ра­тив­ной пане­лью с трех­мер­ным лицом чело­века, оде­того в унку. У него даже есть волосы, насто­я­щие, чело­ве­че­ские. Лицо, шапка и унку пер­со­нажа рас­пи­саны в стиле сосу­дов лицо-на-горлышке из Пачеко, Рио-Гранде-де-Наска (см. фото 6 – 6b ста­тьи «Уарий­ская кера­мика»).

Фото 38. Сумка с чело­ве­че­ским лицом для хра­не­ния листьев коки. Раз­меры: высота сумки 26 см, с рем­нем 64,7 см. Мате­ри­алы: кожа аль­паки или ламы, чело­ве­че­ский волос, пиг­мент, хло­пок. Куль­тура: Уари. 600 – 1000 гг. Клив­ленд­ский музей искусств, США[x]

4.3. Зер­кало

При­над­леж­но­стью обла­че­ния жреца пери­ода импе­рии Уари был также пред­мет, кото­рый назы­вают зер­ка­лом (фото 39).

Фото 39. Моза­ич­ное зер­кало. Зад­няя сто­рона. Раз­меры: 23,9×12×2 см. Мате­ри­алы: рако­вина, пирит, бирюза. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса»[xi]

Сайт инсти­тута «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса» сопро­вож­дает фото­гра­фию дан­ного арте­факта сле­ду­ю­щей информацией:

«Это зер­кало явля­ется одним из немно­гих анд­ских пред­ме­тов, поверх­ность кото­рых пол­но­стью покрыта моза­и­кой. Оран­же­вые, крас­ные, фук­си­е­вые, фио­ле­то­вые и бледно-зеленые вставки на зад­ней сто­роне зер­кала сде­ланы из рако­вин, т.е. из пер­ла­мутра выпол­нен бор­дюр ручки и цен­траль­ной панели на перед­ней и зад­ней сто­ро­нах зер­кала. Инкру­ста­ции из камня вклю­чают в себя бирюзу и хал­це­дон. Моза­ика уста­нов­лена на раме из дре­ве­сины ольхи. Перед­няя часть зер­кала, не види­мая на этом снимке, имеет глад­кую пря­мо­уголь­ную поверх­ность, сде­лан­ную из наре­зан­ных кусоч­ков пирита.

Доко­лум­бо­вые зер­кала исполь­зо­ва­лись в основ­ном в цере­мо­ни­аль­ных кон­текстах, где они слу­жили, чтобы отра­жать и направ­лять свет. Такое зер­кало имело в ком­плекте, по неко­то­рым сооб­ще­ниям, малень­кую мед­ную ложечку (не в кол­лек­ции Думбартон-Оакса), и его пири­то­вая поверх­ность могла дуб­ли­ро­вать дощечку для при­го­тов­ле­ния изме­ня­ю­щих созна­ние веществ, исполь­зу­е­мых для обще­ния со сверхъ­есте­ствен­ными силами.

Зер­кало укра­шено атри­бу­тами двух живот­ных, часто ассо­ци­и­ру­е­мых с боже­ствами, – коша­чьего и змеи. Основ­ное изоб­ра­же­ние на зад­ней сто­роне зер­кала пред­став­ляет собой пря­мо­уголь­ное лицо с чер­тами коша­чьих и слез­ными моти­вами на щеках. Оно обрам­лено с обеих сто­рон двумя фигу­рами из змей, кото­рые выхо­дят из верх­ней и ниж­ней частей лица и встре­ча­ются. Ром­бо­вид­ный рису­нок на ручке также ими­ти­рует кожу змеи, ручка закан­чи­ва­ется скульп­тур­ной зооморф­ной голо­вой со встав­ками, веро­ятно, пред­став­ля­ю­щей коша­чьих. Эти мощ­ные хищ­ники, воз­можно, были посред­ни­ками между людьми и богами. Само зер­кало могло исполь­зо­ваться в ритуалах».

Если мыс­ленно собрать все пере­чис­лен­ные части цере­мо­ни­аль­ного костюма жреца-правителя – широ­кое унку, парик с косами, шапку поверх него, пер­чатки и, воз­можно, маску – и пред­ста­вить себе чело­века, оде­того подоб­ным обра­зом, ста­но­вится понятно, что во время цере­мо­ни­аль­ных выхо­дов вла­сти­тели Уари, как и пра­ви­тели Сикана (Чиму), могли быть пол­но­стью скрыты под обла­че­нием. На цере­мо­нии погре­бе­ния посмот­реть, как выгля­дели вла­сти­тели, также не пред­став­ля­лось воз­мож­ным, поскольку их мумии захо­ра­ни­ва­лись в фардо (см. «Гроб­ницу Дамы в маске»). Лица погре­баль­ных масок (фото 40) были на ред­кость условны и при­ми­тивны, поэтому искать в них сход­ства с мумией, к кото­рой они при­ла­га­лись, даже не при­хо­дит в голову.

Фото 40[x]. Погре­баль­ная маска (голова). Куль­тура Уари. Музей Уаки Уалья­марки (Huaca Huallamarca), Сан-Исидоро, Лима, Перу

Все пере­чис­лен­ное гово­рит о том, что обла­че­ние пра­ви­теля Уари как нельзя лучше под­хо­дило для того, чтобы скрыть тайну лич­но­сти его обладателя.

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |12а | 13 |14 |1516171819 | 20 | 20a 21 | 22 | 23 | 23a |24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29| 30 |31 | 32 | 33 | 34 |


[v] Скля­ров А. Перу и Боли­вия задолго до инков (http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000370/sklarov_peru_i_bolivia_zadolgo_do_inkov1.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>